Мы видим, что историческое сознание, отражая объективный исторический процесс, далеко не однозначно как по своему уровню, так и доминирующим факторам формирования. Влияет ли данное обстоятельство на состояние и перспективы развития общества? Есть ли прямая взаимозависимость между господствующим типом исторического сознания и характером общественных отношений? На наш взгляд, такая связь, безусловно, существует. Более того, доминирующий тип исторического сознания оказывает ничуть не меньшее влияние на характер и направленность общественных изменений, чем, скажем, радикальные экономические и политические реформы. Но прежде чем судить об этом, необходимо определить критерии, по которым типологизируется историческое сознание.
В философии истории на сегодняшний день типы исторического сознания принято различать в зависимости от различных ответов на вопросы:
1. Чем вызваны исторические изменения? (Кто или что "делает" историю?)
2. Каковы смысл и направленность исторического процесса?
3. Является ли историческое развитие человечества единым, взаимосвязанным процессом или же в развитии отдельных народов и цивилизаций доминируют индивидуальные и самобытные сущности и черты?
4. Каковы характер и траектория исторических изменений (прогрессивное развитие; цикличность – круговорот; регресс)?
По данным критериям, правда, весьма условно, выделяются следующие типы исторического сознания: религиозное (теологическое), позитивистское, материалистически-прогрессистское и пессимистическое.
Религиозный (теологический) тип исторического сознания рассмотрим на примере наиболее актуального для нас христианского мировоззрения. Не углубляясь в обстоятельное изложение концепции христианства, остановимся лишь на тех ее аспектах, которые непосредственно связаны с представлениями об истории человечества. Как же отвечает христианство на поставленные выше критериальные вопросы?
1. Творцом и управителем исторического развития является Бог. История воспринимается как нечто творимое, созидаемое и обновляемое сверхчувственным божественным абсолютом. Так, в Библии Нового Завета (Гл. 1. БЫТИЕ) говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их...".
По мнению религиозных мыслителей, сфера религии имеет универсальное и неоспоримое значение перед всеми остальными как сила, задающая начало всему бытию людей. В последней инстанции, писал в начале XX века Е.Н. Трубецкой, ход истории определяется не экономическими причинами, а "той горней сферой должного, тем царством целей, которое, возвышаясь над человеком, дает направление его сознанию и деятельности" (Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.1.СПб., 1995. С.68-69).
2. С точки зрения христианства, история имеет вполне определенный смысл и назначение. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал в связи с этим: "История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место...". Таким образом, религия задает смысл человеческой жизни, которая является как бы приготовлением к другой, загробной райской жизни. Но эту последнюю надо заслужить. В трактовке выдающегося теолога средневековья блаженного Августина род человеческий делится "на два разряда: один тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом..." (подробнее см.: Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М. 1994.С. 10-13,20-23,220-262; Большакова А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. 1994. С. 89; Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М. 1991. С. 20-21; Природа и дух: мир философских проблем. СПб., 1995. С. 68-69). Таким образом, смысл истории, по христианству, сводится к освобождению человека от первородной греховности и переходу на основе этого в состояние загробного вечного блаженства.
3. Согласно христианской концепции, история развития человеческого общества с момента Сотворения до Страшного Суда и финального спасения представляет из себя единый, целостный процесс, к которому в конечном итоге сводится все многообразие социальных изменений." Этот вывод вытекает из следующих аксиом: единство происхождения всех людей от Адама; единый путь к спасению через очищение от греховности; единый финал исторического развития для всего человечества в виде Страшного Суда.
4. Если оставить "за скобками" религиозную фразеологию, то христианскую концепцию исторического развития можно, несомненно, отнести к прогрессистской интерпретации истории, поскольку общая направленность изменений в человеческом обществе содержит в себе постоянное совершенствование как самого человека, так и мира, в котором он существует.
Завершая краткую характеристику религиозного типа исторического сознания, предлагаем вам задуматься над проблемой: почему религиозный тип исторического сознания в отличие от многих других интерпретаций истории воспроизводится на протяжении многих веков и имеет столь большое распространение в мире?
Начиная с ХIХ века, широкое распространение в мире получил так называемый позитивистский тип исторического сознания (от латинского positius – положительный). Данный тип исторического сознания назван так, потому что исходит из двух посылок-оснований в своем отношении к историческому развитию, которые сформировались в лоне позитивистского направления в философии. Во-первых, подлинным знанием можно считать лишь то, что проверяется эмпирически, т.е. опытным путем. Во-вторых, ценность знаний заключается не столько в них самих, сколько в их полезности для решения актуальных проблем человека и человечества. На этой основе формируются ответы на перечисленные четыре вопроса.
1. Коль скоро мы не имеем эмпирически достоверной информации обо всем историческом процессе (т.е. мы не знаем точно, как возникли человек и человечество, к какому финалу в конечном итоге придет история), все наши рассуждения о том, что или кто "делает" историю, являются лишь умозрительными, произвольными догадками, достоверность которых доказать невозможно.
2. Столь же пессимистичен позитивистский тип исторического сознания и в отношении поиска смысла истории. И здесь опять-таки человек, ограниченный лишь локальным контекстом доступной ему исторической данности, не в состоянии определить смысл и назначение истории в целом. Поэтому для каждой эпохи, для каждого поколения история имеет свой уникальный, а не всеобщий смысл. Один из наиболее авторитетных выразителей позитивистского воззрения на историю Р. Арон полагает, что нельзя искать смысл истории в некоторой конечности исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности исторических событий. Но в реальности, отмечает он, в обществе отсутствует жесткая необходимость появления или смены определенных событий. Поэтому невозможно заранее построить теорию истории, смысл истории необходимо связывать с человеком, решающим в соответствии со своим разумом и конкретными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью (Поппер К.Р. Нищета историзма. М. 1993).
3. Отсюда же представления о характере, "траектории" исторического развития являются относительными, ибо в известной нам исторической реальности мы можем наблюдать как прогрессивные изменения, явления круговорота и повторяемости, так и попятные, регрессивные изменения. Действительно, как показывает историческая практика, человечеству постоянно приходится "расплачиваться" за любые прогрессивные достижения. Вспомним хотя бы связанную с данным выводом глобальную проблематику современности, которая поставила мировое сообщество на грань полного физического самоуничтожения.
4. Оригинален ответ позитивизма и на вопрос о целостности исторического развития. По мнению позитивистов, единство истории можно обнаружить не столько в хронологическом, сколько в горизонтальном аспекте. Иными словами, история едина лишь в рамках определенных эпох, имеющих свой единый смысл. И, наоборот, различные исторические эпохи дифференцированы, ибо не столько повторяют, сколько отрицают сущностные элементы предшествующего развития. Поэтому история, состоящая из эпох и периодов, отрицающих друг друга, не является целостной и единой.
Своеобразной антитезой позитиву выступает материалистически-прогрессистский тип исторического сознания. Одним из его характерных выразителей является марксизм.
1. С его точки зрения, истинным творцом истории выступают народные массы. По словам К. Маркса, история есть история преследующего свои цели человека. Главным императивом исторического развития выступают постоянно возрастающие потребности человека, которые он удовлетворяет на основе совершенствования способов воспроизводства своего существования, т.е. средств производства и производственных отношений.
2. Смысл истории, по марксизму, выражается в сознательном движении человечества к воплощению коммунистического идеала, отрицающего несвободу и отчуждение человека. Эта цель достигается путем познавания и использования объективных законов истории, т.е. исторической необходимости.
3. С точки зрения марксизма, история – единый и целостный процесс, т.к. все народы так или иначе проходят одинаковые этапы в своей эволюции (общественно-экономические формации), а также находятся под влиянием универсальных естественно-исторических законов, всех их ждет единое коммунистическое будущее.
4. Историческое развитие имеет спиралевидный прогрессивный характер. Каждая общественно-экономическая формация, повторяя некоторые черты прошлых общественных отношений, в то же время выводит общество на более высокий уровень свободы по векторам отношений "человек - природа", "человек - общество", "человек - человек".
И, наконец, краткая характеристика иррационально-пессимистического типа исторического сознания.
1. С его позиций, существование человека и человечества определяется игрой непостигаемого разумом фатума – судьбы. Изначально людям не дано определить то, что определяет их судьбу. Подобная позиция обосновывается таким философским течением, как экзистенциализм.
2. Понять смысл истории и ее направленность также невозможно, как и понять смысл жизни отдельного человека. Единственно, что нам доподлинно известно, так это то, что с момента рождения мы начинаем двигаться к неминуемой смерти. Поэтому "жизнь и история абсурдны в самом своем основании". "Человек рождается, чтобы умереть" – вот первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время единственно надежная ее достоверность с точки зрения самой объективной и строгой науки.
3. Поэтому о единстве истории можно говорить лишь в смысле ее всеобщей абсурдности. Трагизм и безысходность – вот что объединяет человечество.
4. Говорить о каком-либо прогрессе в истории человечества также бессмысленно, ибо при внимательном рассмотрении исторической реальности нетрудно прийти к выводу, что в конечном итоге соотношение "добра" и "зла" не меняется (Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни //Квинтэссенция: Филос. альманах. М.1990. С. 371-414; Философия истории: Антология. М. 1994. С. 131-144, 158-187).
Итак, мы видим, что даже этот краткий обзор показывает широчайшее многообразие и противоречивость типов исторического сознания. Подумайте в связи с этим над проблемой: какое влияние на развитие общества оказывает каждый из перечисленных типов исторического сознания? Какой тип исторического сознания, по вашему мнению, доминирует в современном российском обществе?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.