СРС 1. Личность как объект психолого-педагогического анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

СРС 1. Личность как объект психолого-педагогического анализа

 

    Задание 1. Вам как будущему руководителю придется работать с людьми различных видов темперамента. Для закрепления знаний заполните таблицу не имеет достаточных оснований для увольнения. к подчине"Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им виды темперамента".

 

Тип высшей нервной деятельности

Особенности нервных процессов по

Особенности динамики поведения

Вид темперамента

силе равновесию подвижности           Холерик           Сангвиник           Флегматик           Меланхолик

 

 

Задание 2. Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Вы как будущий руководитель должны уметь разбираться в людях:

         Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

 

Особенности индивида Особенности личности
старательность низкая адаптация к темноте
общительность хорошая координация обеих рук
медленная скорость узнавания трудолюбие
большая эмоциональная возбудимость пластичность
аккуратность высокая скорость усвоения навыка
малая моторная ригидность правдивость
высокая сенсорная чувствительность скромность
робость быстрый темп деятельности
добросовестность реактивность
упрямство высокая скорость двигательных реакций
малая чувствительность к общественной оценке подвижность  

 

 

                                     

Задание 3. Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: особенности темперамента, направленность личности, нравственный мотив.

 

А. Студент Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал по своей специальности. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. Он целеустремлен и неутомим, но интересы его односторонни.

 

Б. Воробьев вдохновил летчика с ампутированными ногами Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию.

 

В. Студентка Асель А. – веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девушка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и качественно.

СРС 3. Социально-психологические проблемы управления коллективом

Задание 1. Проанализируйте предложенные ситуации. Заполните таблицы 1-3.

Ситуация 1

Руководителю отдела вышестоящее начальство в целях сокращения сотрудников предписывает провести реорганизацию отдела таким образом, что распадается технологическая цепочка процесса, а результат реорганизации скажется очень не скоро. Руководитель стоит перед выбором: либо сохранить за собой "кресло" и развалить работу отдела, либо вступить в конфликт с вышестоящим начальством и отстоять принципиально важное решение.

Как бы вы поступили на его месте?

Обоснуйте свой выбор. Определите тип конфликта.

Ситуация 2

Студент постоянно опаздывает на лекции, чем вызывает раздражение преподавателя. После многочисленных предупреждений преподаватель ставит условие: "Если вы опоздаете в следующий раз, я откажусь принимать у вас экзамен и не пущу в аудиторию".

Студент снова опаздывает. Он останавливается перед дверью в нерешительности.

Как ему следует поступить?

Спрогнозируйте несколько вариантов поведения студента и преподавателя.

Ситуация 3

Рассмотрим ряд конфликтов в деловых отношениях (руководитель – подчиненный).

Представьте себе гипотетический коллектив, в который вы попадаете в качестве руководителя или сотрудника. Выбор роли за вами.

Молодой руководитель (Р) приходит в коллектив с рутинным образом работы, разболтанной дисциплиной и сотрудниками, которые халатно относятся к работе. В его коллективе 5 человек. Назовем из А, В, С, D, K.

1. Руководитель дает задание сотруднику А.  А объясняет, что задание в такой короткий срок он выполнить не сможет. Р настаивает. Тогда А вступает в спор и утверждает, что с заданием лучше справиться В или С.

Найдите выход из конфликтной ситуации.

2. Подчиненный В, узнав, что ему собираются передать задание А, возмущается, ссылаясь на перезагрузку в работе и на то, что он получает слишком много заданий от других "разных" руководителей.

Естественная реакция непосредственного начальника Р – недовольство. Инцидент налицо. Как выйти из конфликтной ситуации руководителю и подчиненному В, который явно в "пылу спора" создал нежелательную для себя конфликтную ситуацию?

3. Р в порядке общей проверки интересуется работой сотрудника С и выясняет, что С еще не приступал к заданию и явно не успевает выполнить его в сроки, поставленные первоначально. Р обвиняет С в том, что он умышленно затягивает работу; С просит часть задания передать Д.

Как должен поступить Р, чтобы добиться результата в работе и не дать ситуации разрастись в коллективный конфликт?

4. При сдаче отчетов о проделанной работе оказывается, что Д сделал меньше всех и не справился с заданием. Р требует объяснения. В ответ Д говорит, что задание очень сложное, часть предложенной работы не входит в его компетенцию и отказывается от данного ему ранее поручения.

Проанализируйте ситуацию.

5. Сотрудник К считает, что руководитель излишние придирчив к его работе, при этом он отказывается он задания, ссылаясь на плохое самочувствие.

Как должен поступить руководитель?

6. Руководитель считает, что сотрудник К не соответствует своему должностному разряду, демонстрирует личную неприязнь к подчиненному и рекомендует ему уволиться (поискать другое место работы), но не имеет достаточных оснований для увольнения. Сотрудник считает притеснения несправедливыми, о чем заявляет руководителю. Проанализируйте конфликтную ситуацию с различных позиций.

Спрогнозируйте развитие ситуации и пути выхода из конфликта.

 

                                                                                         Таблица 1

Сит.1

Сит.2

Сит. 3

п.1 п.2 …. 1. Отсутствие взаимопонимания           2. Неправильные манеры поведения           3. Нарушение норм делового этикета           4. Необъективная оценка руководителем результатов труда           5. Необъективная оценка личностных качеств сотрудников          

                                                                                      

Таблица 2

Структура конфликта

Сит.1

Сит.2

Сит. 3

п.1 п.2 …. 1. Участники            2. Проблема (объект конфликта). Истинная причина разногласий            3. Есть ли конфликтная ситуация            4. Инцидент, непосредственно провоцирующий конфликт          

                                                                                                 Таблица 3

Сит.1

Сит.2

Сит. 3

п.1 п.2 ….
1. Приспособление            
2. Компромисс           
3. Сотрудничество            
4. Соперничество           

 

Задание 3 .

Ситуация 1

Айдыну повезло - он устроился на работу в совместное предприятие. Очень часто после рабочего дня он вместе со своими немецкими коллегами заходил в бар выпить пива и поболтать. Отношения, как казалось Айдыну, из деловых все больше превращались в дружеские. На следующий день после очередных «посиделок» Айдын обратился к сидящему с ним рядом в офисе Питеру Бергу: «Помнишь, ты вчера рассказывал, как вы с Мартином устроили дебош в ресторане?». На что последовал очень резкий ответ: «Айдын, занимайся своей работой». Молодой человек был обескуражен - вчера они с Питером были лучшими друзьями, а сегодня такое обращение.

Как бы Вы объяснили Айдыну причину размолвки с немецким коллегой?

1. Питер - грубый, невоспитанный человек.

2. Питер убежден, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке.

3. Питер полагает, что на рабочем месте не стоит говорить о посторонних вещах.

4. Питеру неприятно вспоминать случай из своей жизни, о котором он рассказал, изрядно выпив.

Ситуация 2

Перед вами стереотипы представителей нескольких народов. Определите, к каким именно народам эти характеристики относятся:

1. Щедрый, терпеливый, простодушный, неорганизованный, широкая натура, любит выпить, справедливый, открытый.

2. Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.

3. Агрессивный, жадный, злопамятный, ленивый, нахальный, нечестный, безнравственный, грубый.

4. Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, развратный, скупой, легкомысленный, раскованный.

5. Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.

6. Талантливый, добрый, справедливый, трудолюбивый, обаятельный, сильный, уверенный в себе, честный.

7. Гордый, верный традициям, уважающий старших, мстительный, гостеприимный, слегка высокомерный.

Имеются в виду следующие народы:

1. Русские.

2. Англичане.

3. Проективный вариант (абсолютно отрицательный стереотип).

4. Французы.

5. Немцы.

6. Проективный вариант (абсолютно положительный стереотип).

7. Жители Северного Кавказа.

Ситуация 3

В холле одного из московских учреждений в ожидании лифта стоят молодая русская женщина Светлана и осетин средних лет Асламбек. Приходит лифт, и в открывшиеся двери одновременно пытаются войти и женщина, и мужчина. Они сталкиваются, Светлана все же проходит вперед, а Асламбек, уверенный, что почетное право первым проходить в двери принадлежит мужчине, остается в недоумении.

Как бы вы объяснили Асламбеку поведение Светланы? Выберите лучший вариант ответа.

1. Светлана плохо воспитанная, наглая женщина.

2. Светлана хотела таким способом обратить на себя внимание и познакомиться.

3. Светлана привыкла, что мужчины пропускают ее вперед в дверях.

4. Светлана является в этом учреждении большой начальницей.

 

Список основной литературы

1. Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1989.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.,1996.

3. Ломов Б. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1990.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах, т.1. - М., 1995.

5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2003.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.

7. Психология. Учебник для технических вузов под ред. В.Н.Дружинина. - СПб, 2000.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002

9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999

10. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов на Дону, 2000

11.  С.Г.Шеретов Ведение переговоров: Учебное пособие. - Алматы: Издательство «Юрист», 2008, - 92 с.

12. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т.- 3-е изд.-М.: Дело, 2008.

13. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - 4-е изд., доп. и испр. - М.: Дело, 2002.

14. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие.- 6-е изд. - М.: Ось-89, 2009.

15. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

СРС 1. Личность как объект психолого-педагогического анализа

 

    Задание 1. Вам как будущему руководителю придется работать с людьми различных видов темперамента. Для закрепления знаний заполните таблицу не имеет достаточных оснований для увольнения. к подчине"Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им виды темперамента".

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 180.