ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

 

Факультет________________________________________

Кафедра__________________________________________

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ  Проректор по учебной работе   _____________ Л.Н. Костина   « _____ ».___________.20____ г.  

 

   

 

   

 

   

 

 

Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины

 

«Гражданское право (общая часть)»

 

    Направление подготовки

 

 

Код и «Наименование направления подготовки»             

Профиль / Магистерская программа Квалификация Учебный год

«Наименование профиля»/

«Наименование магистерской программы»

академический бакалавр / магистр

20 _____ / 20 _____

 

 

 

 

       

Донецк

20 ___


Рабочая программа учебной дисциплины «Наименование учебной дисциплины» для обучающихся ______ курса образовательной программы бакалавриата / магистратуры направления подготовки код «Наименование» (профиль / магистерская программа «Наименование») очной / заочной форм (ы) обучения

    Автор(ы), разработчик(и):

 

 

должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании ПМК кафедры

«Наименование ПМК»

 

 

Протокол заседания ПМК от

   

 

дата

 

           

Председатель ПМК                  _____________           _________________________

                                                 (подпись)                           (инициалы, фамилия)        

 

 

  Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

 

наименование кафедры

 

 

Протокол заседания кафедры от

   

 

дата

 

         

  Заведующий кафедрой    ____________           _________________________

                                        (подпись)                             (инициалы, фамилия)        

 


1. Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по учебной дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

В разделе указывается перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, которые будут проверяться оценочными средствами на промежуточной аттестации. Под планируемыми результатами освоения образовательной программы подразумеваются компетенции обучающихся, прописанные в ООП ВПО и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В качестве планируемых результатов обучения для формирования компетенции под указанными категориями понимается:

«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;

«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях. Формируется в процессе получения опыта деятельности.

 

ОПК-2

способностью работать на благо общества и государства

Знать: виды юридических документов, применяемых в сфере гражданско- правового регулирования. Правила подготовки юридических документов, применяемых в сфере гражданско-правового регулирования.
Уметь: применять нормативные правовые акты в сфере гражданско- правового регулирования. Реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Применять алгоритмы юридической оценки фактов и обстоятельств. Осуществлять правильную квалификацию фактов и обстоятельств в сфере гражданских отношений.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками решать усложненные задачи в сфере гражданских отношений на основе приобретенных знаний, умений, с их применением в нетипичных ситуациях с целью осуществления правильной квалификации фактов и обстоятельств.
ПК-10 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Знать: алгоритмы правоприменения в сфере гражданских отношений. Особенности применения нормативных правовых актов в сфере гражданских отношений, реализации норм гражданского материального и гражданско-процессуального права в профессиональной деятельности. Алгоритмы юридической оценки фактов и обстоятельств в сфере гражданских отношений.

 

 

Уметь: принимать юридические решения в сфере гражданских отношений. Совершать юридические действия в точном соответствии с гражданским законодательством. С учетом специфики гражданского правоотношения определять вид юридического документа, подлежащего применению и его особенности. Разрабатывать и правильно оформлять юридические документы в сфере гражданско-правового регулирования.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками решать усложненные задачи в сфере гражданских отношений на основе приобретенных знаний, умений, и их применения в нетипичных ситуациях с целью совершения юридических действий в точном соответствии законом в сфере гражданских отношений.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Гражданское право» относится к базовой части в соответствии с утвержденным учебным планом (Б1.Б.2.6).

2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося

Содержание дисциплины логически взаимосвязано с другими частями ООП: дисциплинами «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право»; учебной практикой.

Приступая к изучению дисциплины «Гражданское право», будущий бакалавр должен знать основные положения теории государства и права, характеристику развития гражданского права в отечественном и зарубежном государстве и праве, систему частных прав человека и гражданина, входящих в систему конституционных прав, предусмотренных Конституцией.

 

2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для изучения следующих дисциплин: «Предпринимательское право», «Международное частное право», «Земельное право», дисциплин гражданско-правового цикла вариативной части; при подготовке дипломного проекта; для производственной практики.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах (кредитах) с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную контактную работу (по видам учебных занятий) и самостоятельную работу обучающихся


Варианты таблиц при изучении дисциплины в нескольких семестрах

(для очной и заочной форм обучения заполняются отдельно)




Зачетные единицы (кредиты

ЕСТ S )

Всего часов

Форма обучения

 

Очная

 

Семестр

  №3 №4   Общая трудоемкость 10 360

Количество часов на вид работы:

 

Виды учебной работы, из них:

 

Самостоятельная работа

72 82  

Контроль

- 36  

Наличие курсовой работы

- -

Промежуточная аттестация

 

Форма промежуточной аттестации

зачет экзамен  

Зачетные единицы (кредиты

ЕСТ S )

Всего часов

Форма обучения

Заочная

Семестр

№3 №4
Общая трудоемкость 10 360

Количество часов на вид работы:

Виды учебной работы, из них:

Самостоятельная работа

152 177

Контроль

- 9

Наличие курсовой работы

- -

Промежуточная аттестация

Форма промежуточной аттестации

зачет экзамен

4. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы (темы) дисциплины с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

Наименование темы
дисциплины



Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Коды компетенций

Литература

Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Раздел 6. Вещное право

 

Тема 6.1. Общие положения о вещных правах 2 4 6 12 2 2 14 18 ОПК-2, ПК-10   Л.1.1 Л.1.2 Л.1.3 Л.1.4 Л.2.5 Л.2.6 М.1 М.2 М.3 Э.1  
Тема 6.2. Право собственности 4 4 6 14 2 2 14 18 ОПК-2, ПК-10   Л.1.1 Л.1.2 Л.1.3 Л.1.4 Л.2.5 Л.2.6 М.1 М.2 М.3 Э.1  
Тема 6.3. Ограниченные вещные права 2 4 6 12     14 14 ОПК-2, ПК-10   Л.1.1 Л.1.2 Л.1.3 Л.1.4 Л.2.5 Л.2.6 М.1 М.2 М.3 Э.1  
Тема 6.4. Защита вещных прав 2 2 6 10     14 14 ОПК-2, ПК-10   Л.1.1 Л.1.2 Л.1.3 Л.1.4 Л.2.5 Л.2.6 М.1 М.2 М.3 Э.1  
Итого по разделу: 10 14 24 48 4 4 56 64    

Образовательные технологии

Основные образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины: 

Технология контекстного обучения – обучение в контексте профессии (реализуется в учебных заданиях, учитывающих специфику направления и профиля подготовки). Технология интерактивного обучения (реализуется в форме учебных заданий, предполагающих взаимодействие обучающихся, использование активных форм обратной связи). 

Технология электронного обучения (реализуется при помощи электронной образовательной среды ГОУ ВПО «ДонАУиГС» и при использовании ресурсов ЭБС, при проведении автоматизированного тестирования и т. д.).

Виды используемых технологий:

1) Каждый студент обеспечен учебно-методическим комплексом, в котором теоретическое изложение материала сопряжено с технологий решения задач и выполнения упражнений по всем разделам темы;
2) Индивидуальный контроль за выполнением практических заданий (тестирование, решение задачи у доски, экспресс – контрольные работы);

3) Коллективное обсуждение на семинарах вариантов решения задач повышенной сложности;

4) Технология проведения учебной дискуссии.

7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В данном разделе перечисляются информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.

Под информационными технологиями понимается использование компьютерной техники и систем связи для создания, сбора и передачи, хранения и обработки информации.

 «Информационные технологии не применяются».

 «Программное обеспечение не применяется» и «Информационные справочные системы не используются».

 

 

8. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Примерный перечень оценочных средств

№ п/п Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде
1 2 3 4
1 Коллоквиум Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися Вопросы по темам/разделам дисциплины
2 Разноуровневые задачи и задания Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения Комплект разноуровневых задач и заданий
3 Реферат Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее Темы рефератов
4 Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы   Темы докладов, сообщений

 

Коллоквиум.

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. Контрольный опрос по вопросам пройденных девяти темам (форма определяется преподавателем и объявляется заранее).

Перечень вопросов по темам/разделам дисциплины

1. Понятие частного права. Предмет, метод и функции гражданского права. Место гражданского права в системе права.

2. Понятия и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

3. Личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования.

4. Понятия и система гражданского законодательства.

5. Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.

6. Развитие содержания правоспособности граждан при переходе к рыночной экономике.

7. Дееспособность несовершеннолетних.

8. Гарантии прав граждан при решении вопроса об ограничении их дееспособности (по материалам судебной и административнойпрактики).

9. Правовое положение индивидуальных предпринимателей. Правоспособность и дееспособностьиностранцев.

10. Понятие и сущность юридическоголица.

11. Виды юридическихлиц.

12. Общество с ограниченной ответственностью как юридическоелицо.

13. Акционерное общество как юридическоелицо.

14. Дочерние и зависимые общества как юридическиелица.

15. Производственные и потребительские кооперативы как юридическиелица.

16. Государственные и коммунальные (муниципальные) предприятия как юридические лица.

17. Некоммерческие организации как юридическиелица.

18. Реорганизация и ликвидация юридическихлиц.

19. Полные и коммандитные общества как юридическиелица.

20. Банкротство коммерческой организации и основание прекращения ее деятельности.

21. Государство как субъект гражданскогоправа.

22. Понятия и виды юридических фактов в гражданскомправе.

23. Понятие и виды сроков в гражданскомправе.

24. Понятия, виды и последствия истечения сроков исковойдавности.

25. Пресекательные сроки в гражданскомправе.

26. Условия действительностисделок.

27. Форма сделок. Воля и волеизъявление всделке.

28. Оспоримые и ничтожныесделки.

29. Понятие и виды гражданскихправоотношений.

30. Вещи как объекты гражданскихправ.

31. Гражданско-правовой режим недвижимогоимущества.

32. Ценные бумаги как объекты гражданскихправ.

33. Понятия и способы осуществления гражданскихправ.

34. Представительство в гражданскомправе.

35. Пределы осуществления гражданскихправ.

36. Проблемы злоупотребления правом в гражданскомправе.

37. Право как субъективное гражданское право. Самозащита гражданскихправ.

38. Понятия и виды гражданско-правовойответственности.

39. Вина как основание гражданско-правовой ответственности. Причинная связь как основание гражданско-правовойответственности.

40. Понятие исчисление убытков в гражданском праве. Понятие и значение риска в гражданскомправе.

41. Основания освобождения от гражданско-правовойответственности.

42. Экономические отношения собственности как предмет правовой регламентации. Понятие и содержание права собственности. Правомочия собственника в различных правовыхсистемах.

43. Приобретение и прекращение правасобственности.

44. Вещные права в гражданском праве. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществомсобственника.

45. Правопреемство в гражданскомправе.

46. Понятие и виды бесхозяйногоимущества.

47. Вещно-правовые способы защиты права собственности. Защита иправа собственности от вмешательствагосударства.

48. Защита ограниченных вещныхправ.

49. Право собственностигосударства.

50. Право коммунальной (муниципальной)собственности.

51. Субъекты права государственной и коммунальной (муниципальной) собственности.

52. Объекты права государственной и коммунальной (муниципальной)собственности.

53. Государственная казна как объект права собственностигосударства.

54. Гражданско-правовые формы приватизации государственного и коммунального (муниципального)имущества.

55. Приватизация жилых помещений в государственном и коммунальном (муниципальном) жиломфонде.

56. Субъекты и объекты права собственности хозяйственныхтовариществ.

57. Субъекты и объекты права собственности хозяйственныхобществ.

58. Субъекты и объекты права собственности производственныхкооперативов.

59. Право хозяйственного ведения государственным и муниципальнымимуществом.

60. Вещные права на земельныеучастки.

61. Основания возникновения и содержания права собственности общественных и религиозных организаций.

62. Субъекты и объекты права собственности общественных и религиозных организаций.

63. Право собственности потребительских кооперативов. Правособственности благотворительных и иныхфондов.

64. Понятие и содержание права собственности граждан. Объектыправа собственностиграждан.

65. Осуществление и прекращение права собственностиграждан.

66. Права собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

67. Имущество несовершеннолетних детей и его охрана в гражданскомправе.

68. Понятие и виды права общейсобственности.

69. Понятия и основания возникновения общей долевойсобственности.

70. Содержание и осуществление прав и обязанности участников общей долевой собственности.

71. Понятие и виды права совместнойсобственности.

72. Общая собственность крепостного (фермерского)хозяйства.

73. Право собственности наквартиру.

74. Исключительные права авторов результатов творческойдеятельности.

75. Понятия и признаки результата творческойдеятельности.

76. Объекты авторскогоправа.

77. Программное обеспечение для ЭВМ как объекта гражданско-правовойохраны.

78. Международная охрана авторскихправ.

79. Содержание и пределы авторскихправ.

80. Объекты патентногоправа.

81. Понятие и признакиизобретения.

82. Правовая охрана полезныхмоделей.

83. Права автора промышленного образца и их гражданско-правоваяохрана.

84. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловойрепутации.

85. Гражданско-правовая охрана личной жизниграждан.

86. Гражданско - правовая охрана владельцев товарных знаков и знаковобслуживания.

Разноуровневые задачи.

Ситуационные задачи по дисциплине «Гражданское право (общая часть)»

Задача 1.

Несовершеннолетние Дворников 16 лет и Васильев 17 лет, угнав автомобиль, принадлежащий Дмитриеву, разбили его в результате нарушения правил дорожного движения. Дмитриев предъявил к Дворникову и Васильеву иск о возмещении вреда. Поскольку ни у Дворникова, ни у Васильева не было собственных средств, истец просил привлечь к солидарной ответственности их родителей. Последние возражали против со-лидарной ответственности, полагая, что ГК устанавливает солидарную ответственность только самих причинителей вреда. Поскольку сами родители вред не причиняли, правило ГК на них не распространяется, и они должны нести не солидарную, а долевую ответст-венность. Кроме того, родители Дворникова и Васильева полагали, что ГК устанавливает солидарную ответственность лишь для случаев причинения вреда организациями - юридическими лицами, а не гражданами.

Разберите доводы родителей Дворникова и Васильева и решите дело.

Задача 2.

Гражданин Гусев подал заявление в жилищный орган на приватизацию занимаемой им по договору жилищного найма двухкомнатной квартиры. Оформление документов затянулось, а вскоре Гусев скончался. Все свое имущество Гусев завещал своей ученице Мельниковой.

Вступив в права наследования, Мельникова обратилась в жилищный орган для переоформления прав на квартиру. Мельниковой ответили, что, поскольку документы на приватизацию не были оформлены, право собственности у Гусева на квартиру не возникло. Претендовать же на получение квартиры в пользование по договору найма Мельникова не вправе.

Мельникова предъявила в суде иск об обязании жилищного органа исполнить обязанности по договору приватизации, заключенному с гражданином Гусевым, обосновывая свое требование тем, что, будучи единственной наследницей, она является правопреемником Гусева по всем заключенным им договорам.

Представитель жилищного органа утверждал, что договор приватизации жилого помещения не относится к числу гражданско-правовых договоров, поскольку он основан не на равенстве сторон, а на административном подчинении одной стороны другой. К административным же правоотношениям правила о наследственном правопреемстве не применяются.

Кто прав в данном споре?

Задача 3.

Лебедев предъявил иск к гостинице «Юбилейная» о взыскании стоимости пальто, костюма и электробритвы, которые были похищены у него во время проживания в гостинице. Гостиница возражала против иска, ссылаясь на то, что Лебедев находился в общем номере и в соответствии с распоряжением администрации гостиницы должен был сдать свои вещи в камеру хранения, работающую в гостинице круглосуточно. В ука-занном распоряжении говорится также, что администрация не несет ответственности за пропажу из номеров гостиницы вещей, не сданных в камеру хранения. Это распоряжение вывешено в гостинице на видном месте, и Лебедев не мог не знать об установленных в гостинице правилах.

Адвокат Лебедева обратил внимание суда на то, что распоряжение ад-министрации гостиницы не является нормативным актом и противоречит ГК , в соответствии с которой гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу.

Представитель гостиницы, в свою очередь, сослался на п. 31 Правил проживания в гостиницах города, утвержденных главой администрации города, в котором сказано, что гостиница не отвечает за утрату вещей, не сданных нахранение.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 4.

После десяти лет совместной жизни супруги Сидоровы расторгли брак. В судебном заседании при разделе совместно нажитого имущества Сидорова просила признать за ней право на половину гонорара, который причитается ее мужу за издание его книги, написанной им в период их совместной жизни.

По мнению Сидорова, гонорар нельзя считать общей совместной собственностью супругов, предусмотренной ГК, поскольку данный гонорар им еще не получен. Сидорова обратила внимание суда на статью доктора юридических наук, в которой говорится, что авторский гонорар становится совместной собственностью супругов уже с момента его начисления, а не с момента получения одним из супругов. Кроме того, ей известно, что суд соседнего района, рассматривая такое же дело, иск о разделе начисленного, но не полученного гонорара удовлетворил.

Чем должен руководствоваться суд при вынесении решения по данному делу?

Задача 5.

Жукова, являясь работником муниципального предприятия «Южанка», участвовала собственными средствами в строительстве жилого дома. Строительство жилого дома в установленные сроки не было завершено, и денежные средства, внесенные Жуковой, в связи с инфляцией обесценились.

В дальнейшем Жукова была уволена по сокращению штатов со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жукова обжаловала действия администрации предприятия в суде и потребовала восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель предприятия в суде заявил, что между Жуковой и предприятием никаких гражданско- правовых отношений не возникло, поскольку Жукова не является стороной договора строительного подряда, а вопрос об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий должен рассматриваться как условие трудового договора, который расторгнут в связи с ее увольнением по сокращению штатов.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если к моменту рассмотрения дела в суде жилой дом будет закончен строительством с привлечением внешнего инвестора?

Задача 6.

Сошнев, находясь в зале самообслуживания, набирал в корзину различные продукты, обращая при этом особое внимание на содержание килокалорий в каждом из продуктов. Продавец, выразив удивление, сказала, что, по ее мнению, Сошневу не следует так заботиться о собственной фигуре, которая и без того изящна. Сошнев, возмутившись высказываниями по поводу его внешности, отказался приобретать в магазине вообще какие-либо продукты, покинул торговый зал и предъявил к магазину иск о компенсации морального вреда.

При рассмотрении дела представитель магазина заявил, что никакого договора купли-продажи с гражданином Сошневым магазин не заключал, а следовательно, правоотношений между ними не возникло. Кроме того, правила торговли магазином не были нарушены ни по одному из пунктов. В отношении же его претензий к продавцу он может обратиться непосредственно к ней.

Правильна ли позиция магазина?

Задача 7.

При отводе земельного участка для строительства высоковольтной линии электропередач решением администрации изъята часть земельного участка Мацнева, на которой был расположен сарай. Мацневу компенсировали потерю части земельного участка, предоставив землю в размере изъятой части через дорогу от его участка. Мацнев перенес сарай на вновь выделенный ему участок и предъявил к администрации требование о компенсации стоимости сарая, расходах на перенос сарая на новый участок, а также выплаты штрафных санкций, взысканных с него Комитетом поземельным ресурсам за несвоевременное оформление документов на новый участок и строительство сарая без разрешения. Мацнев считал, что оформление прав на участок, а также на перенос сарая входит в обязанность администрации, по инициативе которой осуществлялось изъятие и выделение земельных участков.

Правильна ли позиция Мацнева? Какие правоотношения возникли данном случае?

Задача 8.

Автор-исполнитель Беренбаум, находясь в гостях у своего друга Кулагина, исполнил новую песню, ранее еще нигде не исполнявшуюся. Сын Кулагина, занимавшийся в музыкальной школе, запомнив текст, на слух подобрал музыку и исполнил песню на конкурсе молодых исполнителей. Песня была записана и в дальнейшем неоднократно воспроизводилась на кассетах. При составлении альбома молодых исполнителей студия звукозаписи решила включить ее в сборник, однако Беренбаум, узнав об этом, потребовал заключить с ним договор об использовании его произведения.

Представитель студии заявил, что никаких сведений, подтверждающих авторство Беренбаума, у них не имеется, первым же исполнителем является сын Кулагина. Если Беренбаум сможет подтвердить, что именно он является автором песни, то студия, может быть, заключит с ним договор об использовании произведения.

Кто прав в данном споре?

Задача 9.

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки дляразвод мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных с созданиемизобретения.

Для получения квалифицированного разъяснения родители обратились к юристу.

Какой ответ им надлежит дать?

Задача 10.

После смерти дедушки к десятилетнему Саше Садову перешел в собственность автомобиль «Жигули». Автомобиль стоял в гараже, и им никто не пользовался более двух лет со дня смерти дедушки. Через некоторое время Саша был вызван в налоговую инспекцию, где ему было предложено заплатить налог с владельцев транспортных средств. Родители Саши полагали, что недееспособный сын не может признаваться субъектом налоговых правоотношений и платить налоги. Налоговая инспекция передала документы на рассмотрение юрисконсульта. Составьте мотивированное заключение юрисконсульта

Задача 11.

К шестилетнему Борису Орлову перешли по наследству от дедушки квартира и дача. В связи с предстоящим переездом в другой город родители Бориса решили продать квартиру одному из сослуживцев отца, а дачу подарить тридцатилетнему брату Бориса, который со своей семьей проживал неподалеку и уезжать из города не собирался. Поскольку такие договоры дарения и купли-продажи подлежат государственной регистрации, родители Бориса обратились в юридическую фирму с просьбой оформить все необходимые документы для их государственной регистрации.

Как должны поступить работники юридической фирмы?

Задача 12.

Борисова обратилась в суд с заявлением об объявлении ее бывшего мужа умершим. В заявлении она указала, что сведений о месте пребывания Борисова она не имеет более 5 лет, до этого он уклонялся от уплаты алиментов, в связи с чем был объявлен его розыск.

Суд на основании заявления Борисовой и справки жилищной конторы с места последнего жительства Борисова вынес решение о признании его безвестно отсутствующим и разъяснил заявительнице, что через четыре года после вступления в силу решения о признании Борисова безвестно отсутствующим она может подать заявление в суд об объявлении его умершим.

Правильное ли решение вынес суд?

Задача 13

Общество с ограниченной ответственностью "Автобаза № 6" заключило с акционерным обществом "Лекало" договор аренды грузового автомобиля с водителем. При этом в роли водителя выступал индивидуальный предприниматель Краснов, который заключил с автобазой договор о предоставлении услуг по вождению автомобиля. В один из рейсов, во время которого перевозилась дорогая аудиоаппаратура и груз сопровождал экспедитор арендатора. Краснов, выполняя указание экспедитора, поехал коротким, но более опасным маршрутом. При этом он отрицал против такого маршрута. По пути прохождения на одном из забоев сломалась ось автомобиля, который перевернулся и навредил значительную часть груза.

Акционерное общество обратилось в суд с иском к автобазе и потребовало возмещение всех причиненных аварией убытков. Оно ссылалось на то, что автобаза не исполнила свою обязанность по обеспечению нормальной и безопасной эксплуатации автомашины. Автобаза отрицала против этого, ссылаясь на то, что водитель предупреждал экспедитора об опасности избранного маршрута, и, в свою очередь, потребовала возмещение ее расходов, связанных с обеспечением сохранности груза после аварии.

Какое решение должно вынести суд? В чем разница между управлением транспортным средством и его технической эксплуатацией, с одной стороны, и коммерчески эксплуатацией - из другой?

Задача 14.

АО "Первое речное пароходство" передало в аренду без экипажа судно типа "река море" ООО "Врач" для осуществления доставки медикаментов. ООО "Врач", в свою очередь, передало судно в субаренду акционерному обществу судоходная "компания Невы" и заключило с ним договор перевозки опасной для окружающих химического сырья.

За время сильного шторма несколько контейнеров с сырьем дали течь результате чего был нанесенный убыток судну и грузу. АО "Первое пароходство" позывало против ООО "Врач" и АО судоходная "компания Невы" о взыскании убытков, причиненных судну. ООО "Врач" отрицало против иска, ссылаясь на то, что перевозка груза осуществляла судоходная "компания Невы", на которую, по его мнению, должна быть возложенная ответственность. Одновременно ООО "Врач" подал иск к АО судоходная "компания Невы" о взыскании убытков, | причиненных грузу. Суд решил объединить оба иска в одно производство. В процессе судебного разбирательства выяснилось, что судно было непригодно для перевозки химического сырья.

Решите дело.

Задача 15.

Комитет по управлению городским имуществом обратился в хозяйственный суд с иском о выселении акционерного общества "Сигнал" из тронутого помещения в связи с истеканием срока договора. Общество отрицало против иска, ссылаясь на то, что в договоре была предвидена другая процедура его прекращения : если за два месяца до окончания срока договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, он считается пролонгированным на тот же срок, то есть на пять лет. Комитет же потребовал прекращение договора спустя| три месяца после окончания срока, в течение которого можно было заявить о таком прекращении. Поэтому договор аренды повинен считаться действующим еще на пять лет. Комитет, в свою очередь, считал, что после окончания срока договора он может превратиться только в заключенный без указания срока, и его можно разорвать в любое время. К тому же первобытный договор аренды в отношении помещения, которое складывает часть отдельно стоит дом, нигде не был зарегистрирован.

Кто прав в этом споре?

Задача 16.

Члены дачно-строительного кооператива "Прометей" на общих собраниях решили нанять сторожа с целью охраны недостроенных дачных домиков и предоставить ему в пользование домик, который находится на территории ДСК, что когда-то планировалось использовать для проведения заседаний правления кооператива. Позже было принятое решение об утеплении дома за счет средств ДСК для того, чтобы сторож мог проживать в нем и зимой.

Через несколько лет сторож занемог и освободился, потому что не мог исполнять свои обязанности. Правление кооператива предложило ему освободить предоставленное помещение. Сторож отказался, ссылаясь на то, что другого жилья для проживания не имеет и является инвалидом Великой Отечественной войны. Сторож считал, что ДСК должно обеспечить его другим жильем, пригодным для постоянного проживания. Правление указывало на то, что никакой жилой площадью кооператив не располагает, а строить для сторожа дом за счет средств кооператива не собирается, потому что ДСК является потребительским кооперативом и строит дачи| только для своих членов.

Правление предъявило к сторожу иск о выселении.

Решите дело.

Задача 17.

Исполком районного Совета предъявил иск к супругам Костенко об их выселении без предоставления другого жилья. Истец указывал, что ответчики заселились в однокомнатную квартиру в 2002 г. для ухода за нанимателем Пурич. Они были зарегистрированы по месту жительства, о чем сделанные отметки в их паспортах. В январе в 2004 г. Пурич умерла, но ответчики квартиру освободить отказались.

Супругов Костенко предъявили встречный иск о признании за ними права на спорное жилье, ссылаясь на то, что проживали с Пурич одной семьей, вели общее хозяйство, осуществляли за ней присмотр.

Как должен решить это дело суд?

 

Задача 18.

По договору социального найма Котин с семьей, жена и несовершеннолетние дочь и сын, занимали 1 комнату в 3-комнатной неприватизированной квартире. Они находились в очереди лиц, которые требуют улучшения жилищных| условий. После освобождения 2-х комнат в квартире Котины их заняли.

Исполком подал на Котина заявление о выселении их из самовольно занятой| жилой площади. Котин обратился в исполком с заявлением о передаче ему освобожденной площади, а, получив отказ, - с иском в суд о предоставлении ему этой площади. Суд обязал исполком предоставить семьи Котина спорную жилую площадь.

В жалобе на решение суда исполком указывал, что семья Котиных не может претендовать на две лишних комнаты, ведь квартира перегорожена тамбуром, который обеспечивает изоляцию жилищных комнат, и может быть перестроена на 2 отдельных квартиры.

Как необходимо решить дело? Какие условия предоставления нанимателю изолированных, смежных комнат?

 

Задача 19.

Два плотника договорились с Прокудиным о постройке для него на да­че деревянного гаража к 1 июня. Стоимость работ была определена в письменном документе, названном сторонами «трудовым соглашением». В нем содержались также все условия, относящиеся к характеристике воз­водимого строения (размер гаража, материал фундамента, железная кры­ша и т.п.). Материалы для строительства обязывался предоставить Прокудин до 10 мая.

Плотники приступили к работе своевременно, и уже 28 мая почти все работы были закончены. Они сообщили Прокудину о том, что 30 мая про­сят его приехать для приемки работ. 29 мая оставалось навесить ворота. В ночь с 28 на 29 мая от удара молнии гараж полностью сгорел. Прокудин, приехавший утром 2 июня для принятия работы, обнаружил сохранив­шийся фундамент и неустановленные ворота. Считая, что между ним и плотниками был заключен договор подряда, Прокудин отказался опла­тить выполненные работы и потребовал безвозмездного строительства нового гаража из материалов плотников. Плотники полагали, что по­скольку работы были выполнены полностью (кроме навески ворот), то они имеют право на вознаграждение, а какой у них заключен договор, они не знают. Их интересовал только размер вознаграждения, с которым они были согласны.

Разберите доводы сторон. Изменится ли решение, если пожар про­изошел в ночь с 1 на 2 июня?

Задача 20.

Акционерное общество «Восток» заключило с кооперативом «Мон­таж» договор на установку, наладку и обслуживание персональных ком­пьютеров для нужд общества. Договором предусматривалось, что уста­новка компьютеров должна быть завершена не позднее 1 сентября. Однако 20 августа кооператив заявил, что он не сможет выполнить работы по установке компьютеров, поскольку из-за изменения цен кооператив не смог своевременно приобрести компьютеры для общества, а имеющиеся у него на складе предназначены для другого объекта. Общество поручило приобрести и установить компьютеры компании «Элекс», отнеся все рас­ходы по приобретению и установке компьютеров на счет кооператива «Монтаж».

Когда работы были выполнены, общество обратилось к кооперативу с требованием произвести наладку, тестирование и осуществлять техниче­ское обслуживание. Представитель кооператива ответил, что общество само расторгло договор с кооперативом, отнеся на его счет расходы по установке и приобретению компьютеров, поэтому наладку и тестирова­ние кооператив производить не будет. Техническое же обслуживание в таком случае не охватывается заключенным с обществом договором под­ряда, поскольку без установки наладка и тестирование компьютеров не представляют интереса для кооператива. Общество обратилось в арбит­ражный суд с требованием об обязанности кооператива исполнить договор.

Кто прав в этом споре?

Задача 21.

Предприниматель Седов заключил с Борисовым договор на выполне­ние работ по ремонту квартиры. Договором предусматривалось, что Се­дов к 20 августа обязан облицевать стены ванной комнаты кафелем, пере­стелить и отциклевать паркет, окрасить потолки и оклеить стены обоями. Все работы выполнялись из материалов заказчика.

Седов поручил выполнение всех этих работ обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» по договору субподряда. При сдаче рабо­ты 20 августа выяснилось, что паркет настелен некачественно, имеются вздутия, щели, а кафельная плитка частично заменена на несоответствую­щую по цвету. Борисов потребовал устранить недостатки в недельный срок, а кроме того, выплатить неустойку за некачественное выполнение работы. Седов возражал против уплаты неустойки, поскольку в заключен­ном между ними договоре она не предусмотрена. По поводу исправления недостатков Седов рекомендовал обратиться непосредственно к обществу «Строитель».

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если Се­дов поручил обществу «Строитель» только облицовку ванной комнаты кафельной плиткой?

Задача 22.

Гражданин Архипов договорился с бригадой рабочих о строительстве дачи и других построек на своем участке (сарая, бани и др.). Для оформ­ления отношений между ними Архиповым был предложен договор под­ряда, образец которого он позаимствовал у своего соседа. Бригадир рабо­чих отверг предложенный вариант и, в свою очередь, рекомендовал для этих целей договор подряда на капитальное строительство, которым он пользовался, работая в строительно-монтажном тресте. На основании обоих вариантов стороны согласовали единый документ, названный ими «договор о строительстве дачи и сопутствующих построек». Работы были осуществлены бригадой качественно и в установленные сроки. За три дня до приемки из-за ураганного ветра загорелась электропроводка и постро­енные помещения выгорели дотла.

Бригада настаивает на выплате ей вознаграждения за работы и на ком­пенсации стоимости затраченных стройматериалов. Архипов же, ссыла­ясь на то, что подрядчик выполняет работы за свой риск, платить отказал­ся. Спор был передан для рассмотрения в суд.

Кто прав в этом споре? Каково место договора строительного под­ряда в системе договоров о производстве работ и в чем его специфика?

Реферат.

При написании реферата обучающийся должен:

- изучить нормативные правовые акты, рекомендованную литературу, показать знание темы;

- проявить умение правильно, лаконично и четко изложить материал.

Недопустимо дословное переписывание текста учебных пособий и других опубликованных источников. По качеству реферата преподаватель судит о том, как усвоена данная тема, какие пробелы имеются в знаниях студентов и в какой помощи они нуждаются. Сделанные по тексту реферата замечания следует учесть в процессе подготовки дисциплины. Если возникли трудности при написании реферата, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю в его консультационное время.

Реферат должен быть написан литературным языком, грамотно и аккуратно. Сокращения не допускаются. Изложение начинается с названия вопроса. В конце приводится список использованных источников. Титульный лист оформляется на бланке. Реферат оформляется на бумажном носителе формата А4 в одном экземпляре компьютерным или рукописным способом на одной стороне листа. Параметры страницы: поля левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее, нижнее – по 2 см. Номер страницы помещается в центре верхнего поля страницы. Объем реферата не должен превышать 18 рукописных или 10 машинописных страниц.

Реферат может быть отправлен по электронной почте по адресу: k_hp@dsum.org

Примерная тематика рефератов

1.Понятие частного права. Предмет, метод и функции гражданского права. Место гражданского права в системе права.

2.Понятия и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

3. Личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования.

4.Понятия и система гражданского законодательства.

5.Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.

6.Развитие содержания правоспособности граждан при переходе к рыночной экономике.

7.Дееспособностьнесовершеннолетних.

8.Гарантии прав граждан при решении вопроса об ограничении их дееспособности (по материалам судебной и административной практики).

9.Правовое положение индивидуальных предпринимателей. Правоспособность и дееспособность иностранцев.

10.Понятие и сущность юридического лица.

11.Виды юридических лиц.

12.Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.

13. Акционерное общество как юридическое лицо.

14.Дочерние и зависимые общества как юридические лица.

15.Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.

16.Государственные и коммунальные (муниципальные) предприятия как юридические лица.

17.Некоммерческие организации как юридические лица.

18.Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

19.Полные и коммандитные общества как юридические лица.

20.Банкротство коммерческой организации и основание прекращения ее деятельности.

21.Государство как субъект гражданского права.

22.Понятия и виды юридических фактов в гражданском праве.

23.Понятие и виды сроков в гражданском праве.

24.Понятия, виды и последствия истечения сроков исковой давности.

25.Пресекательные сроки в гражданском праве.

26.Условия действительности сделок.

27.Форма сделок. Воля и волеизъявление в сделке.

28.Оспоримые и ничтожные сделки.

29.Понятие и виды гражданских правоотношений.

30.Вещи как объекты гражданских прав.

31.Гражданско-правовой режим недвижимого имущества.

32.Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

33.Понятия и способы осуществления гражданских прав.

34.Представительство в гражданском праве.

35.Пределы осуществления гражданских прав.

36.Проблемы злоупотребления правом в гражданском праве.

37.Право как субъективное гражданское право. Самозащита гражданских прав.

38.Понятия и виды гражданско-правовой ответственности.

39.Вина как основание гражданско-правовой ответственности. Причинная связь как основание гражданско-правовой ответственности.

40.Понятие исчисление убытков в гражданском праве. Понятие и значение риска в гражданском праве.

41.Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

42.Экономические отношения собственности как предмет правовой регламентации. Понятие и содержание права собственности. Правомочия собственника в различных правовых системах.

43.Приобретение и прекращение права собственности.

44.Вещные права в гражданском праве. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника.

45.Правопреемство в гражданском праве.

46.Понятие и виды бесхозяйного имущества.

47.Вещно-правовые способы защиты права собственности. Защита и права собственности от вмешательства государства.

48.Защита ограниченных вещных прав.

49.Право собственности государства.

50.Право коммунальной (муниципальной)собственности.

Доклад, сообщение.

Доклады и сообщения обучающихся преподаватель оценивает на семинарском занятии. Семинар проводится в форме развернутой беседы по обсуждаемой теме, в которой участвует максимальное количество студентов. Тема беседы разбивается на ряд вопросов, по которым готовятся доклады. Доклады могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. При ответе студент должен проявлять творческое отношение к решению вопроса, самостоятельность мышления, грамотно выстраивать ответ.

Перечень тем для докладов содержится в методических рекомендациях для проведения семинарских занятий, утвержденных протоколом заседания кафедры.

 

Итоговая форма контроля: зачет/экзамен.

Примерный перечень вопросов

1. Понятие, предмет и метод гражданского права. Принципы гражданского права

2. Система гражданского законодательства. Действие гражданских законов, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии права.

3. Понятие и виды гражданских правоотношений.

4. Субъекты гражданских правоотношений. Понятие гражданской правосубъектности.

5. Содержание гражданского правоотношения. Понятие субъективного гражданского права и юридической обязанности.

6. Юридические факты в гражданском праве: понятие, значение,виды.

7. Осуществление субъективных гражданских прав: принципы, свободы и пределы.

8. Защита гражданских прав: понятие и способы.

9. Понятие, объем и содержание правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан, условия ее ограничения.

10. Право граждан на выбор места жительства. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.

11. Правовое положение гражданина –предпринимателя.

12. Понятие и виды гражданской дееспособности. Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным: основания, порядок и последствия.

13. Понятие, значение, основания установления и прекращения опеки, попечительства и патронажа. Органы опеки и попечительства.

14. Опекуны и попечители, их права и обязанности. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от обязанностей.

15. Понятие, значение и виды актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданскогосостояния,еѐзначениеипорядок.Основанияипорядокисправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.

16. Понятие и признаки юридического лица.

17. Правоспособностьюридическихлиц,еѐвиды.Учредительныедокументыихвидыи содержание.

18. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

19. Банкротство коммерческих организаций.

20. Органы и представители юридических лиц. Виды органов юридического лица, их полномочия.

21. Классификация юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации.

22. Хозяйственные товарищества.

23. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

24. Открытые и закрытые акционерные общества.

25. Производственные кооперативы.

26. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

27. Понятие и виды некоммерческих организаций, их правоспособность.

28. Правовое положение потребительских кооперативов, их виды и отличает производственных кооперативов.

29. Правовое положение учреждений.

30. Общественные объединения и фонды. Виды общественных объединений и фондов, особенности создания и прекращения деятельности.

31. Хозяйственные ассоциации(союзы).

32. Некоммерческие партнѐрства и автономные некоммерческие организации.

33. Государства и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

34. Объекты гражданских прав, их виды. Вещи, их классификация и правовой режим.

35. Понятие и правовой режим недвижимого имущества.

36. Правовое режим имущественного комплекса. Виды имущественных комплексов.

37. Деньги и валютные ценности как объекты гражданских прав: особенности правового режима.

38. Понятие и виды ценных бумаг.

39. Интеллектуальная собственность и иные исключительные права как объекты гражданских прав. Право на информацию, служебную и коммерческую тайну. Особенности правовой охраны коммерческой тайны.

40. Понятие и защита нематериальных благ.

41. Осуществление субъективных гражданских прав. Право на защиту субъективных гражданских прав.

42. Понятие, значение и виды представительства. Доверенность: форма, содержание, прекращение действия доверенности, виды доверенности.

43. Понятие и виды ответственности в гражданском праве.

44. Условия гражданско-правовой ответственности.

 

 (семестр 2)

1. Понятие, предмет и метод гражданского права. Принципы гражданского права

2. Система гражданского законодательства. Действие гражданских законов, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии права.

3. Понятие и виды гражданских правоотношений.

4. Субъекты гражданских правоотношений. Понятие гражданской правосубъектности.

5. Содержание гражданского правоотношения. Понятие субъективного гражданского права и юридической обязанности.

6. Юридические факты в гражданском праве: понятие, значение, виды.

7. Осуществление субъективных гражданских прав: принципы, свободы и пределы.

8. Защита гражданских прав: понятие и способы.

9. Понятие, объем и содержание правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан, условия ее ограничения.

10. Право граждан на выбор места жительства. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.

11. Правовое положение гражданина –предпринимателя.

12. Понятие и виды гражданской дееспособности. Признание гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным: основания, порядок и последствия.

13. Понятие, значение, основания установления и прекращения опеки, попечительства и патронажа. Органы опеки и попечительства.

14. Опекуны и попечители, их права и обязанности. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от обязанностей.

15. Понятие, значение и виды актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданскогосостояния,еѐзначениеипорядок.Основанияипорядокисправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.

16. Понятие и признаки юридического лица.

17. Правоспособностьюридическихлиц,еѐвиды.Учредительныедокументыихвидыи содержание.

18. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц.

19. Банкротство коммерческих организаций.

20. Органы и представители юридических лиц. Виды органов юридического лица, их полномочия.

21. Классификация юридических лиц. Коммерческие и некоммерческие организации.

22. Хозяйственные товарищества.

23. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

24. Открытые и закрытые акционерные общества.

25. Производственные кооперативы.

26. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

27. Понятие и виды некоммерческих организаций, их правоспособность.

28. Правовое положение потребительских кооперативов, их виды и отличает производственных кооперативов.

29. Правовое положение учреждений.

30. Общественные объединения и фонды. Виды общественных объединений и фондов, особенности создания и прекращения деятельности.

31. Хозяйственные ассоциации(союзы).

32. Некоммерческие партнѐрства и автономные некоммерческие организации.

33. Государства и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

34. Объекты гражданских прав, их виды. Вещи, их классификация и правовой режим.

35. Понятие и правовой режим недвижимого имущества.

36. Правовое режим имущественного комплекса. Виды имущественных комплексов.

37. Деньги и валютные ценности как объекты гражданских прав: особенности правового режима.

38. Понятие и виды ценных бумаг.

39. Интеллектуальная собственность и иные исключительные права как объекты гражданских прав. Право на информацию, служебную и коммерческую тайну. Особенности правовой охраны коммерческой тайны.

40. Понятие и защита нематериальных благ.

41. Осуществление субъективных гражданских прав. Право на защиту субъективных гражданских прав.

42. Понятие, значение и виды представительства. Доверенность: форма, содержание, прекращение действия доверенности, виды доверенности.

43. Понятие и виды ответственности в гражданском праве.

44. Условия гражданско-правовой ответственности.

45. Понятия и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

46. Личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования.

47. Понятия и система гражданского законодательства.

48. Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.

49. Развитие содержания правоспособности граждан при переходе к рыночной экономике.

50. Дееспособность несовершеннолетних.

51. Гарантии прав граждан при решении вопроса об ограничении их дееспособности (по материалам судебной и административной практики).

52. Правовое положение индивидуальных предпринимателей. Правоспособность и дееспособность иностранцев.

53. Понятие и сущность юридического лица.

54. Виды юридических лиц.

55. Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.

56. Акционерное общество как юридическое лицо.

57. Дочерние и зависимые общества как юридические лица.

58. Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.

59. Государственные и коммунальные (муниципальные) предприятия как юридические лица.

60. Некоммерческие организации как юридические лица.

61. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

62. Полные и коммандитные общества как юридические лица.

63. Банкротство коммерческой организации и основание прекращения ее деятельности.

64. Государство как субъект гражданского права.

65. Понятия и виды юридических фактов в гражданском праве.

66. Понятие и виды сроков в гражданском праве.

67. Понятия, виды и последствия истечения сроков исковой давности.

68. Пресекательные сроки в гражданском праве.

69. Условия действительности сделок.

70. Форма сделок. Воля и волеизъявление в сделке.

71. Оспоримые и ничтожные сделки.

72. Понятие и виды гражданских правоотношений.

73. Вещи как объекты гражданских прав.

74. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества.

75. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

76. Понятия и способы осуществления гражданских прав.

77. Представительство в гражданском праве.

78. Пределы осуществления гражданских прав.

79. Проблемы злоупотребления правом в гражданском праве.

80. Право как субъективное гражданское право. Самозащита гражданских прав.

81. Понятия и виды гражданско-правовой ответственности.

82. Вина как основание гражданско-правовой ответственности. Причинная связь как основание гражданско-правовой ответственности.

83. Понятие исчисление убытков в гражданском праве. Понятие и значение риска в гражданском праве.

84. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

85. Экономические отношения собственности как предмет правовой регламентации. Понятие и содержание права собственности. Правомочия собственника в различных правовых системах.

86. Приобретение и прекращение права собственности.

87. Вещные права в гражданском праве. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника.

88. Правопреемство в гражданском праве.

89. Понятие и виды бесхозяйного имущества.

90. Вещно-правовые способы защиты права собственности. Защита и права собственности от вмешательства государства.

91. Защита ограниченных вещных прав.

92. Право собственности государства.

93. Право коммунальной (муниципальной)собственности.

94. Субъекты права государственной и коммунальной(муниципальной) собственности.

95. Объекты права государственной и коммунальной (муниципальной)собственности.

96. Государственная казна как объект права собственности государства.

97. Гражданско-правовые формы приватизации государственного и коммунального (муниципального)имущества.

98. Приватизация жилых помещений в государственном и коммунальном (муниципальном) жилом фонде.

99. Субъекты и объекты права собственности хозяйственных товариществ.

100. Субъекты и объекты права собственности хозяйственных обществ.

101. Субъекты и объекты права собственности производственных кооперативов.

102. Право хозяйственного ведения государственным и муниципальным имуществом.

103. Вещные права на земельные участки.

104. Основания возникновения и содержания права собственности общественных и религиозных организаций.

105. Субъекты и объекты права собственности общественных и религиозных организаций.

106. Право собственности потребительских кооперативов. Право собственности благотворительных и иных фондов.

107. Понятие и содержание права собственности граждан. Объекты права собственности граждан.

108. Осуществление и прекращение права собственности граждан.

109. Права собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

110. Имущество несовершеннолетних детей и его охрана в гражданском праве.

111. Понятие и виды права общей собственности.

112. Понятия и основания возникновения общей долевой собственности.

113. Содержание и осуществление прав и обязанности участников общей долевой собственности.

114. Понятие и виды права совместной собственности.

115. Общая собственность крепостного (фермерского)хозяйства.

116. Право собственности на квартиру.

117. Исключительные права авторов результатов творческой деятельности.

118. Понятия и признаки результата творческой деятельности.

119. Объекты авторского права.

120. Программное обеспечение для ЭВМ как объекта гражданско-правовой охраны.

121. Международная охрана авторских прав.

122. Содержание и пределы авторских прав.

123. Объекты патентного права.

124. Понятие и признаки изобретения.

125. Правовая охрана полезных моделей.

126. Права автора промышленного образца и их гражданско-правовая охрана.

127. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации.

128. Гражданско-правовая охрана личной жизни граждан.

129. Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания

9. Методические рекомендации (указания) для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации (указания) для обучающихся по освоению дисциплины (рекомендуемый режим и характер учебной работы, в том числе в части выполнения самостоятельной работы) – комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющий обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения как теоретического учебного материала дисциплины, так и подготовки к семинарским / практическим занятиям, в том числе проводимым с использованием активных и интерактивных технологий обучения.

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

В разделе указываются используемые при изучении дисциплины специализированные лаборатории и кабинеты с оборудованием, компьютерные классы, лекционные аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием и т.п., имеющиеся в ГОУ ВПО «ДонАУиГС».

Аудитория №220. Закреплена за кафедрой хозяйственного права

Площадь аудитории (кв.м): 42,6

Доска – 1;

столы – 17;

стол для преп. – 1; стулья – 52

 

 

Оформление сведений о дополнении и изменении

рабочей программы учебной дисциплины

Рабочие программы учебных дисциплин ежегодно обсуждаются, актуализируются на заседаниях ПМК, рассматриваются на заседаниях кафедр и утверждаются проректором по учебной работе, информация об изменениях отражается в листе сведений о дополнении и изменении рабочей программы учебной дисциплины. В случае существенных изменений программа полностью переоформляется. Обновленный электронный вариант программы размещается на сервере ГОУ ВПО «ДонАУиГС».

Изменения в РПУД могут вноситься в следующих случаях:

– изменение государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе локальных нормативных актов;

– изменение требований работодателей к выпускникам;

– разработка новых методик преподавания и контроля знаний обучающихся.

Ответственность за актуализацию РПУД несут преподаватели, реализующие дисциплину.

Общие рекомендации по оформлению рабочей программы учебной дисциплины

РПУД оформляется с использованием средств, которые предоставляются текстовым процессором MS Word (различными версиями) и распечатывается на принтере с хорошим качеством печати.

Оформление текста РПУД: текст должен располагаться на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм), иметь книжную ориентацию для основного текста, и альбомную, если это необходимо для размещения схем, рисунков, таблиц, иллюстраций и др. Для страниц с книжной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. 

Для ввода (и форматирования) текста используются: шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, междустрочный интервал – одинарный, способ выравнивания – по ширине для основного текста. Кавычки в тексте оформляются единообразно (либо « », либо “ “).

Инициалы нельзя отрывать от фамилии и всегда следует размещать перед фамилией, а не наоборот (исключением являются библиографические списки, внутритекстовые и подстрочные примечания, в которых инициалы ставятся всегда после фамилии).

Нумерация страниц: все страницы РПУД нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений. Первой страницей является титульный лист, номер страницы на нем не ставится. Порядковый номер страницы следует проставлять арабскими цифрами в середине верхнего поля страницы.          

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

 

Факультет________________________________________

Кафедра__________________________________________

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ  Проректор по учебной работе   _____________ Л.Н. Костина   « _____ ».___________.20____ г.  

 

   

 

   

 

   

 

 

Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины

 

«Гражданское право (общая часть)»

 

    Направление подготовки

 

 

Код и «Наименование направления подготовки»             

Профиль / Магистерская программа Квалификация Учебный год

«Наименование профиля»/

«Наименование магистерской программы»

академический бакалавр / магистр

20 _____ / 20 _____

 

 

 

 

       

Донецк

20 ___


Рабочая программа учебной дисциплины «Наименование учебной дисциплины» для обучающихся ______ курса образовательной программы бакалавриата / магистратуры направления подготовки код «Наименование» (профиль / магистерская программа «Наименование») очной / заочной форм (ы) обучения

    Автор(ы), разработчик(и):

 

 

должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия

 

 

 

 

Программа рассмотрена на заседании ПМК кафедры

«Наименование ПМК»

 

 

Протокол заседания ПМК от

   

 

дата

 

           

Председатель ПМК                  _____________           _________________________

                                                 (подпись)                           (инициалы, фамилия)        

 

 

  Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

 

наименование кафедры

 

 

Протокол заседания кафедры от

   

 

дата

 

         

  Заведующий кафедрой    ____________           _________________________

                                        (подпись)                             (инициалы, фамилия)        

 


1. Цель освоения дисциплины и планируемые результаты обучения по учебной дисциплине (соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы)

В разделе указывается перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, которые будут проверяться оценочными средствами на промежуточной аттестации. Под планируемыми результатами освоения образовательной программы подразумеваются компетенции обучающихся, прописанные в ООП ВПО и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В качестве планируемых результатов обучения для формирования компетенции под указанными категориями понимается:

«знать» – воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты;

«уметь» – решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения;

«владеть» – решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях. Формируется в процессе получения опыта деятельности.

 

ОПК-2

способностью работать на благо общества и государства

Знать: виды юридических документов, применяемых в сфере гражданско- правового регулирования. Правила подготовки юридических документов, применяемых в сфере гражданско-правового регулирования.
Уметь: применять нормативные правовые акты в сфере гражданско- правового регулирования. Реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Применять алгоритмы юридической оценки фактов и обстоятельств. Осуществлять правильную квалификацию фактов и обстоятельств в сфере гражданских отношений.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками решать усложненные задачи в сфере гражданских отношений на основе приобретенных знаний, умений, с их применением в нетипичных ситуациях с целью осуществления правильной квалификации фактов и обстоятельств.
ПК-10 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Знать: алгоритмы правоприменения в сфере гражданских отношений. Особенности применения нормативных правовых актов в сфере гражданских отношений, реализации норм гражданского материального и гражданско-процессуального права в профессиональной деятельности. Алгоритмы юридической оценки фактов и обстоятельств в сфере гражданских отношений.

 

 

Уметь: принимать юридические решения в сфере гражданских отношений. Совершать юридические действия в точном соответствии с гражданским законодательством. С учетом специфики гражданского правоотношения определять вид юридического документа, подлежащего применению и его особенности. Разрабатывать и правильно оформлять юридические документы в сфере гражданско-правового регулирования.
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками решать усложненные задачи в сфере гражданских отношений на основе приобретенных знаний, умений, и их применения в нетипичных ситуациях с целью совершения юридических действий в точном соответствии законом в сфере гражданских отношений.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Гражданское право» относится к базовой части в соответствии с утвержденным учебным планом (Б1.Б.2.6).

2.1. Требования к предварительной подготовке обучающегося

Содержание дисциплины логически взаимосвязано с другими частями ООП: дисциплинами «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право»; учебной практикой.

Приступая к изучению дисциплины «Гражданское право», будущий бакалавр должен знать основные положения теории государства и права, характеристику развития гражданского права в отечественном и зарубежном государстве и праве, систему частных прав человека и гражданина, входящих в систему конституционных прав, предусмотренных Конституцией.

 

2.2. Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для изучения следующих дисциплин: «Предпринимательское право», «Международное частное право», «Земельное право», дисциплин гражданско-правового цикла вариативной части; при подготовке дипломного проекта; для производственной практики.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах (кредитах) с указанием количества академических часов, выделенных на аудиторную контактную работу (по видам учебных занятий) и самостоятельную работу обучающихся


Варианты таблиц при изучении дисциплины в нескольких семестрах

(для очной и заочной форм обучения заполняются отдельно)




Зачетные единицы (кредиты

ЕСТ S )

Всего часов

Форма обучения

 

Очная

 

Семестр

 
№3 №4  
Общая трудоемкость 10 360

Количество часов на вид работы:

 

Виды учебной работы, из них:

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 268.