Для борьбы с такими факторами, как рентгеновское, ультрафиолетовое, низкочастотное и др. излучениями требуется применять защитный экран или монитор более высокого качества.
Для предотвращения утомления глаз при работе с ПК необходимо соблюдать оптимальные параметры яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения. Также необходимо делать периодически перерывы в работе, выдерживать визуальные параметры при работе с монитором. Установка шрифта должна быть не менее Arial Cyr 12.
Для борьбы с шумом ПК необходима регулярная смазка вентиляторов или при необходимости своевременная их замена. Для предотвращения шума при работе с принтером необходима модернизация по возможности матричного на лазерный принтер и применение средств шумопоглощения: негорючие или трудногорючие специальные перфорированные плиты, панели, минеральная вата с максимальным коэффициентом звукопоглощения в пределах частот 31,5 - 8000 Гц, или другие материалы аналогичного назначения, разрешенные для оборудования помещений органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, необходимо применять подвесные потолки с аналогичными свойствами.
Для борьбы с такими факторами, как электростатический потенциал экрана, пыль и т.п. необходимо проведение мероприятий по проветриванию и уборке рабочего помещения.
4.2 Общие требования к организации рабочего места пользователя ЭВМ
Организация рабочего места пользователя видеотерминала и ЭВМ должна обеспечивать соответствие всех элементов рабочего места и их расположение эргономичным требованиям ГОСТ 12.2.032. Площадь, выделенная для одного рабочего места с видеотерминалом или ПК, должна составлять не менее 6 кв. м, а объем - не меньше 20 куб. м.
Главными элементами рабочего места программиста являются письменный стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.
Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление программиста. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов - средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.
Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.
Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.
Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.
рис. 4.1. Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости.
а - зона максимальной досягаемости;
б - зона досягаемости пальцев при вытянутой руке;
и - зона легкой досягаемости ладони:
г - оптимальное пространство для грубой ручной работы;
д - оптимальное пространство для тонкой ручной работы.
Рассмотрим оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости рук:
ДИСПЛЕЙ - размещается в зоне а (в центре);
КЛАВИАТУРА - в зоне г/д;
СИСТЕМНЫЙ БЛОК - размещается в зоне б (слева);
ПРИНТЕР - находится в зоне а (справа);
ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1) в зоне легкой досягаемости ладони - в (слева) - литература и документация, необходимая при работе;
2) в выдвижных ящиках стола - литература, неиспользуемая постоянно.
При проектировании письменного стола следует учитывать следующее:
· высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
· нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
· поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;
· конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей, личных вещей).
Высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм.
Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуется высота сиденья над уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла - регулируемым.
Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.
Положение экрана определяется:
· расстоянием считывания (0.60 +0.10 м);
· углом считывания, направлением взгляда на 20 ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.
Должна предусматриваться возможность регулирования экрана:
· но высоте +3 см;
· от 10 до 20 относительно вертикали;
· в левом и правим направлениях.
Зрительный комфорт подчиняется двум основным требованиям:
· четкости на экране, клавиатуре и в документах;
· освещенности и равномерности яркости между окружающими условиями и различными участками рабочего места;
Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие:
· шея не должна быть наклонена более чем на 20° (между осью "голова-шея" и осью туловища);
· плечи должны быть расслаблены;
· локти - находиться под углом 80° - 100° , а предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.
Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы - слишком низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног. В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура, чем встроенная: должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана, а также подставка для рук. Характеристики используемого рабочего места:
· высота рабочей поверхности стола 750 мм;
· высота пространства для ног 650 мм;
· высота сиденья над уровнем пола 450 мм;
· поверхность сиденья мягкая с закругленным передним краем;
· предусмотрена возможность размещения документов справа и слева;
· расстояние от глаза до экрана 700 мм;
· расстояние от глаза до клавиатуры 400 мм;
· расстояние от глаза до документов 500 мм;
· возможно регулирование экрана по высоте, по наклону, в левом и в правом направлениях;
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда. Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов - малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.
При разработке оптимальных условий труда программиста необходимо учитывать освещенность, шум и микроклимат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проанализирована технологическая схема проведение ремонтных работ кровель промышленных зданий и сооружений наплавляемыми кровельными материалами. На основе выполненного анализа сформулирована содержательная постановка задачи назначения применительно проведению ремонтных кровельных работ.
2. Разработана математическая модель оптимального планирования распределения рабочего персонала по рабочим местам применительно к планированию кровельных работ. Модель представляет собой задачу нелинейного булевого программирования у которой функцией цели является минимум общего времени затраченного на проведение работы. При этом учтены специфические технологические требования.
3. Разработанная модель в силу своей общности может быть использована для разнообразных ремонтно-строительных: работ по устройству кровли из металлочерепицы; работ по устройству кислотостойких полов в промышленных зданиях и сооружениях и др.
4. Проведены работы по решению задачи назначении применительно к условиям фирмы ООО «НПП Радон». Они показали, что предложенная модель позволяет сократить время проведения работы на 20% за счет учета специализации и квалификации рабочих.
5. Разработана информационная система, которая обеспечивает решение задачи назначения. Она также позволяет визуализировать результаты расчета в виде временных графиков работы каждого исполнителя.
6. Проанализирована технологическая схема проведение ремонтных работ кровель промышленных зданий и сооружений наплавляемыми кровельными материалами. На основе выполненного анализа сформулирована содержательная постановка задачи назначения применительно проведению ремонтных кровельных работ.
7. Разработана математическая модель оптимального планирования распределения рабочего персонала по рабочим местам применительно к планированию кровельных работ. Модель представляет собой задачу нелинейного булевого программирования у которой функцией цели является минимум общего времени затраченного на проведение работы. При этом учтены специфические технологические требования.
8. Разработанная модель в силу своей общности может быть использована для разнообразных ремонтно-строительных работ: работ по устройству кровли из металлочерепицы; работ по устройству кислотостойких полов в промышленных зданиях и сооружениях и др.
9. Проведены работы по решению задачи назначении применительно к условиям фирмы ООО «НПП Радон». Они показали, что предложенная модель позволяет сократить время проведения работы на 20% за счет учета специализации и квалификации рабочих.
10. Разработана информационная система, которая обеспечивает решение задачи назначения. Она также позволяет визуализировать результаты расчета в виде временных графиков работы каждого исполнителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моудер Дж., Филлипс С. Метод сетевого планирования и организации работ (Перт) // - М-Л,: Энергия 1966
2. Соколицын С.А., Дуболазов В.А., Домченко Ю.Н. Многоуровневая система оперативного управления ГПС в машиностроении. – СПб.: Политехника, 1991. – 208с.
3. Дуболазов В.А. Оперативно-календарное планирование на промышленном предприятии. – С-Пб, 2000. – 36 с.
4. Козловский В. А., Маркина Т. В, Макаров В. М. Производственный и операционный менеджмент. Практикум. - СПб: “специальная литература”, 1998. - 216 с.
5. Перов В.Л., Егоров А.Ф., Фам Куанг Баг. Календарное планирование в многопродуктовых периодических химических производствах. Модели, методы и алгоритмы решения.: Учебное пособие. МХТИ им. Д. И. Менделеева., М, 1992, -40 с.
6. Конвей Р. В., Максвелл, Миллер Л. В. Теория расписаний. М.: Наука, 1975.- 360 с.
7. Танаев В. С., Шкурба В. В. Введение в теорию расписаний. М.: Наука. 1975.- 256 с.
8. Глухов В. В., Медников М. Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.: Издательство “Лань”, 2000.- 480 с.-
9. Макаров И.М. и др. Теория выбора и принятия решений. М.: Наука, 1987.
10. Шокин Ю.И. Интервальный анализ. - Новосибирск: Наука, 1981.
11. Райфа Г. Анализ решений: Пер. с англ. - М.: Наука, 1977. - 406 с.
12. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.