Вопрос №1: Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология управления.

Вопрос №1: Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.

Лидерство - устойчивое доминирование отдельных членов группы, реализующих свой социально- ролевой статус.

Лидерство возникает в процессе межличностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как вдомые.

Типы лидеров:

1) Эмоциональный (регулирует отношения между членами группы)

2) Инструментальный (обеспечивает организацию взаимодействия группы для достижения цели)

Теории происхождения лидерства:

Теория личностных черт.

Эта теория основывается на убеждении, что лидеры обладают определенным набором личностных качеств, которые неизменны и способствуют тому, что эти люди могут оказывать влияние на других.

В рамках этого направления работали Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г, которые обобщили выделенные психологами качества личности и разделили их на группы: Интеллектуальные способности, Уверенность в себе, Профессионализм, Активность, Господство или преобладание над другими.

Поведенческая теория лидерства.

В рамках этого подхода рассматривается поведение лидера в той или иной ситуации. Эта теория говорит о том, что большее значение имеет не личность лидера, а то, как он ведет себя по отношению к своим подчиненным. Более эффективным считается тот руководитель, который достигает максимальной производительности при максимальной удовлетворенности трудом работников.

Ситуационная теория лидерства.

В этом направлении работал Ф.Фидлер и пришел к выводу, что руководитель должен менять свои стиль поведения в зависимости от ситуации, условий и возможностей влияния на других. Причем поведение руководитель должен контролировать в трех аспектах:

1. Взаимоотношения руководителя и подчиненных, управленца и команды.

2. Влияние на работу персонала.

3. Способ регламентации труда.

Концепция харизматической личности.

В основу теории ложится мысль о том, что каждому руководителю соответствуют определенные типы подчиненных, которые готовы принимать ценности лидера, верить ему, испытывать вдохновение от влияния, которое оказывает988 на них лидер. Для подчиненных мотивацией к труду является желание подражать руководителю, быть на него похожим. В то же время, такими способностями влиять на людей обладают не все, а лишь некоторые личности, обладающие «харизмой». Исследования показали, что харизматическое лидерство обычно проявляется в организациях со слабой управленческой структурой, где нет четкого разделения должностных обязанностей. В данном направлении работали М. Вебер, Р.Й.Хозе, М.Артур.

Именно благодаря этим характеристикам им удается вести за собой людей:

·  Полная уверенность в своих суждениях.

· Умение видеть перспективу лучше других, прогностические способности.

·  Преданность идее, способность к риску.

·  Умение брать на себя ответственность.

·  Нетрадиционное поведение.

·  Способность увлечь своей идеей, доступно донести ее до других.

Теория «партисипативного» управления.

Эта теория основывается на взаимоотношениях лидера и подчиненных и придает большое значение именно последователям лидера. Руководитель подбирает себе подчиненных таким образом, чтобы именно персонал делал его успешным и эффективным. Для этого лидер проводит совещания с подчиненными, вовлекает их в принятие организационных решений, делегирует им полномочия.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ТЕОРИИ:

3. Теория иерархии потребностей Маслоу. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека:

· Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом его оплата и условия.

· Потребности в безопасности. Под ними имеются в виду и физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), и экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности актуализируются и выходят на первый план, как только удовлетворяются физиологические потребности человека. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасностей, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование по старости и на случай утраты трудоспособности, выходное пособие и т.п.

· Социальные потребности. Они ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею. Они актуализируются и приобретают ведущую поведенческую значимость после того, как удовлетворяются физиологические потребности и потребности в безопасности. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравиться другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.

· Потребности в уважении (личностные потребности). К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе и т.д.

· Потребности в самореализации (самовыражении). Они включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические и т.п. потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

 

Согласно модели Маслоу, между всеми группами потребностей существует иерархия, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды.

 

Вывод: В первую очередь руководитель должен стремиться к удовлетворению потребностей низших уровней, например в хорошей оплате, безопасности труда и стабильности рабочего места. Лишь после того, как эти потребности удовлетворены, можно использовать более высокие стимулы, скажем, выражение социального признания, присвоение почетных званий, предоставление автономии и т.п. Без учета такой зависимости руководитель не добьется успеха.

 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ:

 

1) Теория усиления мотивации Скиннера.

Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

 

Вывод: руководитель должен предвидеть психологическое влияние последствий выполнения сотрудниками заданий, которые он им дает, и ставить перед ними вполне достижимые цели, реализация которых способна вызвать у них позитивный психологический эффект.

Психология управления.

Вопрос №1: Теории происхождения лидерства. Различия руководства и лидерства.

Лидерство - устойчивое доминирование отдельных членов группы, реализующих свой социально- ролевой статус.

Лидерство возникает в процессе межличностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как вдомые.

Типы лидеров:

1) Эмоциональный (регулирует отношения между членами группы)

2) Инструментальный (обеспечивает организацию взаимодействия группы для достижения цели)

Теории происхождения лидерства:

Теория личностных черт.

Эта теория основывается на убеждении, что лидеры обладают определенным набором личностных качеств, которые неизменны и способствуют тому, что эти люди могут оказывать влияние на других.

В рамках этого направления работали Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г, которые обобщили выделенные психологами качества личности и разделили их на группы: Интеллектуальные способности, Уверенность в себе, Профессионализм, Активность, Господство или преобладание над другими.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 155.