Тема 7. Государство и экономика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вопросы для подготовки к занятию по теме 7
1. Экономические задачи государства. 2. Бюджетная политика государства 3. Налоговая политика государства 4.Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства 5. Кредитная политика государства 6.Денежная политика государства 7. Монетарная политика государства 8. Теоретические основы социальной политики: цель, задачи, принципы, методы ее реализации
Базовые понятия по теме 7

Цель, задачи государственного регулирования экономики Экономические задачи государства многообразны, среди них можно выделить:

- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов) - обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство является залогом успешного функционирования рыночной экономики;

- защита конкуренции - монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства;

- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);

- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

- финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т.п.;

- изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов – эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке);

- контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста;

- финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Исходя из чего, целью государственного регулирования рыночной экономики является нивелирование негативных тенденций рыночной экономики

 Основные методы государственного регулирования экономики. области регулирования предполагают как административные, так и экономические методы, государственного воздействия на экономические процессы. Административными считаются методы, базирующиеся на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора. Экономические методы делятся на: 1) прямые, к которым относится деятельность государственного сектора – совокупности предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству, а также государственное предпринимательство или собственная предпринимательская деятельность государства; 2) косвенные, к которым относятся: бюджетная, налоговая (бюджетно-налоговая или фискальная) политика - маневрирование доходами и расходами бюджета, денежная, кредитная (денежно-кредитная или монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику

Денежное обращение - в самом общем виде совокупность наличных (банкноты, монеты) и безналичных (средства на счетах кредитных учреждений) денег.

Денежная политика - одно из направлений государственного регулирования, направленное на обеспечение нормального функционирования денежного обращения для поддержания нормальной экономической деятельности. 

Денежный (банковский) мультипликатор - (англ. money multiplier) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну денежную единицу; величина, обратная уровню резервных требований.[6]

Структура современной кредитной системы – современная кредитная система является двухуровневой: первый уровень – Центральный банк, второй уровень – коммерческие финансовые организации

Центральный банк - государственное финансово-кредитное учреждение, которое организует и регулирует денежное обращение.

Коммерческие банки – самостоятельные финансовые организации, которые и ведут основную работу по аккумулированию сбережений и размещению кредитов

Специализированные кредитно-финансовые институты (парабанковские учреждения) – это особый вид финансовых институтов, которые отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного- двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении специализированных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг.

Основные направления кредитно-денежной политики государства - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка – 1) операции на открытом рынке (купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг; 2) учетная ставка (ставка рефинансирования, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя); 3) норматив обязательных резервов (снижение или увеличение норматива обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора)

Государственные финансы - это один из основных элементов национальной финансовой системы, которая также включает в себя финансы крупных корпораций, финансы домохозяйств

Государственный бюджет - финансовый план страны, имеющий особенности в источниках доходов и направлениях расходования финансовых ресурсов

Доходы государственного бюджета образуются за счет основных видов поступлений: 1) налоговые отчисления; 2) неналоговые отчисления (доходы от продажи материальных и нематериальных активов; доходы от приватизации и управления имуществом; безвозмездные поступления; доходы и предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; прочие доходы)

Расходы государственного бюджета - это расходы, связанные с финансированием основных потребностей национальной экономики

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами образует (бюджетный недостаток)

Структурный дефицит – это такой вид дефицита бюджета, который характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и естественном уровне безработицы.

Циклический дефицит – это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета. Циклический дефицит вызывается спадом производства, превышением фактической безработицей её естественного уровня

Налоги - обязательные безвозмездные невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения, поступающие в пользу органов государственного управления в установленных законом размерах и сроки

Кривая Лаффера - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума[7]

Налогово-бюджетная политика государства – совокупность инструментов, направленных на маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику. Механизм фискальной политики основан на том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены

Социальная политика государства - это одно из направлений государственного регулирования рыночной экономики, обеспечивающее стабильность общественного развития и господствующего политического строя

 

Примеры решения задач по теме 7

Задача 7.1. Национальная экономика характеризуется следующими показателями: государственные закупки составляют - 50 ден. ед., трансфертные платежи - 10 ден. ед., процентные выплаты по государственному долгу, равному 20 ден. ед., составляют 10 % годовых, налоговые поступления составляют - 40 ден. ед. На основе данных определите, дефицитен ли бюджет

Решение:

Доходы госбюджета = налоговым поступлениям = 40 ден. ед.;

Расходы государственного бюджета = государственным закупкам, трансфертным платежам и процентным выплатам по государственному долгу = 2 х(20 х 0,1).

Следовательно: 40 – (50 + 10 + 2) = - 22 ден. единицы – дефицит бюджета.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 360.