МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Изучение дисциплины осуществляется студентами заочного обучения во время сессии на базе Волгоградского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и самостоятельно в межсессионный период. На сессии читаются обзорные лекции, проводятся семинарские занятия, общие и индивидуальные консультации. Студенты выполняют контрольную работу, сдают экзамен по дисциплине.
Тематика контрольных работ приведена ниже. ПОДБОР ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ.
Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно и правильно оформлена.
Структура работы:
- введение - не более страницы;
- содержательная часть из двух пунктов;
- заключение – не более одной страницы;
- список используемой литературы - не менее 5-6 источников.
Объем работы - рукописный 16-18 страниц, машинописный – 10-12 страниц. Машинописный текст следует оформить в соответствии со следующими требованиями: шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал - 1,5; поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
Во вступлении обосновываются актуальность темы, показывается степень ее разработки в литературе, формулируются цели, задачи контрольной работы. Заключение содержит общетеоретические и практические выводы. Список литературы, состоящий не менее чем из 5-6 пунктов, оформляется в алфавитном порядке и в соответствии с существующими требованиями. Например:
1. Иванов И. И. Отечественная история / И. И. Иванов. – М. : Проспект, 2004. – 254 с.
2. Отечественная история / под ред. Орлова Г. А. и др. – М. : Проспект, 2004. – 254 с.
3. Проблемы образования древнерусского государства / Иванов И.И. // Вопросы истории. – 1999. - № 3. - С. 5–10.
Отвечая на вопросы, студент должен показать знания программного материала, уметь анализировать различные точки зрения ученых и практиков по рассматриваемым в работе проблемам, делать собственные выводы и заключения. Автору работы необходимо сформулировать четкие определения понятий и категорий, давать грамотные пояснения к вопросам заданий.
Страницы работы нумеруются. Для замечаний и рекомендаций рецензента оставляются поля. В конце работы приводится список используемой литературы, автор ставит дату, свою подпись.
В процессе выполнения контрольной работы, целесообразно придерживаться следующих правил:
проанализировать собранный материал по проблеме, вопросам своей работы;
оформить в письменном виде логически грамотный, продуманный ответ, в котором отразить содержание проблемы со ссылкой на авторитеты исторической науки, выражая свою точку зрения;
составить терминологический словарь основных категорий и понятий, исторических дат, научных терминов, связанных с рассматриваемыми в работе вопросами.
Сдать контрольную работу необходимо за 2 недели до начала сессии.
СТУДЕНТ, НЕ СДАВШИЙ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ВОВРЕМЯ ИЛИ НЕ ИСПРАВИВШИЙ ЗАМЕЧАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ДО СДАЧИ ЭКЗАМЕНА.
Вопросы к экзамену
1. Восточные славяне: Племена восточных славян в VIII – IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян.
2. Образование и развитие Древнерусского государства: общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей.
3. Крещение Руси: Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение.
4. Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Культурный расцвет. Межкняжеские распри.
5. Княжение Владимира Мономаха. Политическая борьба на Руси. Борьба с иноземцами. Объединительная политика. Культурное развитие.
6. Русские земли в период политической раздробленности (середина XII – середина XIII вв.). Причины раздробленности. Положительные последствия. Отрицательные последствия.
7. Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Владимиро-Суздальское княжество
8. Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Новгородская боярская республика
9. 9. Социально-экономическое развитие земель удельной Руси: Галицко-Волынское княжество
10. Русь в борьбе с монголами: Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения историков на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.
11. Русь в борьбе с крестоносцами: Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в. Александр Невский.
12. Культура Руси IX-XV вв.: Культура языческой Руси: культы, обряды, промыслы. Влияние принятия христианства на культуру Руси. Влияние раздробленности на культуру. Влияние монгольского нашествия.
13. Возвышение Москвы: Политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы. Основные этапы развития Московского княжества. Значение возвышения Москвы и объединения вокруг нее русских земель. Борьба за лидерство в политическом объединении северо-восточной Руси. Первые московские князья, их внутренняя и внешняя политика.
14. Княжение Дмитрия Ивановича Донского. Объединение Московского и Владимирского княжеств. Начало борьбы с Ордой. Куликовская битва и ее историческое значение.
15. Образование Российского единого государства. Правление Ивана III и Василия III. Свержение ордынского господства. Судебник 1497 г.
16. Московское царство в XVI в. Правление Ивана IV. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение. Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия. Западное, южное, восточное направления внешней политики Ивана Грозного и ее итоги.
17. Россия в конце XVI – начале XVII вв. Царствование Федора Ивановича. Правление Бориса Годунова.
18. Смута: Начало Смутного времени. Причины Смутного времени. Лжедмитрий I. Правление В.И. Шуйского. Лжедмитрий II. Шведская интервенция. «Семибоярщина». Национально-освободительная борьба русского народа в годы Смутного времени. Роль Русской Православной церкви в спасении государства от иноземного завоевания. I и II Земское ополчение. К. Минин и Д. Пожарский.
19. Россия в н. XVII в: Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Правление царя Михаила Федоровича Романова. Завершение Смуты и освобождение страны от интервентов.
20. Правление царя Алексея Михайловича: Основные направления перемен в политическом строе России. Соборное Уложение 1649 г. Патриарх Никон. Церковный раскол. Бунташный век.
21. Россия в конце XVII -начале XVIII века Правление Федора Алексеевича. Обострение борьбы за власть после смерти царя Федора. Царевна Софья. Начало царствования Петра.
22. Культура России XVI - XVII вв.
23. Правление Петра I : Предпосылки петровских преобразований. Сущность и особенности преобразований Петра I. Государственно-административные, военные, социальные, экономические реформы. Преобразования в духовной сфере. Утверждение императорского абсолютизма. Основные направления и результаты внешней политики Петра I.
24. Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика внутренней и внешней политики России в это время.
25. Россия в эпоху Анны Иоанновны: Кондиции. Реформы. Бироновщина.
26. Правление Елизаветы Петровны: Восшествие на престол. Реформы. Культурная и образовательная политика.
27. Правление Петра III: Дискуссии о личности монарха и целях его правления. Политика Просвещенного абсолютизма Петра III. Свержение.
28. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Государственно-административные и экономические реформы. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева Западное и Южное направления внешней политики Екатерины II.
Культура России XVIII в.
31. Россия в первой четверти XIX в.: Правление Александра I. Реформы начала царствования Александра I. Деятельность М.М. Сперанского. Отечественная война 1812г. Причины войны, соотношение сил и планы сторон. Хронология военных действий. Выдающиеся полководцы. Партизанское движение. Разгром армий Наполеона. Итоги и историческое значение Отечественной войны. Реакционный поворот во внутренней и внешней политике Александра I.
32. Восстание декабристов: Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов, их программные проекты — «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская Правда» Пестеля. Восстание декабристов 14 декабря 1925 г. Историческое значение движения декабристов.
33. Российская империя во второй четверти XIX в.: Основные направления внутренней политики Николая I. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Восточная (Крымская) война, основные этапы, события, итоги.
34. Культура России в первой половине XIX в.
35. Россия во второй половине XIX века Правление Александра II. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861г. "Великие реформы" 60-70-х гг. XIX в.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, их историческое значение. Развитие общественной мысли
36. Российская империя в конце XIX в.Основные направления внутренней и внешней политики Александра III. Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XIX вв. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксизма в России. Культура России во второй половине XIX в.
37. Культура России во второй половине XIX в.
38. Россия на рубеже XIX - XX веков: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер и цели, движущие силы, основные этапы. Российский парламентаризм. I и II Государственная Дума. Образование политических партий в России в конце XIX – начале XX вв. Социалистические (революционные), социал-демократы, неонародники (эсеры), либеральные и консервативные (охранительно-самодержавные) партии, их программы. Столыпинская аграрная реформа 1906-1911 гг.
39. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.
Тесты по «Истории»
Тема 1. Образование и развитие Древнерусского государства
1. Начало русской государственности по традиции ведут с:
а) с 862 г., когда Рюрик утвердился в Новгороде;
б) с принятия христианства в 988 г.;
в) с княжения Ярослава Мудрого.
2. Свободное население Киевской Руси называлось:
а) люди
б) холопы
в) крестьяне.
3. Сбор дани в Киевской Руси назывался:
а) полюдье
б) подушная подать
в) большая соха.
Избранная Рада» -
а) Совет близких к Ивану Грозному людей, возглавляемый А.Ф. Адашевым
б) Синоним Боярской Думы
в) Новый орган власти, возникший в период Смуты
Тема 8. Россия в 1917-1945 гг.
Кто такие «шестидесятники»?
а) представители интеллигенции, воспитанные в условиях хрущевской «оттепели», сторонники десталинизации страны;
б) представители советского крестьянства, выступавшие против укрепления колхозной системы в СССР;
в) партийная номенклатура, поддерживавшая Н. С. Хрущева в годы его правления.
Что такое самиздат?
а) запрещенная политическая и художественная литература, привезенная с Запада;
б) запрещенная в СССР литература, размноженная кустарным способом;
в) художественное произведение, изданное за счет самого автора.
Что такое приватизация?
а) переход государственных предприятий и учреждений в частные руки;
б) частная торговля;
в) аукцион.
Дополнительная:
1. Вишняков, С. А. История государства и культуры России в кратком изложении. Социокультуроведение России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Вишняков. – 3-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 127 с.
2. Ермолаева, Л. К. Отечественная история в схемах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. К. Ермолаева, С. В. Коваленко. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 164 с.
3. История международных отношений и внешняя политика России в Новое время. XVI - начало XIX века: Учебное пособие/М.Ю.Золотухин, В.А.Георгиев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 351 с.
4. История России в датах / А.С.Орлов и др. - М.: Проспект, 2011. – 48 с.
5. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 296 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0138-4, 1500 экз.
6. Отечественная история. XX - начало XXI веков: Учебное пособие / Под ред. А.В. Ушакова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.
7. Отечественная история. Курс лекций / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. - М.: Форум, 2011. - 320 с.
8. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI в. / Ш.М. Мунчаев, - 3-е изд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
9. Хрестоматия по истории России: учебное пособие для вузов / А.С.Орлов и др. - М.: Проспект, 2011. – 892 с.
Электронные, ресурсы
http://rushistory.stsland.ru/index.html
http://www.istorya.ru/
http://www.gumer.info/
http://www.rusempire.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=178
http://www.polithistory.ru/
http://www.sovr.ru/
http://www.hrono.ru/index.html
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Изучение дисциплины осуществляется студентами заочного обучения во время сессии на базе Волгоградского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и самостоятельно в межсессионный период. На сессии читаются обзорные лекции, проводятся семинарские занятия, общие и индивидуальные консультации. Студенты выполняют контрольную работу, сдают экзамен по дисциплине.
Тематика контрольных работ приведена ниже. ПОДБОР ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ.
Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно и правильно оформлена.
Структура работы:
- введение - не более страницы;
- содержательная часть из двух пунктов;
- заключение – не более одной страницы;
- список используемой литературы - не менее 5-6 источников.
Объем работы - рукописный 16-18 страниц, машинописный – 10-12 страниц. Машинописный текст следует оформить в соответствии со следующими требованиями: шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал - 1,5; поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
Во вступлении обосновываются актуальность темы, показывается степень ее разработки в литературе, формулируются цели, задачи контрольной работы. Заключение содержит общетеоретические и практические выводы. Список литературы, состоящий не менее чем из 5-6 пунктов, оформляется в алфавитном порядке и в соответствии с существующими требованиями. Например:
1. Иванов И. И. Отечественная история / И. И. Иванов. – М. : Проспект, 2004. – 254 с.
2. Отечественная история / под ред. Орлова Г. А. и др. – М. : Проспект, 2004. – 254 с.
3. Проблемы образования древнерусского государства / Иванов И.И. // Вопросы истории. – 1999. - № 3. - С. 5–10.
Отвечая на вопросы, студент должен показать знания программного материала, уметь анализировать различные точки зрения ученых и практиков по рассматриваемым в работе проблемам, делать собственные выводы и заключения. Автору работы необходимо сформулировать четкие определения понятий и категорий, давать грамотные пояснения к вопросам заданий.
Страницы работы нумеруются. Для замечаний и рекомендаций рецензента оставляются поля. В конце работы приводится список используемой литературы, автор ставит дату, свою подпись.
В процессе выполнения контрольной работы, целесообразно придерживаться следующих правил:
проанализировать собранный материал по проблеме, вопросам своей работы;
оформить в письменном виде логически грамотный, продуманный ответ, в котором отразить содержание проблемы со ссылкой на авторитеты исторической науки, выражая свою точку зрения;
составить терминологический словарь основных категорий и понятий, исторических дат, научных терминов, связанных с рассматриваемыми в работе вопросами.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 216.