Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

Ксантиппа – жена Сократа, известная своим плохим характером. Её имя стало нарицательным для сварливых и дурных жён. Вторую жену Сократа звали Мирто.

Высказывания, цитаты и афоризмы Сократa:

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

 

Аристотель – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Родился в Стагире ,греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, между июлем и октябрём (384 – 383 г. до н.э), по древнему летоисчислению в первый год 99 олимпиады.

Учение о первоначалах «Метафизика» - основное произведение Аристотеля. В этом труде им было дано новое понятие сущности (у Платона и других философов того времени это понятие иное) - единичное, обладающие самостоятельностью бытие. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму. В соответствии с этим он выделяет четыре первоначала: 1) Формальные, в которых форма проявляет себя; 2) Материальные, то, из чего, состоят вещи; 3) Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность; 4) Целевая или конечная причина.

Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях». Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике» в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» («Метеорологика») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parvanaturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

Аристотель ввел термины «техника» и «механика» (4в. до н.э.)

Механика [от греч. mechanike — наука о машинах, искусство построения машин], наука о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между телами.

Techne – устройство, строение машин (362 г. до н.э.)

Афоризмы Аристотеля:

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Механическая память

Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их зрительно или мышечно-двигательно воспринимали. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план.

В отдельных случаях такой способ заучивания имеет известное положительное значение. Например, при заучивании слов какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и произносятся, а это невозможно сделать, если не сосредоточить внимания на запоминании их в точных зрительных и слуховых образах. Механическая память нужна при запоминании трудных терминов, которые без ее участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Применяется механическая память и при усвоении несложных физических упражнений.

Логорея

Логоре́я (λόγος — «слово» и ῥέω — «теку») — симптом патологии речи; речевое возбуждение, многословие, безудержность речевой продукции и ускорение её темпа. Наблюдается при прогрессивном параличе, сенсорной афазии (в сочетании с парафазиями), маниакальных состояниях, шизофрении. Также для описания этого симптома используются термины «полифазия», «речевое недержание».

В переносном смысле логорея (или «словесный понос» — по аналогии с диареей) — пустословие, болтовня, длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.

 

Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия — 212 до н.э., там же) — древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел.

В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) Архимед дал образцы применения математики в естествознании и технике. Архимеду принадлежит множество технических изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины), завоевавших ему необычайную популярность среди современников.

Во время Второй Пунической войны (218-201гг. до н.э.), когда Сиракузы были осаждены войском римского полководца Марцелла, Архимед участвовал в обороне города, строил метательные орудия. Военные изобретения ученого (о них рассказывал Плутарх в жизнеописании полководца Марцелла) в течение двух лет помогали сдерживать осаду Сиракуз римлянами. Архимеду приписывается сожжение римского флота направленными через систему вогнутых зеркал солнечными лучами, но это недостоверные сведения. Гений Архимеда вызывал восхищение даже у римлян. Марцелл приказал сохранить ученому жизнь, но при взятии Сиракуз Архимед был убит.

Архимеду принадлежит первенство во многих открытиях из области точных наук. До нас дошло тринадцать трактатов Архимеда. В самом знаменитом из них — «О шаре и цилиндре» (в двух книгах) Архимед устанавливает, что площадь поверхности шара в 4 раза больше площади наибольшего его сечения; формулирует соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2:3 — открытие, которым он так дорожил, что в завещании просил поставить на своей могиле памятник с изображением цилиндра с вписанным в него шаром и надписью расчета (памятник через полтора века видел Цицерон). В этом же трактате сформулирована аксиома Архимеда (называемая иногда аксиомой Евдокса), играющая важную роль в современной математике.

В трактате «О коноидах и сфероидах» Архимед рассматривает шар, эллипсоид, параболоид и гиперболоид вращения и их сегменты и определяет их объемы. В сочинении «О спиралях» исследует свойства кривой, получившей его имя (Архимедова спираль) и касательной к ней. В трактате «Измерение круга» Архимед предлагает метод определения числа π, который использовался до конца 17 в.

В физике Архимед ввел понятие центра тяжести, установил научные принципы статики и гидростатики, дал образцы применения математических методов в физических исследованиях. Основные положения статики сформулированы в сочинении «О равновесии плоских фигур».

Архимед рассматривает сложение параллельных сил, определяет понятие центра тяжести для различных фигур, дает вывод закона рычага. Знаменитый закон гидростатики, вошедший в науку с его именем (Архимеда закон), сформулирован в трактате «О плавающих телах».

Архимед построил небесную сферу — механический прибор, на котором можно было наблюдать движение планет, Солнца и Луны (описан Цицероном, после гибели Архимеда планетарий был вывезен Марцеллом в Рим, где на протяжении нескольких веков вызывал восхищение); гидравлический орган, упоминаемый Тертуллианом как одно из чудес техники (изобретение органа некоторые приписывают александрийскому инженеру Ктесибию). Считается, что еще в юности, во время пребывания в Александрии, Архимед изобрел водоподъемный механизм (Архимедов винт), который был применен при осушении залитых Нилом земель. Он построил также прибор для определения видимого (углового) диаметра Солнца (о нем Архимед рассказывает в трактате «Псаммит») и определил значение этого угла.

Изречения, цитаты, афоризмы Архимеда:

Эврика!

Молчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания.

Люди становятся успешными в минуту, когда они решили кем быть.

Мухамед Аль Хорезми -Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал Хорезми (783–850) -великий мусульманский математик, астроном и географ, основатель классической алгебры, по происхождению Персия (Иран). В 827 г. в Сирийской пустыни измерил диаметр земли.

Радиус Земли = 6371 км.

Афоризмы Аль Хорезми:

Не бывает лечения на скрытые болезни. Если нет лечения, то не будет выздоровления. Если человек не вылечился, то его болезнь ему стал спутником по жизни.

Плод воспитания большой ум, плод знания добрый поступок.

Двери шедрости всегда открыты, для добровольно входящих.

Авиценна

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. В переводе с таджикского «Сина» (так все называли Авиценну) — означает «сверлильщик жемчужин». Данте в «Божественной комедии» назвал его «князем философов».

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу АбдаллахаНатили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. Он выучил ее наизусть (прочитав 40 раз), но тем не менее никак не мог понять ее премудрости. Как-то он пришел на базар в лавку переплетчика книг, и торговец книг уговорил его купить за 3 дирхема сочинение аль-Фараби «О целях книги Метафизики». Когда Ибн Сина прочитал ее, ему, как он вспоминал, открылась суть учения великого грека. «В ту ночь, когда Хусайн сидел над книгой, они сидели вместе: 1380-летний Аристотель, 126-летний Фараби и 16-летний Ибн Сина.»

Творчество этого уникального человека сыграло важную роль в развитии литературы в странах Средней Азии и на всем Востоке. Кроме многочисленных стихов, имеющих философское и лирическое содержание, мы получили еще и девять его поэм, которые носят наименование урджузы. Восемь из этих произведений рассказывают о медицине.

"Канон врачебной науки" состоит из 5 книг.

Книга 1. Теоретическая медицина: определение медицины, о болезнях, о сохранении здоровья и о способах лечения.

Книга 2. Учение Авиценны о "простых" лекарствах, их природе, их испытании. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3. Посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4. Посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях), опухолях, о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5. Описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.

Афоризмы Авиценны:

Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.

Благоразумному указываю путь: игральным шариком иль мячиком
не будь!

Велик от Земли до Сатурна предел, невежество в нем я осилить хотел. Я тайн разгадал в этом мире немало, а смерти загадку, увы, — не сумел.


Фараби

Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (в латинизированной форме — Alpharabius; 872[2],Фараб, совр. Казахстан — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск, совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.

«До каких пор мы будем делать друг другу зло и неприятности, не лучше ли нам подняться к создателю вселенной»

«Гни спину перед начальником твоим и дом твой будет процветать»

Симург (авест. «mərəγōsaēnō», откуда позднее пехл. «Sēnmurw» и перс. «سیمرغ»‎, тадж. «Симурғ» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы»)[1] — фантастическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц. Также известно в мифологии тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья. Птица счастья.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.