Время выполнения заданий 120 минут
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

Год, 10 класс

Время выполнения заданий 120 минут

Максимальный балл: 80 баллов

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Не является обязательным условием научного исследования:
а) предложение и проверка гипотезы;
б) доказательство верности гипотезы;  
в) обзор и анализ количественных и качественных данных;
г) использование соответствующих методов для проверки гипотезы.

2. В процессе эмбрионального развития эпидермис кожи у человека образуется из:
а) эктодермы;  
б) мезодермы;
в) энтодермы;
г) всех перечисленных зародышевых листков.

3. Клевер красный и клевер ползучий это растения:
а) двух видов, одного рода и одного семейства;  
б) двух видов, двух родов, но одного семейства;
в) одного вида, но с разными внешними признаками;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

4. Элементарной единицей эволюции является:

а) отдельный вид;

б) отдельная особь одного вида;

в) совокупность особей нескольких видов, объединенных родством;

г) популяция особей одного вида, объединенных родством.

 

5. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) конвергенции;
б) филогенеза;
в) симбиоза;
г) адаптации.

 

6. Примером мимикрии является:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) изменение окраски тела у хамелеона;

в) поза покоя у богомола;

г) сходство в окраске и форме тела у гусеницы с сучком.

 

7. Успех обитания на суше рептилиям обеспечил следующий ароморфоз:

а) появление конечностей наземного типа;
б) увеличение количества отделов позвоночника;
в) появление зубов;
г) появление эмбриональных оболочек.

 

8. Увеличение численности перелетных птиц, не улетающих на юг, а зимующих в больших городах, следует считать результатом действия:

а) мутационного процесса и движущей формы отбора;
б) механизмов изоляции и дизруптивного отбора;
в) канализирующего отбора и появления барьеров изоляции;
г) стабилизирующего отбора.

 






















Дж. Уотсон и Ф. Крик создали

а) модель ДНК              

б) законы наследственности  

в) клеточную теорию  

г) теорию мутагенеза

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

а) систематика              б) эмбриология в) генетика г) палеонтология    

Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

а) наблюдение б) описательный в) экспериментальный г) моделирование    

Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

а) растительные организмы состоят из клеток

б) животные организмы состоят из клеток

в) все низшие высшие организмы состоят из клеток

г) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

 

Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

а) уплощенной грудной клетки

б) прямохождения

в) членораздельной речи

г) S-образных изгибов позвоночника

 

Клеточная теория была сформулирована                                                                                               

а) Робертом Гуком                                                                                                                                                       б) Антоном Левенгуком                                                                                                                                      в) Шванном и Шлейданом                                                                                                                               г) Вирховым и Вавиловым

Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

а) свойства живой природы

б) результаты эволюции

в) движущие силы эволюции

г) основные направления эволюции

 

Факт сезонной линьки у животных установлен

а) экспериментально                                         

б) методом наблюдения 

в) сравнительно-историческим методом        

г) методом моделирования объекта

 

Любая клетка способна к

а) мейозу                         

б) проведению нервного импульса     

в) обмену веществ                     

г) сокращению

25. Из одной клетки состоит:

а) клоп                 

б) аппарат Гольджи серой крысы        

в) вирус оспы      

г) амеба протей

 

Хлоропласты есть в клетках

а) листьев красного перца                    

б) корня капусты

в) гриба-трутовика                                

г) почек собаки

 

27. В клетке возбудителя чумы нет:

а) рибосом

б) цитоплазмы    

в) мембраны                    

г) ядра

 

28. Кариоплазма – это:

а) раствор минеральных веществ вместе с ядром     

б) водный раствор минеральных и органических веществ без ядром       

в) внутреннее содержимое ядра

г) раствор органических соединений

 

Пример фагоцитоза

а) поступление воды в клетку  

б) ускорение биохимических процессов

в) нагноение раны                                 

г) выброс наружу пищевых остатков у инфузорий

 

 30. Рассмотрите схему рефлекторной дуги. Под каким номером расположен рабочий орган?

а)  1     б)  2     в)  4     г) 5

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

1. Микроорганизмы используются в промышленном производстве –

1) витаминов

2) муки

3) минеральных солей

4) кефира

5) лекарственных препаратов

6) гормонов.

а) 1, 3, 4 

   б) 1, 4, 5                                                                 

в) 2, 3, 6

 г) 2, 4, 5                                                                   

д) 3, 5, 6.

 

2. Процесс транспирации у растений:

1) повышает тургор в клетках листьев

2) обеспечивает нисходящий ток веществ

3) защищает растение от перегрева

4) обеспечивает всасывание воды корнями

5)  повышает осмотическое давление в листьях

а) 2, 4

б) 1, 4, 5

в) 2, 3, 5

г) 3, 4, 5.

 

3.Особенностями генетического критерия вида являются:

1) количественный набор хромосом в гаметах

2) качественные особенности кариотипа

3) последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК

4) соотношение пуриновых и пиримидиновых оснований

5) плоидность наследственного аппарата

а) 2, 4

б) 1, 4, 5

в) 1, 2, 4

г) 2, 3, 4, 5.

 

4.Механизмы формирования комбинативной изменчивости:

1) перекрест хромосом

2) мутагенез

3) обмен аллельными генами

4) процесс осеменения

5) процесс оплодотворения

а) 1, 2, 3, 5

б) 1, 2, 4

в) 1, 3, 5

г) 2, 4, 5.

 

5. Для общей дегенерации животных характерно:

1) приспособления частного порядка

2) понижение уровня организации

3) утрата ряда органов чувств при паразитизме

4) снижение интенсивности жизнедеятельности

5) высокий уровень адаптации к среде обитания

а) 1, 2, 5

б) 3, 4, 5

в) 2, 4, 5

г) 2, 4.

 

6. Движение крови по сосудам нижней части тела зависит от:

1) вязкости плазмы крови

2) силы сокращения миокарда

3) разницы давления в грудной и брюшной полости

4) силы сокращения диафрагмы

5) сокращения скелетной мускулатуры

а) 1, 2, 3, 5

б) 3, 4, 5

в) 1, 3, 5

г) 1, 2, 3, 4, 5

      

7. В дубраве, как экосистеме широколиственного леса:

1)  короткие пищевые цепи

2) почва богата гумусом

3)  высокая биологическая продуктивность

4)  многообразие видов

5)  дефицит редуцентов

а) 1, 2, 3, 5

б) 1, 3, 5

в) 2, 3, 4

г) 3, 4, 5

Ответы

Год, 10 класс

Часть I.

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ                    
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ                    
№ вопроса 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Ответ                    

Часть I I .

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ
№ вопроса 6 7 8 9 10
Ответ

Часть I I I.

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ
№ вопроса 6 7 8 9 10
Ответ
№ вопроса 11 12 13 14 15
Ответ

Часть IV.

1.

А Б В Г Д

2.

А Б В Г Д

 

3.

Представители А Б В Г Д
Тип          

 

Матрица ответов

Год, 10 класс

Часть I.

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ б а а г а г г б а г
№ вопроса 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ в г в в в г б а в в
№ вопроса 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Ответ г б б в г а г в в г

Часть I I .

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ б г г в а
№ вопроса 6 7 8 9 10
Ответ г в г б в

Часть I I I.

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ нет да нет да нет
№ вопроса 6 7 8 9 10
Ответ да нет да нет да
№ вопроса 11 12 13 14 15
Ответ нет да да нет да

Часть IV.

1.

А Б В Г Д
1 2 2 2 1

2.

А Б В Г Д
1 2 1 2 2

 

3.

Представители А Б В Г Д
Тип 1 1 2 1 2

 

 

ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,

Год, 10 класс

Время выполнения заданий 120 минут

Дата: 2019-11-01, просмотров: 299.