ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Менеджмента
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность Менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Управленческие решения
Тема: «Влияние паники на подготовку
и реализацию управленческих решений»
Студент:
Курс: № группы
Личное дело: №
Преподаватель:
Москва – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Психическая напряженность
Паника – один из элементов
состояния психической напряженности
Специфика управленческих решений,
принимаемых в состоянии паники
Методы борьбы со стрессом у персонала
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Разработка управленческих решений – важнейшая тема менеджмента. Процесс управления предприятием осуществляется на основе принятых решений. Работа менеджера состоит из постоянного изучения, анализа, оценки и выбора путей решения производственных и иных проблем. Состояние предприятия, его внутренние переменные и внешнее окружение постоянно создают массу вопросов, требующих своего разрешения.
Управленческое решение – наиболее сложный вид человеческой деятельности.
В рамках этой деятельности постоянно возникает множество напряженных ситуаций, связанных с судьбой коллег, подчиненных и иных людей, имеющих отношение к проблеме. В процессе управления предприятием происходит немало ситуаций, вызывающих у руководителей сильный страх. Этот страх (паника) может на время парализовать процесс разработки
и принятия решения.
В данной работе я рассмотрела само понятие «паника», а также предприняла попытку исследовать влияние паники на процесс подготовки и реализации управленческих решений в состоянии паники.
ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс»: им обозначают широкий круг не только психических, но и физиологических состояний, например, физического напряжения или утомления. В настоящее время термин «стресс» дополняет словарь социологии, биологии, медицины и ещё ряда наук, в качестве объединяющего разные агрессивные внешние воздействия понятия. Кроме того, «стрессом» называют ситуации, сопровождающиеся такими воздействиями.
Традиционное понимание понятия «стресс» заимствовано психологами из физиологии. Г.Селье и его школа дали глубокий анализ изменений, происходящих под действием выраженных внешних стимулов на организм человека. В частности, подробно были описаны изменения эндокринных желез, подконтрольных гипофизу. Перенесение физиологического значения стресса в психологию привело к смешению подходов изучения.
Против смешения выступил американский ученый Р.Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при прикосновении к раскалённой поверхности).
Анализ психологического стресса, по мнению Р.Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой - страхом и т.п.
Таким образом, разграничение физиологического и психологического стресса вносит упорядоченность в понимание проблемы, привлекает внимание к необходимости изучения собственно психологических особенностей этого состояния.
Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей, «фундаментальным компонентом» психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Именно эмоциональная насыщенность деятельности выделяется в качестве основной характеристики этого состояния в большинстве исследований.
Наиболее характерной на данный момент является тенденция рассматривать стресс как особое эмоциональное состояние, сходное с другими (аффектами, чувствами, тревожностью и др.).
Стресс — явление, способное возникнуть у каждого человека как в специфических условиях, так и в повседневных жизненных ситуациях, носящих характер испытания для человека, — оказывает существенное влияние на деятельность и поведение, вследствие чего вопрос о его причинах, природе и формах проявления приобрел самостоятельное научное значение, которое еще больше усиливается в связи с ростом требований, предъявляемых человеку современным производством, техникой, условиями окружающей среды и задачами, которые ему приходится выполнять.
Очевидно, что в этих условиях со всей остротой встает задача изучения психологических предпосылок выносливости, адаптации человека к стрессогенным воздействиям. А это в свою очередь предполагает исследование самого феномена стресса как особого психического состояния, возникающего в сложных условиях деятельности.
Резюмируя, можно сказать, что стресс – это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх.
Стресс включает три основные части: собственно панику, осмысленную деятельность и разработку выводов или действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Паника оказывает достаточно сильное влияние на подготовку и реализацию управленческих решений.
Это обусловлено тем, что состояние паники – это одна из тяжелейших форм человеческого стресса. В этом состоянии человек не способен адекватно действовать.
По определению паника – это безотчетный страх. Существует два вида паники – индивидуальная и коллективная (групповая).
Индивидуальная паника – это паника одного человека. Индивидуальная паника в той или иной ситуации является следствием человеческих качеств работника. Если у одного из работников сложившаяся ситуация вызывает панику, то другой работник отнесется к данной ситуации совершенно спокойно.
Коллективная или групповая паника – это групповой стресс. Коллективная паника по своей разрушительной силе много страшнее индивидуальной паники, так как может парализовать работу целого подразделения или отдела предприятия или организации.
Чтобы исключить частые проявления паники в организации, необходимо бороться со стрессовыми ситуациями следующими методами:
1. Коучинг руководства.
2. Корпоративные тренинги.
3. Организационное поведение.
4. Управление неопределенностью.
5. Управление отношениями.
6. Управление нагрузками.
Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001. С.157-169.
2. Васильев В.В.Секреты борьбы со стрессом и паникой у персонала. Кадровое дело, 2008.
3. Фатхутдинов Р.А.Управленческие решения. Учебник Москва: Инфра-М, 2005. С.126-145.
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Менеджмента
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность Менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Управленческие решения
Тема: «Влияние паники на подготовку
и реализацию управленческих решений»
Студент:
Курс: № группы
Личное дело: №
Преподаватель:
Москва – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Психическая напряженность
Паника – один из элементов
состояния психической напряженности
Специфика управленческих решений,
принимаемых в состоянии паники
Методы борьбы со стрессом у персонала
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Разработка управленческих решений – важнейшая тема менеджмента. Процесс управления предприятием осуществляется на основе принятых решений. Работа менеджера состоит из постоянного изучения, анализа, оценки и выбора путей решения производственных и иных проблем. Состояние предприятия, его внутренние переменные и внешнее окружение постоянно создают массу вопросов, требующих своего разрешения.
Управленческое решение – наиболее сложный вид человеческой деятельности.
В рамках этой деятельности постоянно возникает множество напряженных ситуаций, связанных с судьбой коллег, подчиненных и иных людей, имеющих отношение к проблеме. В процессе управления предприятием происходит немало ситуаций, вызывающих у руководителей сильный страх. Этот страх (паника) может на время парализовать процесс разработки
и принятия решения.
В данной работе я рассмотрела само понятие «паника», а также предприняла попытку исследовать влияние паники на процесс подготовки и реализации управленческих решений в состоянии паники.
ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс»: им обозначают широкий круг не только психических, но и физиологических состояний, например, физического напряжения или утомления. В настоящее время термин «стресс» дополняет словарь социологии, биологии, медицины и ещё ряда наук, в качестве объединяющего разные агрессивные внешние воздействия понятия. Кроме того, «стрессом» называют ситуации, сопровождающиеся такими воздействиями.
Традиционное понимание понятия «стресс» заимствовано психологами из физиологии. Г.Селье и его школа дали глубокий анализ изменений, происходящих под действием выраженных внешних стимулов на организм человека. В частности, подробно были описаны изменения эндокринных желез, подконтрольных гипофизу. Перенесение физиологического значения стресса в психологию привело к смешению подходов изучения.
Против смешения выступил американский ученый Р.Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при прикосновении к раскалённой поверхности).
Анализ психологического стресса, по мнению Р.Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой - страхом и т.п.
Таким образом, разграничение физиологического и психологического стресса вносит упорядоченность в понимание проблемы, привлекает внимание к необходимости изучения собственно психологических особенностей этого состояния.
Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей, «фундаментальным компонентом» психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Именно эмоциональная насыщенность деятельности выделяется в качестве основной характеристики этого состояния в большинстве исследований.
Наиболее характерной на данный момент является тенденция рассматривать стресс как особое эмоциональное состояние, сходное с другими (аффектами, чувствами, тревожностью и др.).
Стресс — явление, способное возникнуть у каждого человека как в специфических условиях, так и в повседневных жизненных ситуациях, носящих характер испытания для человека, — оказывает существенное влияние на деятельность и поведение, вследствие чего вопрос о его причинах, природе и формах проявления приобрел самостоятельное научное значение, которое еще больше усиливается в связи с ростом требований, предъявляемых человеку современным производством, техникой, условиями окружающей среды и задачами, которые ему приходится выполнять.
Очевидно, что в этих условиях со всей остротой встает задача изучения психологических предпосылок выносливости, адаптации человека к стрессогенным воздействиям. А это в свою очередь предполагает исследование самого феномена стресса как особого психического состояния, возникающего в сложных условиях деятельности.
Резюмируя, можно сказать, что стресс – это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх.
Стресс включает три основные части: собственно панику, осмысленную деятельность и разработку выводов или действий.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.