Существенные изменения коснулись норм, регулирующих представление в налоговый орган деклараций (расчетов).
Во-первых, изменениями, внесенными в ст. 63 НК, установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения. Следовательно, при отсутствии объектов налогообложения представлять налоговую декларацию (расчет) больше не требуется.
Напомним, что до вступления в силу Закона даже в случае отсутствия у коммерческой организации объекта налогообложения она была должна представлять в налоговый орган по месту своей постановки на учет сведения об отсутствии объектов налогообложения в порядке, установленном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 04.05.2004 № 62 «О порядке представления сведений об отсутствии объектов налогообложения» и по формам, являющимся приложениями к этому постановлению.
Во-вторых, по новым правилам налоговые декларации (расчеты) могут представляться в налоговый орган не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа по установленным форматам. Плательщик вправе представить в виде электронного документа также те документы, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии «электронной» налоговой декларации (расчета), представленной плательщиком (иным обязанным лицом) по установленному формату, и обязан:
- при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе проставить по просьбе плательщика (иного обязанного лица) на копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения;
- при получении налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств передать плательщику (иному обязанному лицу) письменное подтверждение (в том числе в электронном виде) о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа.
При передаче налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств днем ее представления считается дата ее отправки.
В-третьих, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь должны быть установлены:
- формы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и порядок их заполнения;
- форматы представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в виде электронного документа, порядок их заполнения и представления в налоговые органы, а также порядок приема, обработки, порядок и сроки хранения таких налоговых деклараций (расчетов) и документов в налоговых органах;
- форма письменного подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, а также формат направления письменного подтверждения о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа.
В-четвертых, изменен порядок представления уточненных сведений при обнаружении ошибок в представленных ранее налоговых декларациях (расчетах). Так, при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок, приводящих к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет). Соответствующие сведения о вносимых изменениях и дополнениях отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.
До вступления в силу Закона при обнаружении ошибки в истекшем календарном году в налоговый орган необходимо было представлять отдельную уточненную налоговой декларацию. Теперь же в текущей (за очередной отчетный период) налоговой декларации можно будет отразить исправления, касающиеся не только текущего календарного года, но и прошлых лет. Уточненную декларацию представлять не нужно.
Учет плательщиков
Статьи 65 и 66 НК, регламентирующие учет плательщиков, порядок постановки и снятия с учета в налоговом органе, изложены в новой редакции.
Теперь порядок постановки на учет юридических лиц (их филиалов) и физических лиц (сроки постановки на учет, перечни представляемых документов), порядок определения налогового органа, в котором осуществляется постановка на учет, определен непосредственно в НК. Установлены особенности постановки на учет иностранных организаций. Здесь нашли отражение некоторые нормы Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2003 № 127.
Однако в данном нормативном акте требовалось представление нотариально заверенных документов (копии свидетельства о государственной регистрации, копии положения о представительстве, копии разрешения на открытие представительства и т.п.), а в новой редакции НК предусмотрено предоставление оригинала и копии соответствующих документов, которые нотариально удостоверять не нужно. Оригиналы документов после их сверки с копиями будут возвращаться плательщику.
Выездная налоговая проверка
Незначительные, на первый взгляд, изменения внесены в п. 1 ст. 71 НК, касающиеся документов, предъявляемых при проверке. Так, предусмотрено, что в ходе выездной налоговой проверки изучается полнота и правильность отражения в бухгалтерском (налоговом) учете операций, оказывающих влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган за период, подвергающийся проверке.
Ранее определенные в ходе проверки фактические суммы налогов, сборов (пошлин) следовало сравнивать с данными, отраженными в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.
К примеру, если проверке подвергался период с 1 января по 31 декабря 2007 г., то проверке могли быть подвергнуты налоговые декларации (расчеты), представленные только в течение этого периода (периода, подвергающегося проверке). Поскольку налоговые декларации (расчеты) по результатам деятельности за 2007 год представляются в январе 2008 г., следовательно, сопоставление данных бухгалтерского (налогового) учета с данными этих налоговых деклараций (расчетов) противоречило НК. Следующий период проверки, как правило, назначался с 1 января 2008 г. При этой проверке возможна проверка налоговых деклараций (расчетов), составленных по итогам деятельности за 2007 год и представленных в январе 2008 г., что соответствует периоду, подвергающемуся проверке; вместе с тем у проверяющего отсутствовало право требования документов бухгалтерского (налогового) учета за 2007 год, что делало проверку этих налоговых деклараций (расчетов) невозможной.
Налоговый контроль
Изменился порядок представления информации при проведении налоговой проверки (ст. 75 НК). Так, установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано представить должностному лицу налогового органа такую информацию и (или) документы незамедлительно либо сообщить об отсутствии затребованных информации и (или) документов. Однако в настоящее время подобные «случаи, предусмотренные законодательством» не установлены. Возможно, речь идет о незамедлительном представлении документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
- подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
- подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуска товаров в места реализации, - в местах реализации.
В иных случаях, как и ранее, информация и (или) документы представляются должностному лицу налогового органа по запросу не позднее 3 рабочих дней со дня получения указанного запроса либо в этот срок сообщается об отсутствии затребованных информации и (или) документов.
Права налоговых органов
Согласно новой редакции ст. 81 НК налоговые органы и их должностные лица получили дополнительные права:
- в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия;
- осуществлять деятельность по технической защите информации (в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи) в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов), представляемого в налоговый орган, а Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь - также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;
- изымать при проведении выездной налоговой проверки в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;
- в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения не только налогового, но и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.