Основы организации радиовещания. Определение формата радиовещания современной радиостанции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система звукового вещания представляет собой организационно-технический комплекс, обеспечивающий формирование и передачу звуковой информации широкому кругу территориально рассредоточенных слушателей. Звуковое вещание различного назначения служит целям информации, воспитания, образования, культурного отдыха. Звуковое вещание - одно из наиболее эффективных по воздействию на население средств массовой информации. Следует различать радио - и проводное звуковое вещание [1].

Система звукового вещания (см. рис.1.1) включает тракты формирования программ, их первичного (каналы доставки программ к радиовещательным станциям) и вторичного (сети радиовещательных станций и систем проводного вещания) распределения, а также и тракты приема программ радиовещания (радиоприемные и абонентские устройства слушателей).

Программы звукового вещания представляют собой совокупность передач, составленных по определенному плану и имеющих определенную направленность. Передача - это законченная в тематическом отношении информация, адресованная широкому кругу слушателей.

По форме собственности технических средств существуют:

государственное общенациональное радиовещание. К нему относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества и формируют программы, распространяемые по всей территории Украины и за ее пределы;

полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично владельцами, частично за счет рекламы. В их задачу не входит (либо входит в очень малой степени) коммерческая деятельность как таковая;

 

 - коммерческое радиовещание - это частное радиовещание, которое имеет своей целью исключительно получение прибыли, поэтому все программы этих средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов различных целевых аудиторий. Основной источник доходов здесь - рекламная деятельность.

 

Рисунок 1.1 - Структура системы звукового вещания

 

По набору программ, их жанрам и соотношению последних в программах различают:

информационное радиовещание. При чисто информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере ее поступления и с рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу;

информационно-музыкальное радиовещание. В этом случае соотношение информации и музыки 60-70% к 40-30%, т.е.60-70% информации, 40-30% музыки;

музыкально-информационное радиовещание. Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 70-60% музыки;

музыкальное радиовещание. Здесь количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное - музыка. К этому типу вещания относится подавляющее большинство коммерческих радиостанций.

Формат радиовещания - это стиль подачи, набор и порядок чередования передач, ориентированный на удовлетворение вкусов определенной целевой аудитории слушателей. Главными признаками определения целевой аудитории являются возраст, образование, привычки и, как следствие, социальный статус слушателей. Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов. В первую очередь от так называемой "музыкальной одежды" эфира, куда относятся джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование и т.п. [1-2]

Начало "форматного подхода" к музыкальным радиопрограммам восходит к 50-м годам, и началось оно в США - стране-законодательнице мод в сфере радиобизнеса. Укрупненно и неполно форматы музыкального радиовещания можно разбить на следующие группы:

АС (Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых, самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - слушатели в возрасте 20…45 лет.

CHR (Contemporary Hit Radio) - современное "хитовое радио" с целевой аудиторией 12…25 лет.

Rock - рок-музыка. В эфире таких станций преобладают композиции в стилях рок-н-ролл и рок с целевой аудиторией 18…35 лет.

EZ (Easy Listening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой;

Шансон - смесь городского романса, бардовской песни, так называемой "блатной музыки" и т.п.

Конечно, эта квалификация достаточно условна. Однако она играет существенную роль при формировании сетки вещания коммерческих радиостанций. Заметим, что столь большое разнообразие форматов и стилей свойственно только коммерческому радио, где идет жесткая конкурентная борьба за аудиторию, которая с ростом числа станций разбивается на все более мелкие и мелкие сегменты (группы слушателей). Но параллельно с этим идет и процесс укрупнения - появление так называемых сетевых станций, принадлежащих одному владельцу, разбросанных по территории, транслирующих одинаковые программы, но с разными региональными рекламными вставками.

Наземное радиовещание ведется в диапазонах длинных (144…353 кГц), средних (520…1710 кГц), коротких (3,2…3,4; 3,5…3,8; 3,9…4,0; 4,75…5,06; 5,95…6,2; 7,1…7,3; 9,5…9,9; 11,65…12,05; 13,6…13,8; 14,0…14,35; 15,1…15,6; 17,55…17,9; 21,45…21,85; 25,65…26,1; 28,0…29,7 МГц) и метровых волн (65,8…74 и 87,5…108 МГц).

В диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ) и коротких (КВ) волн передатчики работают с использованием амплитудной модуляции несущей частоты. В этих диапазонах радиовещание является монофоническим.

В диапазоне МВ осуществляется высококачественное стереофоническое радиовещание с использованием частотной модуляции несущего колебания.

Следует различать производство прямых ("живых") передач и производство фонограмм, т.е. готовых записей фрагментов будущих передач. При прямых вещательных передачах звуковые сигналы, поступающие от микрофонов, обрабатываются непосредственно в процессе передачи, включая наложение сигналов ранее записанных фонограмм. Производство фонограмм включает в себя репетиции, первичную запись с предварительной и постобработкой, в том числе монтаж. Первичная запись звуковых сигналов в студиях, концертных и театральных залах, спортсооружениях и т.д. осуществляется с помощью стационарного, передвижного и переносного звукового оборудования. В процессе записи производится предварительная обработка звукового сигнала [1-2].

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.