Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми.

Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот период он осваивает действия с двумя видами предметов: игрушками и предметами-орудиями (ложкой, чашкой). Действия с предметами-орудиями обладают логикой, связанной как с самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требуют разных действий). В соответствии с этим формируются два вида предметных действий: собственно предметные или орудийные и игровые. Оба вида действий формируются параллельно.

Для темы нашего исследования актуальным является рассмотрение развития предметной игры, которое проходит ряд этапов. Остановимся подробнее на их характеристике.

1 этап. В совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками.

2 этап. Дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

3 этап. Появляется изобразительная игра. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Классификация игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт [51]. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта: «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [51.с.97].

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской [40]. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, автором одной из самых распространенных классификаций игр является классификация С. А. Шмакова [80]:

1. Классификация игр по внешним признакам

По содержанию:

игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;

«вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.

По форме:

игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.

По назначению – внеутилитарные и деловые.

По времени проведения.

По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.

По составу и количеству участников:

1) для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

2) для участников разного возраста;

индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

По степени регулирования, управления:

1) кем-либо организованные;

2) стихийные.

По наличию инвентаря:

1) с предметами и без предметов;

2) компьютерные, игры-автоматы и т.п.

2. Классификация по внутренним признакам

Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.

А. Физические и психологические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экстатические, экспромтные;

Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние восторга.

Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение, выполненное без подготовки.

- речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.);

- освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);

- терапевтические.

Б. Интеллектуально-творческие игры:

- предметные забавы;

- сюжетно-интеллектуальные игры;

- дидактические;

- строительные, трудовые, технические;

- электронные, компьютерные, игры-автоматы;

- игровые методы обучения.

В. . Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).

Г. Социальные игры:

1) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);

2) наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);

3) деловые игры.

3. Классификация игр по социальной ориентации:

игры положительного и отрицательного статуса.

В нашем исследовании мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, появление которой связано с рядом условий:

1) наличием разнообразных впечатлений от окружающего;

2) накоплением предметных игровых действий;

3) наличием игрушек, частотой общения со взрослыми.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Основным содержанием их являются разнообразные действия с предметами. Форма игры остаётся индивидуальная, или как игра «рядом».

Значительный скачок в развитии игры обусловлен появлением роли. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребёнок, действуя определённым образом, ещё не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре он обозначает словом (мама, шофёр, врач), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий. И, наконец, уже в самом начале игры ребёнок выбирает роль, называет её и начинает действовать в соответствии с ней. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры. Коллективная игра в свою очередь создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры.

Результаты многочисленных исследований игр, проводимых под руководством А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83], а так же их последователей, дают основания для характеристики развития игры у детей разного возраста.

У детей в возрасте 2-3 лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям. Её цель появляется не в начале игры, а в процессе. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Овладев этими действиями, в конце третьего года жизни дети начинают отображать простейшие взаимоотношения между персонажами.

Сюжеты преимущественно бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые. К концу третьего года дети начинают объединять в игре два-три хорошо знакомых события, иногда включают в игру этюды из сказок.

В этот период некоторые дети пытаются обозначать роль словом. Дети часто разговаривают с игрушками, как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и в небольших группах. Сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к четвёртому году появляются подлинно коллективные игры.

Дети воспринимают воображаемую ситуацию, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («как будто»). Дети переходят к обобщающим действиям. Правила игры значения для ребёнка не имеют. Его привлекает само действие с предметами.

В 3-4 года дети способны самостоятельно ставить игровые задачи тем, с кем хотят играть, но не всегда могут понятно объяснить их, поэтому часто нуждаются в помощи взрослого, чтобы в словесной форме обозначить игровые задачи.

Сюжетно - отобразительная игра переходит в сюжетно - ролевую, в которой дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения людей. В играх продолжают преобладать бытовые сюжеты, но они становятся более разнообразными, динамичными, чаще прибегают к использованию эпизодов из хорошо знакомых сказок.

Ребёнок берёт на себя роль, но не всегда называет себя в соответствии с ней. Он эмоционально передаёт ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе с воображаемым собеседником.

В процессе игры дети используют разнообразные предметные способы воспроизведение действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно использовать предметы-заместители. Дети стремятся играть вместе со сверстниками, активно включаются в игры, инициированными другими детьми. Сначала эти объединения носят кратковременный характер, затем становятся более длительными.

В соответствии с правилами определяется последовательность выполнения ребёнком действий. В возрасте 4-5 лет дети сами могут договориться перед началом игры. Воплощение ими игрового замысла происходит путём решения нескольких игровых задач, способы которого усложняются.

Содержанием игры в большей мере становится отражение разнообразных взаимоотношений людей, возникающей в совместной деятельности. Сюжеты игр становятся более развёрнутыми и разнообразными. Появляются общественные сюжеты.

В процессе игры закрепляются новые формы общения через роли: ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Характерные особенности персонажа игры передаются детьми с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Большинство детей предпочитают игры вместе, т.о. они легко достигают взаимодействия в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).

Дети самостоятельно выбирают для игры предметы-заменители. Совершенствуются их способы действия с предметами.

Ролевые взаимоотношения регулируются правилами, которые дети выполняют в соответствии с принятой на себя ролью. Выполнение правил игры контролируются партнёрами.

У детей 5-7 лет замысел игры более устойчивый, развивающий, динамичный. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точки зрения друг друга, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в него новые идеи и образы, т.е. планомерность, согласованность в игре сочетается с импровизацией.

В процессе игры моделируются разнообразные взаимоотношения между людьми.

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Дети проявляют стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх.

Ролевое взаимодействие содержательно. В игре используются разнообразные средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Словом часто заменяется игровые действия.

Игровые действия дети выполняют с предметами-заменителями, природными материалами, игрушками, собственными самоделками. Они широко используют в игре подсобный материал, по ходу игры подбирая или заменяя необходимые предметы.

Дети осознают, что условием реализации роли является соблюдение правил (А.К. Бондаренко [15], Е.В. Зворыгина [32], Н.Я. Михайленко [53] и др.).

Из характеристики развития игры у детей разного возраста видно, как интенсивно изменяется игра ребёнка, сколько новообразований появляется на каждом её этапе. Именно в дошкольном возрасте игра выполняет диагностическую функцию, которая помогает определить уровень развития ребёнка.

Таким образом, игра детей старшего дошкольного возраста, значительно отличается от игры детей трёх-четырёх лет большей устойчивостью, самостоятельностью, проявлением инициативы, творческим подходом. Ведущее значение на этом этапе приобретает речь, которая выполняет не только организующую и регулирующую функции во время игры, но и часто выступает в качестве заменителя действия.

От того на сколько богатыми и правильными будут игровые навыки и умения ребёнка-дошкольника зависит его дальнейшее развитие.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.