В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.
В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется с нововведением, новшеством.
В экономической литературе последних лет существует множество определений понятия «инновация». Анализ определений термина «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством. Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.
В дальнейшем под инновацией будем понимать коммерциализацию научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.
В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).
По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.
Кроме того, инновации классифицируют по следующим признакам:
1. По распространенности:
1.1. единичные;
1.2. диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
2.1. сырьевые;
2.2. обеспечивающие (связывающие);
2.3. продуктовые.
3. По преемственности:
3.1. замещающие;
3.2. отменяющие;
3.3. возвратные;
3.4. открывающие;
3.5. ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
4.1. локальные;
4.2. системные;
4.3. стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
5.1. радикальные;
5.2. комбинаторные;
5.3. совершенствующие.
Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Организационные формы инновационного предпринимательства
Формы малого инновационного предпринимательства.
Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием венчурных фирм, разработкой и реализацией инкубаторных программ.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 256.