Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Дипломная работа студентки: ******************

Группа: 1817 факультета организации и управления

Министерство культуры Российской федерации

Московский Государственный университет культуры

Рязанский заочный институт (филиал)

Кафедра социально-культурной деятельности

Рязань 2003

Введение

Актуальность проблемы

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по организации досуга молодежи.

Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.

Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр» города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале 1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к многопрофильному культурно-досуговому центру.

Культурный центр - это новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:

зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;

диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;

банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;

спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;

большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;

так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы, предприятия.

Структура Культурного центра основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

До недавнего времени Культурный центр являлся структурным подразделением ОАО «Компании Славич» - цехом № 36 , и находился на балансе компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого является ОАО “Компания Славич”.

Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.

Культурный центр предоставляет населению широкий выбор досуговых занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых (Приложение № 1), проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.

Культурный центр имеет преимущественно иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты (см. Приложение № 2). В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать деятельность благодаря новой информации.

Анализируя опыт разных современных культурно-досуговых учреждений, убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может выжить без развития платных услуг. Таким образом – это общая тенденция, характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги – это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его выживания. Перед Культурным центром эта проблема стояла не так остро, пока он являлся цехом завода и основное финансирование производило ОАО «Компания Славич». А вот с 1999 года, когда Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, перед коллективом встали новые задачи: как жить без дотаций, как зарабатывать себе зарплату, как продавать такой товар как культура, досуг, не изменяя принципам, какие вводить новые, интересные формы досуга, каких спонсоров можно заинтересовать, как производить ремонт здания?

Начали искать выходы. Допустим, нет ничего плохого в том, что некоторые организации или фирмы арендуют в Культурном центре небольшие помещения под свои офисы. Ведь аренда помещений – это нелишние финансовые влияния в общую культурно-досуговую деятельность центра, также Культурный центр организует и краткосрочную аренду своих помещений и залов для проведения различных творческих проектов, проводит мероприятия на заказ, старается приглашать известных артистов. К участию в финансировании популярных мероприятий и конкурсов привлекаются спонсоры. В первую очередь это «Компания Славич», завод ЛИТ и др. предприятия и организации города. Осуществляется ряд следующих платных услуг:

работа кружков и коллективов;

прокат сценических костюмов и театрального реквизита;

изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;

составление и разработка сценариев на заказ;

организация творческих выставок в музее;

демонстрация кинофильмов;

проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;

в планах открытия бильярдной комнаты;

организация - проведение дискотеки.

Чуть подробнее остановимся на дискотеках.

Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же выступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма и его расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятельных дискотек было больше.

Но дискотека формирует личность не только участника творческого коллектива. Она – средство идейно-эстетического воспитания всех ее посетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое поколение молодежи, а также людей иных возрастов.

Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее появления просто не существовало того профессионального образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки. Серьезно обогатили ее творческий багаж профессионалы, работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев), другие и как педагоги-методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они ввели в оборот дискотечного дела знания, накопленные в других областях творческой деятельности задолго до рождения дискотеки.

Существенной особенностью дискотеки является ее обращенность к событиям дня, прежде всего к явлениям музыкальной жизни. Молодежь идет в дискотеку, помимо всего прочего, еще и ради того, чтобы получить свежую информацию о новинках эстрады, рок-музыки, услышать не только любимые мелодии, но и новые, еще ни разу не слышанные, получить квалифицированный комментарий, узнать нечто интересное о певцах, композиторах, группах. «Отвечать на эту потребность – функция дискотеки.

С самого возникновения дискотеки стали для молодежи своеобразным информационным центром молодежной музыки, клубом музыкальных новостей. Диск-жокеи (как они тогда именовались) играли роль самодеятельных информаторов, обозревателей, комментаторов. Одним из главных направлений в их деятельности стал поиск, сбор, систематизация новой информации. Недаром «предками» дискотеки по праву считаются радио и телевидение. Именно от них она унаследовала эту свои информаторскую суть.

Правильная постановка дискотечного дела предполагает централизованную систему оперативного сбора необходимой информации, ее быстрой обработки и рассылки на места, авторам программ и ведущим дискотек. Кроме того, следует помнить, что дискотека призвана не только реагировать на события музыкальной жизни мирового и российского масштаба, но и освещать текущие вопросы жизни (в том числе и музыкальной) на местах. Здесь уже централизованная информационная служба не поможет, зато очень полезен оперативный контакт дискотек с местными редакциями радио, телевидения, газет, т.е. всех местных средств массовой информации. Лишь в этом случае дискотека сможет полноценным образом выполнять присущую ей функцию одного из каналов массовой информации. Есть у этого канала свои особенности: направленность преимущественно на молодежную аудиторию; высокий удельный вес новостей музыкальной жизни; наличие живого контакта ведущего с аудиторией; самодеятельный характер. Эти особенности необходимо постоянно учитывать.

Одной из постоянных тем дископрограмм, как тематических, так и танцевально-развлекательных, выступают новости музыкальной жизни. Информацию такого рода можно получать из газетных и журнальных публикаций (как отечественных, так и зарубежных), из радио и телепередач. Процесс этот, однако, достаточно трудоемкий, требующий не только больших затрат времени, но и квалификации, которой авторы и ведущие дискотечных программ не всегда обладают. Поэтому концентрированная подборка свежей информации, снабженной квалифицированным комментарием, оказывается очень полезной.

Большую часть дохода мы получаем на проведения подростковых («Хит-Топ») и молодежных («Вечерний экспресс») дискотек. Здесь важно отметить, что дискотека – это одно из самых популярных платных развлечений предлагаемых в Культурном центре. В 2002 году в Культурном центре открылся ночной клуб «Армада». Профессиональные ди-джеи подбирают репертуар, в котором сочетается российская и зарубежная современная музыка, а также мелодии прошлых лет, оформляют зал по тематике вечера, подбирают костюмы для танцевальной группы, информируют подростков и молодежь о новостях музыкальной жизни, особенностях тех или иных групп и исполнителей. В праздничные дни на дискотеках организуются мини-концерты и интересные конкурсы, для выступлений приглашаются известные российские звезды – Лика Стар, группа 140 ударов в минуту. Посещаемость дискотеки за последний год возросла.

Недавно в Культурном центре был осуществлен такой проект (опыт взят из журнала «Встреча») – «Танцующий город». Это своеобразный танцевальный марафон. Под одной крышей Культурного центра собрались все дискотеки города: «Элвис» - молодежного центра, танцевальный клуб «Фантазия», ди-джеи университета, колледжа, школ и каждая представляла свою небольшую программу, и свои ремиксы на популярные хиты отечественной и зарубежной эстрады. А потом, по зрительским аплодисментам, были выбраны лучшие ведущие и лучшая дискотека в городе.

Культурный центр – единственное учреждение культуры в городе, которое вновь пробует возродить старую добрую традицию – показ художественных фильмов на большом экране. И проводил акцию “Пойдем в кино”. Она носила общенациональный характер и проводилась во многих крупнейших городах России и СНГ. Главная и единственная ее задача – чтобы зритель не ждал годами выхода отечественных фильмов на экран, чтобы фильмокопии не пылились на складах, а люди вернулись к старой доброй традиции семейных походов в кинотеатр.

Цель проекта «Пойдем в кино» - возрождение кинопроката отечественных фильмов в национальном масштабе и возвращение зрителей в пустующие кинотеатры. После этой акции в Культурном Центре вновь возродился прокат фильмов на большом экране. Каждую неделю демонстрируются фильмы как для детей, так и для взрослых (Гари Потер, Властелин колец, Мулен Руж).

Естественно, что кинопрокат, пусть не как предыдущие года, но приносит свой доход..

Расширение платных услуг в учреждениях культуры стимулирует деятельность работников культурно-досуговых сферы, и конечно же, повышает ответственность за выполнение работ. А это в свою очередь способствует наиболее полному удовлетворению культурных потребностей людей, развитию их творческих способностей.

И так, мы говорим о совершенствовании деятельности современного Культурного центра по организации досуга молодежи. Одно из главных направлений в этой ситуации – это развитие новых форм. Сегодня каждое культурно-досуговое учреждение ищет свой неповторимый путь повышения эффективности своей деятельности – ведь готовых рецептов на этот счет нет (поиск и обеспечивает залог успеха). Любой опыт работы в этом направлении ценен и важен. Обратимся к опыту деятельности Культурного центра (Приложение 3).

Начнем с того, что уже много лет в Культурном центре организуются и проводятся полюбившиеся всем переславцам традиционные мероприятия, которые даже не нуждаются в рекламе, зал всегда полон:

большое театрализованное представление приуроченное к дню знаний;

праздничные концерты к дню пожилого человека;

новогодняя сказка (спектакль) для детей;

новогодние балы для молодежи и вечера отдыха для взрослых;

вечер отдыха для ветеранов завода в «старый новый год» и 9 мая;

вечер романса;

рождественский и крещенский театрализованные концерты (с развлекательной программой в банкетном зале;

в каникулы – игровые, конкурсные программы «Ура каникулы»;

большой праздник «Для дам города» - 8 марта;

вечер выпускников всех школ города;

концертная программа к профессиональному празднику «День Химика»;

- творческие Вечера и концерты коллективов художественной само деятельности Культурного центра.

В последнее время коллектив Культурного центра выходит за пределы своего здания, и все больше мероприятий проводит совместно с городским и районным отделами культуры, а так же с другим общественными организациями на открытых площадках: на стадионе, на берегу озера, на центральной площади города.

На стадионе проходят концерты, организованные силами художественной самодеятельности Культурного центра к дню рождения «Компании Славич», день города спортивный праздник к дню защиты детей – большое карнавальное шествие с игровой программой, прекрасный праздник ко дню Молодежи.

На площади города – Проводы зимы, Масленица, Рождественская елка.

А на берегу озера Плещеева проходит большой праздник, посвященный дню рождения российского флота «Петровская ассамблея» (в 1688 году Петр 1 строил на берегу Плещеева озера свою «потешную флотилию», здесь построен музей и памятник великому Петру) недаром Переславль-Залесский называют колыбелью русского флота. Поэтому каждое лето Переславцы широко отмечают эту дату.

Можно сказать, что Культурный центр в своей деятельности уделяет большое внимание организации и проведению всевозможных праздников и театрализованных представлений и большинство и них для молодежи. Ведь праздники были, есть и будут всегда у человека. Праздник – это состояние души в период наивысшего эмоционального подъема, это радость от красоты, добра, достигнутого результата. Это духовная перезарядка на будущее. праздники могут быть постановочными (со сценарием и режиссурой), могут быть построены на традициях, обычаях и обрядах и просто спонтанными по сиюминутным событиям и фактам. Разделенная радость с другими людьми удесятеряется на основе законов подражательности и заразительности. И чем значительнее события, лежащее в основе праздника, тем больше у человека потребность ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей.

Это ощущение дает человеку проявить себя в праздничном действие. Таким образом, происходит активизация зрителей, а от этого как раз и зависит успех любого мероприятия и в целом всей деятельности культурно-досугового учреждения. Нужно научиться на любом мероприятии создавать атмосферу праздничности.

Примечательно то, что в этом плане Культурный центр нашел своих единомышленников. В журнале «Встреча» № 6, 7 за 1998г. делится своим опытом Городской культурный центр города Пскова. И автор статьи «Клубный клубок» Иван Калинин, пишет о повышении эффективности досуговой сферы, и он предлагает «четыре кита», на которых должна сегодня держаться клубная работа:

праздники;

фольклор, традиции, обычаи, обряды;

клубные встречи;

интересы, хобби;

О праздниках, сказано выше, а вот что он пишет о других «китах»:

Фольклор, традиции, обычаи, обряды – это родник, вечный источник, из которого черпаем мы силы, сверяем свою самобытность, национальные особенности. Нет-нет, здесь не идет речь о том, чтобы в наши Дома культуры силой “привлечь” стариков и старух в лаптях. Вопрос в другом, не дать себя растворить в массовой культуре, превратить в роботов, не помнящих своей истории. А ведь она, историческая культура, культура наших предков передается от поколения к поколению. Кому-то очень бы хотелось все очернить, все вытравить из нас, доказать, что все прошлое на Руси – плохо. И некоторые подхватывают эти идеи, не задумываясь о том: откуда взялись «такие хорошие» фольклор, традиции, обычаи, обряды? Это лакмусовая бумага для проверки всего того, что мы творим сегодня: это сверка на народность, на наши национальные особенности. И хорошо бы, если бы она происходила в семье, где свои традиции, обычаи, обряды, а затем – в школе, на работе и в обществе…

Клубные встречи – это основное направление в жизнедеятельности всех клубных учреждений, построенное на человеческом общении. Я отмечаю полностью всякие крикливые формы культпросвет работы и категорически заявляю, что в конечном итоге, все те изобретенные названия и формы сводятся к одному понятию: клубные встречи. Поводом и стимулом для них могут быть самые разные обстоятельства и причины. Например: тема, вызывающая большой интерес; идея – политическая, партийная и прочая; проблема, требующая обсуждения и тому подобное. Сразу заметить, что клубные встречи могут быть и без повода, а ради самой встречи за чашкой чая – ветеранов, женщин, молодежи и др. И пока клуб будет оставаться местом, где удовлетворяется самая насущная потребность человека в общении, он будет жить как самостоятельный социальный институт.

Интересы, хобби – избирательная направленность человека на какие-то виды деятельности или увлечения. Клуб предоставляет реальную возможность по пробуждению, формированию и реализации человеческих интересов. Более того, здесь объединяются частные (индивидуальные) интересы и доводятся до общественно значимых целей и задач. И наоборот: здесь в клубе, общественные цели и задачи можно проецировать на отдельного человека, убеждая его в их правильности и побуждая к действию.

Сюда относится работа всех творческих коллективов художественной самодеятельности, клубов, кружков, секций по интересам.

Пусть не покажется кому-то, что автор все поделил между этими четырьмя «Китами». Конечно, у них много точек пересечения между собой. И все-таки, если начнем подвергать анализу клубную деятельность, то «киты» напомнят о себе, ибо они фундамент всей этой работы.

В последнее время вновь стали очень распространенными творческие вечера и вечера чествования. И это очень хорошо, что при жизни общественное внимание обращено к конкретному человеку творцу и созидателю. О нем говорят добрые слова, его славят, ему поют песни.

Два этих вечера чем-то похожи друг на друга, но имеют и свои особенности. Первый строится чаще на этапах творчества, а второй – на этапах жизни. первый чаще всего предполагает откровенный хороший концерт, а затем (или по ходу концерта) добрые слова о творчестве именинника. При втором варианте идет откровенное чествование по этапам жизни. Здесь “…всякое лыко в строку”, таков основной закон вечера. О чем бы мы ни говорили, ни пели – все раскрытие главной сюжетной линии.

И заканчиваться вечер должен на высокой ноте – признанием его заслуг и успехов.

Такие вечера в культурном центре стали популярными. Многие коллективы устраивают свои творческие вечера и концерты. Эти многочисленные юбилеи, торжества, праздники как бы подчеркивают, что, несмотря на все трудности, мы живем, развиваемся и растем, мы добиваемся успехов.

Так в чем же они, эти успехи?

В Культурном центре уже шестой год проводится конкурс-фестиваль детского художественного творчества “Серебряная нотка” . Проводится он с целью выявления детских и юных талантов, по нескольким жанрам: вокал, хореография, художественное чтение. В этом конкурсе принимают участие дети в возрасте от 5-ти до 16 лет из г.Переславля и Переславского района. На конкурсе присутствуют все местные средства информации – городская и заводская газеты и кабельное телевидение. Конкурс оценивает компетентное жюри – из областной филармонии, областного центра детского творчества. Маша Осокина, победительница конкурса «Серебряная нотка», принимала участие в передаче «50/50 буду звездой» и стала победительницей этого телевизионного конкурса. Но на этом Машины успехи не закончились, ей предложили учебу в Соединенных Штатах Америки и финансовые вопросы все уже решены. Алена Логвинова и Елена Росщектаева были участницами другой телевизионной передачи «Утренняя звезда».

Таким образом, Культурный центр ищет всевозможные пути для того, чтобы о наших переславских юных талантах узнали во всей России. И не только в России, но и за рубежом.

В городе есть еще одна знаменитость. Это народный ансамбль бального танца «Шарм» – лауриат и дипломант областных, всероссийских и международных смотров, конкурсов и фестивалей в городах: Пенза, Владимир, Краснодар, Ярославль, Москва, Албена (Болгария). А так же постоянный участник городских мероприятий и концертов. В ансамбле занимаются ребята от 6 и до 23 лет. Старшие помогают младшим. И весь коллектив как дружная семья.

В 2002 году коллектив отметил свое 10-летие (Приложение № 4 )

В 2003 году стал лауреатом всероссийского конкурса «Одаренные дети».

Для молодежи и взрослого населения проводится конкурс вокалистов города и района «Лейся песня», в котором принимали участие желающие от 18-ти до 50-ти лет. Конечно, в первую очередь конкурс проводится для выявления талантов, привлечения молодежи для участия в концертных программах. В этом году стал популярным конкурс «Караоке 2002» и как показала практика, в дальнейшем он может стать традиционным.

Для молодежи наибольший интерес представляют досуговые программы чисто рекреационного характера, которые позволяют снять утомление, стресс, нервное напряжение, отключиться от всех повседневных забот. И поэтому в культурном центре все чаще стали проводиться концертные программы, по окончании которых зрителей в уютном баре ждет развлекательная танцевальная программа. Эта форма проведения досуга нашла отклик у молодого населения: они смотрят концерт, на котором очень часто они видят своих коллег по работе или просто знакомых, а потом в баре, сидя за столиками ведут непринужденную беседу, отдыхают. Такие вечера способствуют получению заряда бодрости и положительных эмоций, сбыванию дефицита общения.

Естественно молодежь отдыхает и удовлетворяет свои потребности не только танцуя на дискотеке или сидя в баре за столиком. Ведь досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, и свой талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу молодежь относилась с позиции своего призвания-развития собственных способностей расширения своего кругозора. А культурно-досуговые учреждения должны предоставить им такую возможность.

Сегодня в наше время информации, компьютеров и компьютерных сетей, современнейшей аппаратуры, у молодежи возрастает интерес к «индустриальным» видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и компьютеров. К сожалению, у нас пока это только в планах – создание зала современных игровых автоматов. Эти игры требуют определенных умений, компьютерной грамотности, новой информации и знаний. И в связи с этим у молодежи возникает потребность в расширении своего кругозора, приобретении новых знаний, обмене информацией между сверстниками. И поэтому Культурный центр подхватил эту инициативу.

В 2001 году создан Клуб интеллектуальной игры. Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Клуб интеллектуальной игры осуществляет не только игровые проекты, но и удовлетворяет другие многообразные запросы молодых людей. Вместе со школами, колледжем, университетом Клубом организован и проведен ряд интеллектуальных игр, одна из них называется – «Штрихи времени» она проходит по принципу телевизионной игры «Брейн-ринг». Вопросы к игре подбирают сами ребята, участники Клуба. Игра проходит очень оживленно, интересно, здесь каждый может проявить свои способности знания и умения. Это тоже одно из нововведений, потому что раньше подобные игры проводились на местах, в школах, за партами ну в лучшем случае актовом зале. А теперь Культурный центр – является центром проведения этих игр, организованных организаторами-специалистами в прекрасном зале, с современным оборудованием и аппаратурой.

Совершенствования деятельности культурно-досугового учреждения, как мы уже говорили в первой главе, заключается в первую очередь в улучшении организации досуга и применении новых форм работы в своей деятельности.

В 2000 году в Культурном центре открылся молодежный театр-студия «Антреприза». В студии занимаются ребята от14 до 28лет. Хотя театр очень молод, за его плечами очень много постановок:

спектакль «Дом окнами в поле»;

сказка для детей «12 месяцев»;

новогодняя сказка «Приключения Морозика»;

комедия «Блэз»;

сказка-балаган «Дым – коромыслом»;

литературно- музыкальная композиция «Мы не забудем подвиг твой солдат»;

романтическая феерия «Да здравствует любовь»;

сказка «Золушка»;

комедия «Мечты по…» (Приложение № 5).

Руководит театром выпускница Московского Университета Культуры и Искусства – Вероника Иваненко. Вероника уверена, что у театра большое будущее – ведь в нем занимаются такие молодые творческие люди, которые после учебы в Университете, или после работы спешат на репетиции, сами придумывают декорации, подбирают музыку, шьют костюмы.

В 2002 году театр – студия «Антреприза» стал лауреатом межрегионального театрального фестиваля «Мышкинские театралинки» в г. Мышкин. «Антреприза» привезла несколько дипломов: Диплом лауреата, Диплом за лучшую женскую роль, за лучший костюм, за пластическое решение спектакля, за музыкальное оформление, дебют фестиваля.

В мае этого года театр – студия поедет на Всероссийский фестиваль «Успех 2003».

Статьи о театральных постановках Культурного центра были опубликованы в газете “Славич”. Культурный центр очень тесно сотрудничает со средствами массовой информации города. Корреспонденты городских газет “Коммунар”, “Переславские вести” и заводской газеты “Славич” практически всегда присутствуют на мероприятиях центра. Пишут статьи о работе лучших коллективов и руководителях, об удачных мероприятиях т.е. стараются полностью освещать всю деятельность Культурного центра. Местное кабельное телевидение также производит съемки, а затем показ крупных праздников и концертов (статьи о деятельности Культурного центра даны в Приложении № 6).

Все это говорит о деятельности Культурного центра, с положительных сторон.

Традиционным в Культурном центре стало проведение игры КВН, совместно с Управлением культуры, молодежи и спорта. Переславская команда КВН «Перцы» участвовала в областных играх и становилась победителем. В городе участники команды очень известны и сотрудники Культурного центра часто приглашают ребят для ведения молодежных программ и Дня молодежи.

В Культурном центре функционируют также несколько клубных объединений для молодежи:

Клуб авторской песни “Метроном”, который постоянно проводит концерты, встречи бардов и даже сумели организовать ежегодный фестиваль исполнителей авторской песни “Открытие”, который успел стать традиционным. Участники клуба «Метроном» собираются вместе, поют песни бардов и свои, общаются и делятся впечатлениями;

Клуб любителей танца был открыт недавно по желанию переславцев. Здесь собираются те, кто хочет научиться танцевать вальс, танго и др. танцы; подробнее узнать об удивительном мире движений. Идет просмотр конкурсов и выступлений по видеозаписям, а также посещение конкурсов бального танца.

Практика показала, что массовое посещение культурно-досугового учреждения уже себя исчерпало. Люди стали больше объединяться в малые группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении. И поэтому сегодня перед коллективом Культурного центра стоит задача – вновь собрать и организовать под своей крышей самые разнообразные клубы по интересам и любительские объединения.

Нововведением для Культурного центра стало анкетирование посетителей (Приложение № 7).

Да, анкетирование постоянных посетителей Культурного центра и тех, кто никогда здесь не бывает, тоже можно отнести к путям совершенствования деятельности Культурного центра. Потому что когда не было проблем с финансированием, с посещаемостью мероприятий и занятий художественной самодеятельности, вопросы “Бываете ли Вы в Культурном центре?, как часто?, каких кружков и мероприятий, на Ваш взгляд мало в Культурном центре?” особо остро не стояли. Но сегодня действительность заставляет нас работать по-новому.

Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Поэтому, вероятно, надо начинать с создания банков данных – и о людях, и о досуговых коллективах, сформировать центр инициативы, например молодежи, ведь молодые люди лучше знают вкусы и интересы своих сверстников, поэтому могут лучше организовать свой досуг т.е. надо чтобы инициатива шла от молодежи, нужны лидеры. Важно умело использовать способность молодежи к самореализации и самоорганизации и банк идей. В культурном центре такой центр молодежной инициативы, можно сказать, уже есть. Несколько молодых ребят (студенты колледжа и университета) ежедневно приходят сюда. Они помогают в распространении рекламы и билетов в оформлении сцены, в проведении мероприятий и других важных делах Культурного центра. Часто сами выступают инициаторами многих досуговых программ. Коллективу центра легко работать, когда у него есть такие помощники и такая поддержка.

Необходима связь с социологами, которые бы проводили для нас социологические исследования – ведь мы действуем порой интуитивно, руководствуясь скорее привычкой, сложившимися давно стереотипами, не исходя из сегодняшних запросов, настроений. Мы не работаем на перспективу, идем вслед за событиями, чаще констатируем, чем влияем, мало знаем о людях, кто обладает потенциальными организаторскими способностями.

Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из профессиональных журналов «Клуб» и «Встреча», из различной методической литературы. Но никакие издания не заменят живого общения с коллегами, непосредственных впечатлений. Нужно больше выезжать в другие регионы, обмениваться опытом.

Выше мы говорили о том, что сегодня в деятельность Культурного центра внедряют множество альтернативных, а также и традиционных массовых и групповых форм, где задействованы такие механизмы общения: семья – дети, семья-семья, дети-дети и т.д.

В Культурном центре эти формы широко распространены: это ставшие традиционными дни семейного отдыха, которые проводятся два раза в месяц по воскресеньям. Стали популярными семейные конкурсы – викторины «Сказочный калейдоскоп», «Мы – дружная семья». Культурный центр уделяет большое внимание досугу семьи и семья здесь задействована не только в праздничные или выходные дни. К семейным формам досуга можно отнести участие сразу нескольких членов семьи в художественной самодеятельности, и посещение ребенком какого-либо кружка – ведь сюда тоже вовлекается семья: родители приводят его на занятия, приходят на концерты, вместе с ребенком готовятся к выступлениям.

А в то время, когда дети занимаются в коллективах художественной самодеятельности, чтобы родителям не терять напрасно время, несколько активистов предложили собираться всем вместе в аудитории и обсуждать насущные проблемы. Это вопросы воспитания, питания правила поведения и этикета, здоровье детей и т.д. Администрация Культурного центра одобрила эту инициативу, и на такие встречи стали приглашать психологов, педагогов, врачей.

Совместно со спортивным комитетом «Компании Славич» Культурный центр проводит спортивные состязания между семьями «Папа, мама, я – спортивная семья». Это одна из очень полюбившихся переславцам семейных игр. Здесь спорт – а это движенье и здоровье, и разрядка, и сплоченность всей семьи, масс положительных эмоций. Участвуют в этом состязании несколько семей и болеть приходят тоже семьями. Такие мероприятия как воздух необходимы и взрослым и детям, это наилучший отдых, снятие стресса и усталости. Родители, наблюдая за своими детьми, лучше узнают их в свободной раскованной обстановке, в общении со сверстниками и взрослыми. Они видят, каков он в игре, как он относится к друзьям, как переживает неудачи и успехи друзей и свои. А дети, радуются, наблюдая за тем, как мама прыгает через скакалку, папа поет песни, рассказывает стихи и т.д. Можно еще много раскрыть положительных сторон семейных праздников, но важно отметить главное – внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Так же на базе современных культурно-досуговых центрах должны функционировать различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, семейных мастерских прикладного творчества. Создание этих досуговых форм в Культурном центре еще только планируется.

Заслуживает внимания практика организации совместно с центром социального обслуживания «Надежда» форм социальной психологической реабилитации детей, подростков и взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, многодетных семей. Культурный центр очень часто дает концерты, проводит игровые и театрализованные программы для этих категорий населения в центре социального обслуживания.

Совместная деятельность организаторов досуга и социальных работников осуществляется уже в течении 5 лет. Культурный центр и ЦСО «Надежда» очень тесно сотрудничают. Распространение получают не только выездные мероприятия, проводимые в ЦСО, и благотворительные, которые Культурный центр организует непосредственно у себя (семейные праздники, музыкальные детские спектакли, интеллектуальные и развлекательные игровые программы, дискотеки и т.д.), а так же консультации психологов, юристов, врачей, педагогов, клубы семейного воспитания. В этих и других формах дети и взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают межличностные и внутренние конфликты, восполняют дефицит общения и взаимного доверия как в семьях, так и в центре, получают возможность для реализации своих творческих способностей.

Был проведен сравнительный анализ деятельности Культурного центра. В таблице даны количественные показатели – число кружков, мероприятий для различных категорий населения, и качественные – число дипломов коллективов и участников за победы в тех или иных фестивалях и конкурсах. Это число за последние годы увеличивается.

Таблица № 5

Анализ деятельности культурного центра

Содержание деятельности

ГОД

1998 2000 2002
Количество кружков и коллективов 19 20 21
Руководители коллективов 14 15 21
Количество учеников художественной самодеятельности 350 365 400
Социологические исследования 1 2 5
Клубы по интересам и любительским объединениям 3 3 3

Коллективы, награжденные дипломами конкурсов и фестивалей:

Городские 8 10 12
Областные 10 11 15
Международные - 2 3
Звание образцового коллектива   1 1
Звание народного коллектива - 1 1

Количество мероприятий

Для детей 38 40 44
Для молодежи 27 48 57
Прочие 24 35 137

Следует отметить, что Культурный центр стал и для славичан и для всех переславцев любимым местом отдыха и общения, местом разумного проведения своего досуга. Мероприятия, проводимые здесь интересны, привлекательны и доступны как для молодежи, так и для всех категорий населения.

И то, что в культурном центре все чаще и чаще стали внедрять платные услуги, посетители твердо убеждены в том, что Культурный центр существует не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы удовлетворять их потребности. А это и есть самое главное в сложившейся ситуации.

Несмотря ни на какие трудности и проблемы, коллектив Культурного центра полон решимости и совершенствует досуговую деятельность, обогащает ее новыми идеями, проектами и программами, ведет свои коллективы и их участников вверх по творческой лестнице и стараться способствовать созданию цивилизованной культурной среды.

2.2. Методические рекомендации по организации досуга молодежи.

Проанализировав опыт работы ООО « Культурный центр», мы выявили, что деятельность этого учреждения по организации досуга молодежи ведется в различных направлениях. Нами разработана программа по совершенствованию досуга молодежи в ООО «Культурный центр»

Предложенные мероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-досуговой деятельности молодежи и способствовать ее совершенствованию, в данной программе предложены новые формы работы, которые ранее не использовались в практике ООО «Культурный центр», что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.

Заключение

Изучение совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах.и ставились следующие задачи:

Определить сущность и функции досуга

При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

При анализе опыта деятельности Культурно-досуговых центров был изучен опыт работы ООО «Культурный центр» города Переславля – Залесского Ярославской области, который является базой исследования, а также в журналах «Клуб» и «Встреча» был найден опыт работы аналогичных культурных центров, описаны удачные моменты по организации молодежного досуга. Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов молодежи, пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи. Положительным на наш взгляд в организации работы Культурного центра является:

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.

Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.

Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.

Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 1997 - №12.- С.4-6.

Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М: Политиздат, 1989.-С.190-238.

Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.

Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.

Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.

Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990.-107с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989.-С.217-233.

Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987-167с.

Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.

Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№5.-С.19-21.

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.

Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.

Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

Клуб: Культура досуга. – М.: Профиздат, 1987.-184с.

Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.

Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.

Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 1986-203с.

Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во культуры, 1988.-С.112-137.

Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. – М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.

Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.-85с.

Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – М., 1998.- № 10.-С.23-25.

Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.-16с.

Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1987.-62с.

О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.-С.10-13.

Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.

Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 1997.-С.2-3.

Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 1987.-С.87.-88.

Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,1990, С.22-91.

Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. – М., 1987.-144с.

Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 1995.-С.141-163.

Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.

Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение , 1979.-С.27-74.

Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 1988.-С.31-41.

Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 1984.-С.29-31.

Федеральная целевая программа “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации” на 1997-1999 годы / Российская газета. 1997., 27 июля.-С.2-3.

Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 1997.-С.230-235.

Чуть чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реабилитации “Трудных подростков”).// Клуб .- М., 1998.-№ 10.-С.25-27.

Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Дипломная работа студентки: ******************

Группа: 1817 факультета организации и управления

Министерство культуры Российской федерации

Московский Государственный университет культуры

Рязанский заочный институт (филиал)

Кафедра социально-культурной деятельности

Рязань 2003

Введение

Актуальность проблемы

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.