Понятие и правовые основы чести, достоинства и репутации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Честь, достоинство и репутация относятся к нематериальным благам личности или к так называемым личным неимущественным правам, приобретаемым человеком с момента рождения. Особенность данных прав заключается в том, что они лишены имущественного содержания, то есть не могут быть оценены в денежном выражении. Личные неимущественные права, в том числе и право на честь, достоинство и репутацию, неразрывно связаны с личностью человека и непередаваемы другим лицам.

По своему содержанию честь и достоинство - это очень близкие понятия. Их различия заключаются лишь в субъективном или объективном подходе к оценке общественно значимых качеств личности: если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих - речь идет о чести, а если самооценка - о достоинстве личности.

Понятия чести и достоинства основываются на признании самоценности каждой человеческой личности независимо от ее социального положения и всегда рассматриваются со знаком «плюс».

Под репутацией понимают мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация может быть как положительной, так и отрицательной, разумеется, она не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие [1]

В настоящее время в российской нормативной правовой базе недостаточно четко определены такие понятия, как «честь», «достоинство» и «репутация», а также производные от них понятия «клевета», «оскорбление», «неприличная форма», «унижение чести и достоинства» и другие связанные с ними термины. Достоинство понимается в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ как абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного человека и как бы сам он ни относился к себе, он уже как личность имеет ценность в глазах государства и общества. В юридической литературе достоинство нередко понимается как внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Тогда оказывается бессмысленной формулировка «унижение достоинства». Здесь следует согласиться с авторами, утверждающими, что невозможно унижать ценность личности в ее собственных глазах. При этом «честь» и «достоинство» разграничены нечетко. В ГК РФ честь, как и достоинство, отнесена к нематериальным неотчуждаемым правам личности (благам). Но в юридической литературе она чаще всего понимается как положительная социальная оценка человека, как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». Нет четкого определения и понятия «унижение чести и достоинства», что особенно важно, так как многие другие основные понятия связаны с необходимостью четко трактовать эти термины. Нет в правовых текстах и определения «неприличная форма», хотя на этом понятии основывается понятие «оскорбление». Смешиваются «порочащие» и «позорящие» сведения и т.д. Одним словом, нечеткость и неопределенность в трактовке основных понятий как в текстах законодательства, так и в юридической литературе способствуют субъективности и нечеткости их толкования в правоохранительной деятельности.[2]

Итак, понятия «честь», «достоинство» и «репутация» весьма близки друг другу. При этом в юридических текстах два первых понятия обычно используются в составе единого словосочетания: защита чести и достоинства, унижение чести и достоинства. В новом законодательстве РФ к этому словосочетанию обычно добавляется деловая репутация, а в ГК РФ - и доброе имя

Существует практически обусловленная необходимость четко разграничить эти понятия, для чего необходимо разобраться с содержанием каждого из них.

Под честью следует понимать положительную общественную оценку качеств лица, то есть это некое общественное мнение о человеке.

Понятие «честь» имеет три стороны. Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, в особенности в Словаре живого великорусского языка В.И. Даля, где указывается, что честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Во-вторых, это общественная оценка личности, то есть отражение качеств лица в общественном сознании. Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная. В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, способность человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями.

В правовых документах имеется в виду вторая сторона понятия чести, так как никакого унижения или умаления чести как свойства самой личности быть не может[3]

Следует отметить, что до сих пор не выработано достаточно четкой и общепризнанной формулировки понятия «достоинство человека», которое складывается на основе морально-нравственных норм. Понятие достоинства близко к третьей стороне чести. А. Эрделевский считает, что это сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании. А. Анисимов придерживается мнения, что это самооценка личности, основанная на ее оценке обществом. Под достоинством личности О.Е. Кутафин понимает осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными этическими и интеллектуальными качествами. В отличие от чести достоинство есть не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным (моральным) нормам, но прежде всего ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этой общности (например, национальное достоинство).

Следует отметить, что, хотя честь относится в ст. 150 ГК РФ к неотчуждаемым благам или правам личности, причем в текстах права выступает прежде всего вторая сторона чести (по нашей классификации), в юридической литературе «внешняя честь» иногда отождествляется с «гражданской честью», исходящей от государства, «которая исчезает в случае уголовного наказания». В то же время достоинство (но не честь) фигурирует в ст. 21 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государством ценность. В Комментарии к Конституции РФ достоинство понимается как «признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие» . [4]

Таким образом, может возникнуть казус, когда сам человек не обладает чувством собственного достоинства (положительной самооценкой), общество оценивает его негативно, но в то же время государство и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению. Кстати, термин «умаление» встречается только в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ и только применительно к достоинству.

В случае толкования чести как общественного мнения о положительных качествах человека достоинство есть положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. Дискредитация человека в общественном мнении и есть унижение чести. Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об умалении: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву. Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об унижении чести и умалении достоинства.

Понятие репутации гораздо реже встречается в правоохранительной практике. По содержанию оно очень близко ко второй стороне чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении. Гражданский кодекс РФ не раскрывает и даже не содержит понятия репутации. В ст. 150, 152 указывается лишь на охрану деловой репутации. Под деловой репутацией понимается сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании. В принципе у лица может быть и плохая, негативная репутация, но чаще этот термин употребляется с положительным значением. Согласно ч. 3 ст. 152 ГК РФ унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от истинности или неистинности распространяемых о соответствующем лице сведений.

Если честь - это общественная оценка любых качеств, то репутация - это более узкое понятие, это какие-то профессиональные, моральные, может быть, деловые качества.

Для гражданско-правовой практики, в отличие от уголовно-правовой, первые три определения не столь важны, сколь важно четвертое - определение деловой репутации. Деловая репутация - это общественная оценка деловых, профессиональных качеств личности. В отличие от чести и достоинства, которые защищаются во всех случаях, область общественных отношений, в которой деловая репутация защищается, имеет определенные ограничения. То есть информация, в связи с которой можно предъявлять иски о защите деловой репутации, должна касаться либо профессиональных, либо деловых качеств лица, которые связаны с участием в коммерческом (деловом), гражданском обороте, с продажей товаров, работ или услуг [5]

Применительно к посягательствам на честь, достоинство представителя власти можно сделать ряд выводов:

1. Честь представителя власти - это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств представителя власти в общественном сознании.

2. Достоинство представителя власти ощущение должностным лицом своей ценности как человека в общем (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя власти (профессиональное достоинство).

3.Понятие репутации в российском законодательстве отсутствует. Репутация - это сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств. Репутация является одной из сторон понятия чести, более широкого, чем понятие репутации. Следовательно, понятия чести и репутации соотносятся друг с другом как целое и часть. Понятие «служебная репутация представителя власти» определяется как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение служебных качеств лица в общественном сознании

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.