Во-первых, особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает, что на какой-либо другой государственный орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. Ни один другой орган государства не наделен такими процессуальными возможностями для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу, как суд. Деятельность государственных и иных органов, помимо суда, нельзя назвать правосудием.
Во-вторых, судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные выше нормативные акты. В частности, ст. 4 и 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривают возможность создания в системе федеральных судов общей юрисдикции специализированных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. При этом непосредственная регламентация полномочий, порядка образования и деятельности специализированных судов должна устанавливаться в отдельном федеральном конституционном законе.
В-третьих, правосудие может осуществляться лишь тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности. Это означает, что если судебный орган не отвечает хотя бы одному из указанных выше требований, то его деятельность и решения нельзя признать законными, отвечающими предназначению правосудия. Требование законности суда следует рассматривать с позиции соответствия лиц, наделяемых статусом судей, надлежащей квалификации и нравственным требованиям, которые в совокупности обеспечивают справедливость при вынесении судебных актов. Это требование применимо не только к судьям, но и к лицам, наделяемым этим статусом на определенное время для рассмотрения конкретного правового спора (присяжным и арбитражным заседателям).
Требование компетентности суда означает, что дело должно быть рассмотрено только тем судом, который имеет соответствующие полномочия. В основу этого требования положен давно известный тезис, что любой человек должен знать, к какому судье следует обратиться, если возникнет какой-либо имущественный или иной спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к административной или уголовной ответственности.
Требование беспристрастности суда обязывает судей, рассматривающих конкретные дела, быть нейтральными по отношению к сторонам и лицам, участвующим в деле. Это означает, что судьи не вправе способствовать одной из сторон в защите своих прав и законных интересов, путем дачи советов, консультаций и подсказок, ограничении или стеснении прав другой стороны, совершении действий в пользу одной стороны в ущерб другой и т. п. Предубеждения судей по каким-нибудь вопросам или по отношению к каким-либо лицам не должно иметь места.
2)Принцип независимости судей — важная гарантия самостоятельности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Принцип независимости судей означает также, что никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут каким-либо образом влиять на судей, а равно на привлекаемых к участию в рассмотрении дел присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны. Основные гарантии независимости судей установил закон «О статусе судей». Согласно ст. 9 этого закона независимость судей обеспечивается:
— наличием предусмотренной законом особой процедуры осуществления правосудия;
— установлением под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
— установлением порядка приостановления и прекращения полномочий;
— правом судьи на отставку;
— неприкосновенностью судьи;
— системой органов судейского сообщества;
— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
— наличием особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи и их имущества.
Гарантией независимости судей служит также строгое соблюдение процедуры осуществления ими правосудия. Рассмотрение и разрешение судами уголовных и гражданских дел проходит в предусмотренной законом процессуальной форме при обязательном проведении судебного заседания, причем соблюдение его распорядка распространяется на все участвующие в деле государственные органы и на всех лиц. Разбирательство дел во всех судах происходит гласно, открыто, за некоторыми исключениями, что позволяет контролировать судебную деятельность не только со стороны участвующих в деле лиц, но и всех присутствующих в зале судебного заседания лиц, в том числе и представителей средств массовой информации.
Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону призван реально служить обеспечению законности, а также объективности в выполнении судами задач правосудия, прежде всего по защите прав и законных интересов граждан. Все эти права и интересы граждан могут быть обеспечены только действительно независимым судом.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 345.