Тема 5. Инфраструктура предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие «инфраструктура» как экономическая категория давно вошло в научный и хозяйственный оборот. Тем не менее, роль инфраструктуры в российской системе хозяйствования полностью не осмыслена. Не оценены роль и место инфраструктуры в обеспечении общих условий формирования и развития современной организации.

В связи с этим важно выработать научно обоснованный подход к выяснению сущности и содержания инфраструктуры предпринимательства и, в частности, современной организации.

Прежде всего, отметим, что инфраструктура является частью внешней среды организации. Внешняя среда многообразна и неоднородна, она включает большое число факторов, оказывающих различное влияние на организацию. Такие факторы могут предоставить организации невиданные возможности и создать серьезные угрозы.

Окружающую среду формируют экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая и другие составляющие. Происходящие во внешней среде изменения и неопределенности усиливают ее воздействие на организацию. Предпринимательский подход в управлении связан с систематическим контролем за внешней средой и оценкой факторов, которые с наибольшей вероятностью могут обеспечить успех организации. Можно выделить две относительно автономные части внешней среды, по-разному оказывающие влияние на организацию: макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение является частью внешней среды, общей для организации. Можно выделить различные ее уровни: глобальный, международный и национальный. В связи с глобализацией бизнеса представляет интерес выделение и рассмотрение составляющих внешней среды на глобальном уровне: информационно-технологической, экологической, рыночной, экономической, политической, социальной, технологической и др.

Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, т.е. экономические условия, в которых работают организации.

Ее основными параметрами являются:

· валовой внутренний продукт;

· инфляция;

· процентная ставка;

· валютный курс;

· дефицит бюджета;

· уровень безработицы;

· ставки налогообложения;

· производительность труда;

· заработная плата.

Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т.п.

Предприимчивые компании могут получать преимущества перед конкурентами в результате использовании знаний о тенденциях развития экономики. Многие фирмы начинают процветать именно в моменты экономического подъема с началом очередного цикла.

Менеджеры должны определить тип экономической ситуации, который, вероятнее всего, положительно скажется на их бизнесе.

Политическая составляющая, представленная органами государственной власти, партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, пути и средства их реализации правительством.

Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность организаций, создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса.

Организация должна иметь четкое представление о: стабильности политической ситуации; предстоящей смене (если таковая намечается) политических партий и лидеров, об их программах; направлениях деятельности и отраслях, которые они намереваются поддерживать; возможностях различных групп лоббирования, их интересах и влиянии на принятие тех или иных законов и других нормативных актов.

Информированность об этих процессах позволяет одним организациям воспользоваться благоприятными возможностями для укрепления своих позиций, завоевания новых рыночных ниш, расширения сферы деятельности, другим — избежать или снизить потери.

Фирмы могут определять диапазон своих позиций, в котором они реагируют на изменение ситуации в политической сфере. Одни фирмы занимают активную позицию в политике и стараются воздействовать на разработку и принятие законов через лоббирующие организации и компании, занимающиеся связями с общественностью.

Другие предпочитают пассивную позицию и просто приспосабливаются к требованиям нового законодательства в сфере бизнеса.

Предприимчивые фирмы часто могут находить преимущества в изменениях политической сферы, используя открывающиеся возможности и появляясь на рынках раньше, чем фирмы, выполняющие работу только «от и до». В свою очередь, и политика оказывает влияние на общее состояние дел в бизнесе. Глобальные торговые соглашения и страны, объединяющиеся в торговые блоки, оказывают огромное влияние на свободу или ограничения в торговле.

Некоторые страны считаются политически не стабильными, поэтому ведение бизнеса в них представляется рискованным делом. Подобная ситуация в настоящее время сложилась в России. Однако некоторые предприимчивые компании готовы работать в условиях повышенного риска по сравнению с фирмами, имеющими стабильное положение. В результате преимущества «первопроходца» могут получить именно предприимчивые компании, более терпимо относящиеся к рискам.

Правовая составляющая — это законы и другие правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов и др. От знания и соблюдения принятых законов и правовых норм зависят правомерность заключения и выполнения контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью организации, осуществляемой в рамках существующего законодательства.

Социальная составляющая макросреды отражает социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации (традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей). В нее входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста численности населения, миграция, уровень образования, квалификации и т.п.

Социальная составляющая макросреды, влияя на уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции, определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: наличие необходимой численности работников, определенный уровень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни, изменившееся отношение к охране окружающей среды, появление новых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе. Для одних это может открывать большие перспективы развития, а для других — создавать определенные трудности и проблемы.

Технологическая составляющая включает научные и технологические факторы. На их основе организация может модернизировать старую и выпускать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. При этом она может использовать не только результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других отраслей.

В настоящее время, как никогда раньше, наблюдается быстрое внедрение инноваций в компаниях. Бурное развитие коммерции — лишь один из последних примеров значительных изменений в бизнесе, возникших вследствие внедрения информационных технологий.

Деятельность компаний, которые осознали важность технологических инноваций, свидетельствует о том, что их бизнес развивается ускоренными темпами. Однако это не означает, что все новые технологии обязательно приводят к успеху. Многие запатентованные технологии не имеют спроса на рынке. Некоторые предприимчивые компании начинают работать на рынках, приносящих наибольшие прибыли, их бизнес растет, но в течение непродолжительного времени, поскольку их вытесняют более сильные конкуренты.

Природно-географические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, появление озоновых дыр, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие негативные процессы все больше влияют на деятельность организаций. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов и видов энергии.

Ухудшение экологической обстановки требует соблюдения экологических стандартов при производстве и эксплуатации продукции, утилизации отходов, строительства очистных сооружений, запрещения производства отдельных видов товаров. Для решения этих и подобных проблем организации вынуждены вкладывать значительные средства в разработку новых технологий, охрану окружающей среды и т.п.

Деловая среда, являясь частью внешней среды, составляет непосредственное окружение организации. К деловой среде организации относится все, что, находясь за ее пределами, взаимодействует с ней и оказывает непосредственное влияние на организацию в целом или ее отдельные части. Деловая среда формируется в процессе деятельности организации и со временем меняется. В некоторых случаях факторы внешней среды начинают оказывать сильное влияние на конкретную организацию и становятся частью ее делового окружения.

Деловая среда меняется, если организация меняет стратегию, сферу деятельности, производимые продукты, рынки и т.п. Определить границы деловой среды довольно сложно. Для уяснения того, что следует относить к деловой среде организации, необходимо проанализировать, в какой сфере деятельности или отрасли она работает, и определить, с какими элементами внешней среды (организациями, подразделениями, людьми) она связана, подвержена их влиянию, взаимодействует в процессе достижения поставленных целей.

Потребители продукции и услуг. В эту группу входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты.

Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и других факторов. Кроме непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества потребителей, общества экологической защиты и другие подобные организации.

Их влияние на производителей становится все более заметным, и с ним приходится считаться. Такие организации вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экологических требований и т.д.

Воздействие потребителей находит проявление в таких формах, как:

· установление определенного уровня цен;

· наличие особых требований к качеству, дизайну и техническим характеристикам продукции, формам оплаты;

· угроза перехода к другому производителю;

· предпочтение определенных торговых марок и т.д.

Вместе с тем производители могут оказывать существенное влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию или услуги, являясь монополистами в данной отрасли, и т.п. Если позиция производителя достаточно сильна, то существует и потенциальная угроза смены покупателей.

Анализ положения потребителей позволяет лучше уяснить, в чем может проявиться их влияние, оказывают ли они давление на производителя, а также понять, насколько сильны позиции организации, как она влияет на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в этом взаимодействии.

Поставщики материальных и природных ресурсов. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Зависимость одних организаций от распределения ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом — на эффективность деятельности организации.

Анализ поставщиков материальных и природных ресурсов позволяет определить, насколько сильна ресурсная зависимость организации и каковы ее причины. При этом следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объема поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов или возможна смена поставщика. Зависимость от поставщиков создает для менеджеров организации большие сложности при обеспечении необходимыми для ее деятельности материальными и природными ресурсами. В таких условиях организация должна направлять свои усилия на то, чтобы минимизировать ресурсную зависимость.

Конкуренты. К ним относят организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конкурентной среды менеджеры должны оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Вместе с тем менеджерам необходимо знать позиции их организации и каковы ее конкурентные преимущества, чтобы уметь выработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынке появляются новые фирмы, имеющие намерение производить аналогичный продукт, или уже существующие выпускают такой же продукт, то их необходимо включить в ту же группу как потенциальных конкурентов и тоже начать изучать.

Угрозу для организации могут представлять также фирмы, производящие товары или услуги, которые способны заменить или даже полностью вытеснить ее продукцию. Менеджеры должны проанализировать возможность наличия таких товаров-заменителей или их появления. Чем более полной и достоверной информацией о реальных и потенциальных конкурентах располагают менеджеры организации, тем лучше они сумеют подготовить организацию к ответным действиям на вызов конкурентов, разработав наступательную или оборонительную стратегию.

Глубинная экономическая сущность инфраструктуры предпринимательства (организаций) заключена в сущности инфраструктуры воспроизводства социально-экономической системы. Само устойчивое существование и развитие социально-экономической системы возможно лишь при ее устойчивом воспроизводстве, материальной основой которого является воспроизводство народнохозяйственного комплекса, а его ядром — базовые отрасли и прежде всего — промышленность и сельское хозяйство. Чтобы развивалось производство в этих отраслях, необходимо соответствующее инфраструктурное обеспечение, целостный инфраструктурный комплекс.

Термин «инфраструктура» произошел от лат. infra — ниже и stmctura — строение, расположение. Принято считать, что впервые в экономический оборот его ввел американский ученый П.Н. Розенштейн-Родан. Вслед за ним западные экономисты-теоретики под инфраструктурой стали понимать общие условия развития общественного производства, необходимые для обслуживания оборота частного капитала в основных отраслях экономики и удовлетворения потребности населения.

Таким образом, инфраструктура — это объективно сложившаяся в результате общественного разделения труда система общих условий обеспечения общественного воспроизводства в рамках национального хозяйства и каждого его звена, представляющая совокупность рациональных технологических, организационно-экономических, информационных, социальных и других взаимосвязей по эффективному обслуживанию функционирования структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения.

Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая обеспечивает организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, транспортными, консультационными, аудиторскими, страховыми и другими услугами.

Экономическое содержание инфраструктуры раскрывается через систему ее функций. Первая и наиболее значимая функция инфраструктуры — создание общих условий для эффективного функционирования структурообразующих отраслей в национальном хозяйстве в целом, в регионах, а также предприятий, объединений, социальной сферы.

Вторая функция — системообразующая, направленная на обеспечение единства всех фаз воспроизводства в национальном хозяйстве в целом и в каждом его структурном звене путем установления взаимосвязей в процессе воспроизводства.

Третья функция — обеспечение неразрывности рациональных товарных, денежных, информационных и других потоков, взаимоувязанных между собой, создающих общие условия для динамичной устойчивости воспроизводства в необходимых масштабах.

Таким образом, инфраструктура является фактором, условием ускорения оборота капитала в базовых отраслях в национальном хозяйстве в целом и во всех его звеньях.

Одной из основных функций инфраструктуры является создание общих условий для повышения эффективности воспроизводства. Известно, что в инфраструктурном комплексе как правило не создается продукт как таковой, его основной продукт — услуги (транспортные, информационные, услуги связи, коммуникации, обмена и т.д.). В связи с этим возникают трудности при определении (тем более при количественном выражении эффекта) результата, создаваемого в сфере инфраструктурного обслуживания. Проще обстоит дело с выявлением и количественным выражением затрат на ту или иную услугу. К ним относятся издержки обращения, хранения, транспортные и др.

Разрабатывая методику оценки результата инфраструктурных услуг, важно учитывать не только их прямой, но и косвенный эффект, которые вместе составляют совокупный результат инфраструктурного обслуживания в том или другом звене национального хозяйства.

Если подсчитать совокупный результат функционирования инфраструктурного обслуживания воспроизводства в целом, то получается значительный синергетический эффект, сокращение совокупных издержек воспроизводства. А это значит, что инфраструктура выполняет одну из важнейших функций — создает общие условия для повышения эффективности воспроизводства.

Функция инфраструктуры по созданию общих условий для инновационного обеспечения — основная характеристика воспроизводства предпринимательского типа. Инновации возникают благодаря научным идеям. Проблема научного обеспечения связана со всеми функциями инфраструктуры. Для научного обеспечения воспроизводства и развития общества стратегическое значение имеет фундаментальная наука, уровень развития которой в нашей стране всегда был высоким. Ее продукты — методология, теория, фундаментальные знания и т.д. Она имеет и продукт, непосредственно используемый в сфере производства: базовые технологии, новые материалы, информационную продукцию и т.д.

Продукт так называемой прикладной науки непосредственно используется в сфере воспроизводства: это новые методики организации процесса воспроизводства, инновационный менеджмент и маркетинг, усовершенствованная технология, новая техника и т.д.

Хотя научная сфера относится к инфраструктуре, способствующей значительному ускорению оборота капитала, она тоже нуждается в инфраструктурном обеспечении.

Для выполнения отмеченных и других функций необходима организационная составляющая инфраструктуры. На уровне общего разделения труда в ее составе выделяются крупные отрасли: транспорт, связь, энергетика, материально-техническое обеспечение, оптовая и розничная торговля, наука, образование, здравоохранение, информационное обеспечение, коммунальное хозяйство и т.д. Каждая из названных и других крупных отраслей имеет свою структуру, начиная с подотраслей и заканчивая инфраструктурой основных структурных подразделений национального хозяйства.

В связи с этим первый блок инфраструктуры стал называться производственной инфраструктурой, обеспечивающей общие условия материального производства. В ее составе выделились такие отрасли, как: энергетика, транспорт, связь, инженерные коммуникации, информационное обеспечение, мелиорация и т.д. Производственная инфраструктура представляет собой подсистему общих условий производства, обеспечивающих путем установления многочисленных связей — технологических, производственных, экономических, организационных и т.д. — функционирование ключевых структурообразующих отраслей народно-хозяйственного комплекса в целом, а также регионального комплекса, основного структурного звена народного хозяйства.

Второй блок инфраструктуры, обеспечивающий общие условия функционирования всей непроизводственной сферы, получил название «социальная инфраструктура». По существу, представители расширительного толкования инфраструктуры относили к социальной инфраструктуре всю непроизводственную сферу.

Инфраструктура рынка — это система общих условий его функционирования.

Необходимость деления инфраструктуры рынка на производственную и социальную остается и в системе рыночных отношений. Существуют свои теоретические и практические проблемы, касающиеся обеих инфраструктур, и анализ каждой из них имеет свою специфику.

Классифицировать элементы инфраструктуры необходимо и по другим признакам. Так, инфраструктура по иерархическому уровню отраслей экономики подразделяется на:

· народно-хозяйственную;

· региональную;

· инфраструктуру предприятий и объединений.

· По внутрихозяйственной форме собственности выделяются:

· инфраструктура производства государственного и частного капиталов;

· инфраструктура сельского хозяйства, промышленности, строительства — по отраслевому признаку;

· инфраструктура предпринимательства, банковской, коммерческой деятельности — по сфере хозяйственной деятельности;

· инфраструктура рынка, инфраструктура государственной поддержки — по институциональному признаку.

В зависимости от целей можно формировать классификацию и по другим классификационным признакам.

Инфраструктура рынка — это организационно-экономическая система, обеспечивающая общие условия для эффективного динамичного товародвижения от продавца к покупателю в неразрывной связи с финансовыми и информационными потоками с помощью системы организаций и институтов рынка. Она включает многочисленные организации, такие, как банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультационные и аудиторские фирмы, лизинговые компании, арендаторы, охранные агентства, железные дороги и т.д.

Финансовые организации. Участившиеся в последние годы финансовые кризисы усиливают неопределенность и создают большие сложности для менеджеров организации. Банки приостанавливают текущие операции, прекращают свою деятельность, становятся банкротами, на фондовом рынке падает объем продаж ценных бумаг, происходят резкие колебания валютного курса. В кризисной ситуации менеджеры должны понимать, что, несмотря на макроэкономические факторы, роль государства и его влияние на финансовое положение страны, обоснованный выбор финансовых учреждений и тщательный анализ их текущей деятельности снижают риск потерь и создают условия для более стабильной работы организации.

Рынок рабочей силы. Этот рынок включает кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения, биржи труда, с которыми организация устанавливает связи и непосредственно взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми трудовыми ресурсами. Сюда можно отнести также профессиональные союзы, усиливающееся влияние которых на деятельность организации нельзя не учитывать. Примером того, что профессиональные союзы могут оказывать сильное влияние на деятельность организации, являются участившиеся забастовки горняков, авиадиспетчеров, учителей, врачей.

Реальные и потенциальные угрозы с их стороны вынуждают организацию теснее взаимодействовать с профсоюзами, изучать их требования, вести переговоры, вырабатывать совместные программы действий.

Изучение рынка труда позволяет организации получить информацию о наличии рабочей силы, отвечающей определенным требованиям (необходимая специальность, квалификация, пол, возраст, образование, опыт работы и др.). Речь идет о такой рабочей силе, которая требуется для разработки и реализации стратегии (программ) обеспечения ресурсами, создания и реализации программ обучения, повышения квалификации.

Транспортные организации. Стоимость транспортных услуг может составлять весомую долю себестоимости продукции. В таких случаях организация испытывает сильное воздействие со стороны транспортных предприятий. Формируется зависимость от цен, соблюдения графиков перевозок, сохранности поставляемых грузов. Эта зависимость усиливается, если транспортные организации являются монополистами, поскольку они могут устанавливать высокие тарифы на перевозки.

Консультационные фирмы. В последние годы в России наблюдается значительное оживление на рынке консультационных услуг. Российские предприятия все чаще обращаются к отечественным и иностранным консультационным фирмам, работающим на внутреннем рынке, за помощью в разработке маркетинговых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктуризации предприятий.

Страховые компании. Страховой бизнес в России набирает силу, идет процесс формирования страховых групп. Страхование рисков превращается в инструмент бизнеса, все больше организаций обращается к страховым компаниям. Введено обязательное страхование, наряду с личным страхованием получают распространение такие его виды, как добровольное страхование ответственности и имущества.

Государственные и муниципальные организации и органы власти. В деловую среду организации в зависимости от формы собственности, ее размера, масштаба деятельности, финансирования, видов выпускаемой продукции и других параметров могут входить различные федеральные, региональные и муниципальные организации или органы власти, с которыми она непосредственно взаимодействует (например, местная администрация, налоговая инспекция, налоговая полиция, суды). Их влияние на организацию может проявляться по-разному: от прямого вмешательства до регулирования деятельности. Сюда входит принятие законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства, полное или частичное владение акциями, лицензирование, предоставление субсидий, размещение выгодных государственных заказов и их ресурсное обеспечение, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение экономических и административных санкций.

В условиях кризисной ситуации, сложившейся в России, деятельность этой части деловой среды подвержена частым и непредсказуемым изменениям, что создает большие сложности для организации.

Своевременное получение необходимой информации о готовящихся изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и организациями, несмотря на всю сложность, в ряде случаев позволяет заранее разработать меры, направленные на защиту интересов организации, уменьшение возможных потерь.

Международный сектор. Международный сектор деловой среды все больше начинает оказывать прямое воздействие на деятельность российских организаций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения отечественных производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, рад продуктов питания.

Непосредственные отношения российской организации с международной средой могут возникнуть при создании совместного предприятия, покупке акций компании иностранными инвесторами, при выходе на зарубежные рынки, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа. Эти и другие виды международного взаимодействия ставят перед менеджерами организации новые задачи: изучение влияния иностранных потребителей, поставщиков и конкурентов; выработка мер государственного регулирования, новых правил, специфических приемов менеджмента.

Решение таких задач способствует улучшению взаимодействия всех субъектов рынка, помогает организации адаптировать свою продукцию к вкусам и желаниям зарубежных покупателей и в ряде случаев противостоять иностранной конкуренции на отечественном рынке.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 196.