Тема 1. Человек и общество
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
(§2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Основные сферы жизни общества
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.
· Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
· Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
· Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
· Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммунистическую идеологию.
Тема 2. Духовная культура
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цели и задачи образования:
• приобщение человека к достижениям и опыту общества и цивилизации;
• сохранение общественного культурного и духовного достояния;
• социализация личности, т. е. владение человеком программами поведения и деятельности, характерными для его культуры и того времени, когда он живет;
• передача информации будущим поколениям.
Функции образования:
1. Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности).
2. Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности).
3. Культурная (использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей).
Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение».
Закон «Об образовании» определяет две части системы — общеобразовательную и профессиональную.
Общеобразовательная часть включает следующие элементы: 1) дошкольное образование; 2) начальное образование; 3) общее основное образование; 4) среднее (полное) общее образование.
Элементы профессиональной части таковы: 1) начальное профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) высшее и 4) послевузовское профессиональное образование. К числу начальных профессиональных учреждений относятся профессионально-технические училища, иногда лицеи; к средним — техникумы, колледжи; к высшим университеты, институты, академии. Для повышения квалификации лиц. имеющих высшее образование. Существуют институты, академии послевузовского профессионального образования.
Задачи профессиональных учебных заведений — последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов.
Возможности получения образования в Российской Федерации. Образовательная политика РФ предоставляет возможность получения начального, среднего и высшего образования. В Российской Федерации создана единая система непрерывного образования, которая включает начальное и среднее образование (11 классов), среднее профессиональное (по профилю производства или сферы деятельности) и высшее образование.
Система образования – совокупность образовательных стандартов, программ, реализуемых образовательными учреждениями и принципами обучения.
Принципы образовательной политики в России:
• общедоступность (доступность обучения без национальных и возрастных ограничений);
• приспособленность системы образования к потребностям учащихся;
• право человека на свободное развитие, приоритет общегуманистических ценностей;
• светский, а не религиозный характер обучения;
• свобода и плюрализм обучения (свободный выбор образовательных учреждений учащимися);
• самостоятельность образовательных учреждений.
· Общие тенденции в развитии образования:
1) Демократизация системы образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
2)Рост продолжительности образования - современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
3) Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
4) Гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
5) Гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
6) Интернационализация процесса образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
7) Компьютеризация процесса образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Тема 3. Экономика
Обмен, торговля
(Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов, —М: ACT: Астрель, 2009)
Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему как производителю и потребителю, он должен получать со стороны. Для этого он обменивает имеющиеся в его распоряжении блага (производственные ресурсы и потребительские блага) на те, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.
Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.
Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Поэтому торговлю можно причислить к услуге. Торговля осуществляется в магазинах, на ярмарках и аукционах. Торговля отличается от обмена, типичной формой которого является бартер. Так, торговля предполагает обмен одного товара на другой товар посредством денег (Т - Д - Т'), то бартер – это непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т - Т') без посредства денег (Т — товар; Д — деньги; Т — приобретенный товар).
Бартер существует и в наши дни. Бартерные сделки сопровождают инфляцию и распространены в условиях дефицитной экономики.
Коммерция — торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара.
Сердцевина коммерции — токовые операции по купле и последующей продаже, т. е. перепродаже товаров.
Условия, необходимые для успешной коммерции:
· покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;
· платежеспособный спрос на товар должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.
Рынок и рыночный механизм
(§14. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Рыночной экономике присущи следующие признаки:
· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
· принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.
Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.
Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара.
На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем.
Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены.
На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.
Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены.
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.
Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.
Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Деньги
Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Существуют две концепции происхождения денег:
· Рационалистическая концепция — происхождение денег — это итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для товарообмена необходимы специальные инструменты.
· Эволюционная концепция — деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообороте, играя роль всеобщего эквивалента.
Вся история возникновения денег служит обоснованием эволюционной концепции. Современная же практика подтверждает рационалистическую концепцию денег.
Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, чему способствовали его свойства:
· делимость — способность делиться на части;
· узнаваемость — легко узнаваемы, тяжелы в подделке;
· портативность — малы, легки, удобны;
· износостойкость — имеют продолжительность жизни;
· стабильность — более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра;
· однородность — равные количества денег имеют равную стоимость.
Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег: меру стоимости, средство обращения и средство накопления. По их мнению, функции средства обращения и средства платежа — одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.
Бумажные деньги —- это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющий полноценные золотые деньги в функции средства обращения.
Монета — это слиток металла особой формы и пробы.
Кредитные деньги — это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений.
Чек — письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.
Вексель — письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.
Банкноты — банковские билеты — денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками. От бумажных денег банкноты отличаются тем, что имеют двойное обеспечение — кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа.
Происходит замена банкнот, векселей, чеков кредитными карточками, которые осуществляют функцию денег как средства платежа.
Электронные деньги — это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т. д. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальные ценности и нормы
(§2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 17)
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
· нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
· правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой;
· правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах;
· это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
· религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
· политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
· эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.
Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:
· главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широком смысле слова;
· нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;
· нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Межнациональные отношения
(§25 Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
· отношения между разными национальностями внутри одного государства;
· отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений следующие:
· Мирное сотрудничество.
· Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение).
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.
Основные тенденции развития наций:
1. Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
Формы:
· самоизоляция в целом;
· протекционизм в экономике;
· национализм в различных формах в политике и культуре;
· религиозный фанатизм, экстремизм.
2. Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
· Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
· Транснациональные корпорации (ТНК)
· Международные культурные и народные центры
· Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
3. Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
4. Межнациональный конфликт
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).
В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Причины межнациональных конфликтов:
· Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
· Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
· Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
· Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
· Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
· Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
· Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
· Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Пути разрешения межнациональных проблем:
· Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
· Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
· Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
· Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
· Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Тема 5. Политика
Разделение властей
Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (фр. separation des pouvoirs, лат. trias politica).
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.
Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).
Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации);судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.
В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.
Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.
Формы государства
(§2. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 15- 16)
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
1. Форма правления – элемент формы устройства государства, который характеризует порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти.
· Монархия: абсолютная, ограниченная
· Республика: парламентская, президентская
В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика
2. Форма государственного устройства – тот элемент формы устройства государства, который характеризует взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
· Унитарное государство
· Федерация: национальная, территориальная, национально-территориальная.
Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, также есть конфедеративное государство - это добровольный союз государств, объединенные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонительных и экономических целях).
3. Государственно-правовой режим – тот элемент формы устройства государства, который характеризует приемы, способы, методы, при помощи которых отправляется государственная власть.
· Антидемократический режим – те, которые отправляются в интересах меньшинства с использованием принуждения (авторитарные, тоталитарные режимы)
· Демократический режим – в интересах большинства (либеральные, социальные режимы)
Местное самоуправление
(§5. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 44 - 45)
Местное самоуправление (МСУ) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города. Органы МСУ могут устанавливать условие использования земель и определить порядок условия приватизации городской собственности населения.
В исключительном ведении городского собрания находятся:
· утверждение местного бюджета;
· принятие планов и программ в развитии города;
· установление порядка управления и распоряжения городской собственностью;
· контроль за деятельностью должностных лиц МСУ.
Уставом города может быть предусмотрена должность главы города, выборного должностного лица, возглавляющего деятельность на территории города.
Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.
Выборы, референдум
(§6. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение". С. 49-50)
Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.
Референдум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
Тема 6. Право
Понятие правоотношений
(§9. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Правоотношение — это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства. правоотношение возможно только при наличии трех элементов:
1. Субъектов правоотношения, т. е. участников правоотношения;
2. Объекта правоотношения или того, из-за чего возникло правоотношение;
3. Содержания правоотношения, под которым понимаются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.
Согласно законам РФ субъектами правоотношения могут бытьфизические лица граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, государство. Субъектом правоотношения могут быть население региона, трудовой коллектив или жильцы многоквартирного дома. Субъекты правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Если правоспособность, под которой понимается способность иметь права и обязанности, согласно законам России, у физических лиц появляется с рождения, то дееспособность, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности, приобретается постепенно. Например, согласно законам РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, ластик, блокнот, книгу, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в метро и автобусе, а в 14 лет получить паспорт. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Подробнее с правами несовершеннолетних вы познакомитесь в параграфе, посвященном семейным правоотношениям. Сейчас же обратим ваше внимание на то, что одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности. Так, уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления, например за кражу, убийство, разбой. Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает иначе. Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность, то оно становится правоспособным и дееспособным в момент регистрации. То есть в отличие от физического лица юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
(§20. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.
Уголовно-правовые отношения – это регулируемые законом общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством. К объектам уголовно-правовых отношенийпринадлежат ценности общества: личность ее права и свободы; собственность; общественный порядок и общественная безопасность; окружающая среда; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества. Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются лица, совершившие преступные деяния, игосударство в лице правоохранительных органов и суда. Одна из особенностей УК РФ в том, что он выступает единственным источником уголовного права. В Особенной части Кодекса отдельные виды преступлений квалифицированы по различным группам: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества. Другая особенность УК РФ — по форме он является Федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию России, включая сушу, территориальные воды, воздушное пространство. По общему правилу за преступления, совершенные на территории России, несут ответственность граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Следующая особенность УК РФ в том, что по виду систематизации он относится к кодексу, включающему обширную совокупность норм, которые объединяются в группы — институты. Важнейшими институтами уголовного права являются преступление, необходимая оборона, наказание и др.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Итак, преступление всегда деяние (действие или бездействие). Признаками преступления, как следует из определения, являются также общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность — это существенный вред или угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. Общественная опасность — главный признак преступления, позволяющий отличать его от других правонарушений.
Противоправность означает, что только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ. Деяние признается преступлением, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосто-рожности. Эти уже известные вам формы вины имеют разновидности: умысел — прямой и косвенный и неосторожность— легкомыслие и небрежность. Наказуемость как признак преступления означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание. Необходимая оборона — это правомерная защита от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападавшему. Согласно статье 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами. Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, выходя за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Поэтому в определении говорится о правомерной необходимой обороне. Каковы же условия ее правомерности? Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства, причем оно должно быть реальным, а не мнимым. Во-вторых, вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение. Если пострадают другие люди, то содеянное может рассматриваться как умышленное или неосторожное преступление. В-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению. Правовым последствием преступления является, как вы уже знаете, уголовная ответственность. Суть ее в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, во-вторых, наказывает его. Уголовное наказание — это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Цель наказания не в том, чтобы унизить человеческое достоинство, причинить физические страдания осужденному, а в том, чтобы исправить и перевоспитать его, восстановить социальную справедливость. При установлении наказания учитывается множество факторов. В числе смягчающих обстоятельств — явка с повинной, содействие раскрытию преступления и другие, а отягчающих — неоднократность преступлений, совершение преступления в группе лиц, т. е. соучастников, и пр. УК РФ содержит главу «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не испол-нилось 18 лет.
По общему правилу несовершеннолетние несут уголовную ответственность с 16 лет. Однако в Уголовном кодексе названы отдельные преступления, за которые ответ-ственность наступает с 14 лет. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятсятяжкие преступления против личности: умышленное убийство или причине-ние тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Вторую группу составляют имущественные преступ-ления: кража, грабеж, разбой, вымогательство, завладение транспортным средством без цели хищения. Третья группа — преступления против общественной безопасности и общественного порядка: терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, захват заложника, приведение в негодность транспортных средств, хищение наркотических средств, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.
Несовершеннолетним может быть назначено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком не свыше 10 лет(исключена смертная казнь и пожизненное лишение свободы) либо к ним могут быть применены меры воспитательного воздействия.
К мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение; передача под надзор родителей либо специализированного государственного органа; возложение обя-занности загладить причиненный вред. Более строгой мерой является ограничение досуга и установление особых требований к поведению. Суть ее — запрещение посещать определенные места (например, дискотеки), отсутствовать дома после определенного времени суток (скажем, с 21 часа до 6 часов), выезжать в другую местность и пр.
В случае неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия она отменяется, и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.
Тема 1. Человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей
(§2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во "Просвещение")
В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле, общество –
1. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание.
2.Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество).
3.Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
4.Человечество в целом
Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Сферы (области) жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс. Нет человека – нет общества. Нет общества – нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком. Однако тот, кто так думает, забывает: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом в различных видах деятельности, кроме того, он нашёл некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы – всё это продукты общества. Вспомним, что ни один ребёнок, выросший среди животных, не имел знаний, трудовых навыков, не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.
В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.). В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. В широком смысле слова это всё человечество. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколения людей, которые жили в далёком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и сёла, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.
Функции общества:
· производство жизненных благ;
· систематизация производства;
· воспроизводство и социализация человека;
· распределение результатов труда;
· обеспечение законности управленческой деятельности государства;
· структурирование политической системы;
· формирование идеологии;
· историческая передача культуры и духовных ценностей
Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.
Основные сферы жизни общества.
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.
· Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
· Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
· Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
· Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Группы потребностей:
· биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
· социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
· духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Группы потребностей по А. Маслоу:
· Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.
· Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
· Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.
· Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.
· Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.
Общество – это динамическая система.
Это означает, что:
1. Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность
2. Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается
3. Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы
4. Сверхсложная система
5. Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)
6. Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.
Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 197.