Содержание
Введение
Глава 1. Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания
1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
1.2 Понятие «коллектив», его признаки и структура
Глава 2. Стадии развития коллектива
Глава 3. Пути сплочения коллектива
3.1 Цель коллектива (перспектива)
3.2 Включение детей в совместную деятельность
3.3 Традиции коллектива
3.4 Действующий актив
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем, диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.
Главная цель коллектива – воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.
В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.
Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Цель исследования: выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива.
Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть признаки и структуру детского коллектива.
3. Охарактеризовать стадии развития коллектива.
4. Раскрыть пути сплочения коллектива.
Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность.
Методы исследования: 1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
База исследования: Дизьминская средняя школа, 4 класс.
Традиции коллектива
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
Принципы формирования традиций в детском коллективе:
1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
4. Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
6. Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы – те, которые их накопили. И дети – удивительные мастера создавать такие традиции. В коммуне им. Дзержинского была удивительная традиция. В кабинете под бархатным балдахином стояло знамя. Если нужно было это знамя перенести из одной комнаты в другую, делали это торжественно, одевались парадно, строили весь коллектив, вызывали оркестр, даже если переносили знамя по случаю ремонта кабинета. В советское время почет знамени в школе был богатейшим воспитательным средством. Подобных традиций в коммуне было множество. А.С. Макаренко считал, что традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать.
В.А Сухомлинский описал множество традиций Павлышской средней школы, многие из которых в той или иной степени живут с нами и по сей день. Остановимся на наиболее важных традициях.
Праздник первого звонка для первоклассников проводится в первый день занятий. Ученики выпускного класса поздравляют детей с вступлением в школьную семью, дают каждому ребенку книгу с дарственной надписью, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими в первый день их прихода в школу, десять лет назад. После этого совершается традиционный обряд – посадка дерева вечной школьной дружбы: выпускники вместе с малышами сажают яблоньку.
Праздник последнего звонка для выпускников. Проводится в последний день занятий выпускников. Выпускники и первоклассники выстраиваются – класс против класса. Каждому выпускнику первоклассники преподносят цветы и книгу с дарственной надписью. На праздник приходят родители, окончившие школу много лет назад, и даже старики. Подарки малышей – книги, на которых крупными детскими буквами написаны трогательные пожелания, как бы символизируют вечность, непреходящий характер школьного коллектива. Один из малышей подходит к столу, накрытому голубой скатертью (такова традиция), берет звонок, перевязанный голубой ленточкой (тоже традиция). В то мгновение, когда раздаются звуки колокольчика, из ряда старшеклассников выходит юноша или девушка и от имени коллектива обращается с кратким словом к учителям. Это слово готовится длительное время, но до праздника держится в тайне.
Традиционными стали ежегодные встречи выпускников прошлых лет, проводимые в январе. В школу приходят ученики выпускного класса, выпускники прошлых лет. Эти встречи воспитывают уважение к своей школе, подводят итоги работы за год, показывают педагогическому коллективу плоды труда.
Традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком. Когда в детском коллективе вырабатываются традиции, он долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению.
Действующий актив
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы самоуправления и их количество в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства – подчинения.
Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.
По мнению А.С. Макаренко, работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Успех всей работы по формированию коллектива во многом зависит от того, как быстро удается педагогу создать актив. Остановимся на путях формирования актива.
В начале учебного года педагог ведет беседу с детьми о том, каким требованиям должны отвечать активисты, помогает им ознакомиться друг с другом в общих делах. Но бывает, что избранный учащимися актив не справляется с работой. В этом случае можно создать дополнительные органы самоуправления не путем выборов, а по принципу «кто хочет». В процессе деятельности разнообразных органов самоуправления создается настоящий деятельный актив, на который опирается педагог в своей работе.
Может быть и другой путь формирования актива. Если выборный актив инициативен и авторитетен, то большой воспитательный эффект дает метод коллективных поручений. Разнообразие коллективных поручений способствует развитию инициативы и самодеятельности, потому что каждый ученик может найти себе дело соответственно своим интересам и способностям.
Главным органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей, которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должном найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.
Педагогически важно, чтобы выполненной работе давалась регулярно коллективная оценка, при которой учитывались не только ее качество, но и число занятых в ней школьников, их инициатива и творчество, точность сроков выполнения заданий. Основными условиями успешной работы актива являются: четкое определение функций актива, постепенное развитие его самостоятельности, поддержание авторитета педагогами, работающими с коллективом, его преемственность, регулярное переизбрание. Органы самоуправления в процессе становления и развития коллектива выполняют очень большую и ответственную роль. Общественная активность школьников неоднородна. Она может проявляться как исполнительская активность, инициативность, самостоятельность. Лишь сочетание всех видов дает по-настоящему активного члена общества.
Как же следует проводить воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?
Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы («летучки», совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по выполнению возложенных на них обязанностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и индивидуальных инструктивных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения педагогов с активистами.
Важной стороной воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится «трудовой десант» по уборке урожая в колхозе. В этом случае необходимо помочь активистам подготовить учащихся к работе, организовать соревнование и подытожить результаты труда. Такую же помощь необходимо оказывать при подготовке и проведении диспутов, школьных вечеров и других мероприятий. В процессе этой работы необходимо поддерживать и стимулировать инициативу активистов.
Существенной стороной в работе с активистами является контроль за исполнением даваемых им поручений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на ученических собраниях, заседаниях и т.д., а также в процессе индивидуальных бесед. Отчеты активистов и контроль за их работой повышает их ответственность и стимулирует выполнение ими своих обязанностей.
Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе и выступают как носители здорового общественного мнения, поднимая развитие коллектива на новую ступень. Хороший актив придает коллективу гибкость, организационную прочность, с его помощью легко направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.
Практическая часть
Исследование проводилось на базе МОУ «Дизьминская общеобразовательная средняя школа» в четвертом классе. В исследовании участвовало двадцать учеников. Целью исследования было выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива. Для реализации данной цели были поставлены задачи: изучить педагогическую литературу по данной теме, рассмотреть признаки и структуру детского коллектива, охарактеризовать стадии развития коллектива, раскрыть пути его сплочения, а также провести работу по сплочению данного коллектива.
При исследовании использовались следующие методы:
1.Анализ педагогической литературы по данной теме. Изучение шестнадцати источников позволило лучше рассмотреть структуру и признаки коллектива, стадии развития, пути его сплочения.
2.Анкетирование в заключительной части исследования позволило понять, на какой стадии развития находится данный коллектив, и сделать вывод о том, что разнообразные виды деятельности, применяемые в этом классе, способствуют его сплочению.
3.Наблюдение за учебно-воспитательным процессом позволило увидеть рост в развитии коллектива.
Эти методы позволяют лучше рассмотреть структуру и признаки коллектива, увидеть рост в развитии, а также сделать вывод о том, что разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива.
Автору данной работы, являющемуся членом родительского комитета, довелось наблюдать за ростом и развитием этого класса в течение четырех лет.
Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность. Учитель данного класса Валентина Петровна Трефилова большое внимание уделяет групповой работе на уроке, поэтому на преддипломной практике я старалась по возможности работу строить по такому же принципу. Например, на уроке технологии по теме «Лесная поляна» ребята в группах выполняли различные элементы из «отжатой» бумаги. У каждой группы было свое задание, например, дети в первом ряду вырезали деревья и кустарники, ребята второго ряда изготавливали цветы и бабочек, третий ряд прорабатывал элементы неживой природы для дальнейшего составления коллективной работы. В ходе урока каждый ученик был заинтересован, старался выполнить соразмерные детали, переживал за конечный результат.
Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители. Во время прохождения преддипломной практики в четвертом классе в школе проходило большое общешкольное мероприятие «Фестиваль народностей», где ребята узнали о культуре и традициях народов, проживающих на территории России. Каждому классу по жребию выпала определенная национальность, о культуре и быте которой нужно было рассказать, оформив стенгазету и приготовив художественный номер. Дети очень ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал информацию о Чувашской республике из разных источников, часть ребят выучила стихи чувашских поэтов, часть работала над оформлением стенгазеты, часть была задействована в постановке художественного номера, в проведении которого я непосредственно принимала участие. В итоге выступление четвертого класса было признано одним из лучших, что помогло вновь убедиться в отличной работе коллектива и где ребята сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Также нами было проведено мероприятие в рамках классного часа «Доброта что солнце» (см. приложение), целью которого являлось сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков. Мероприятие прошло в форме творческой мастерской, где ребятам пришлось работать в группах, учиться слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.
Как мы знаем, сплочению коллектива способствуют традиции. В данном классе традиционными стали такие мероприятия:
1.«Праздник рождения класса». Цель его – осознание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Проводится он в рамках классного часа первого сентября в развлекательной форме при участии детей и родителей.
2. « Я пришел в этот день в этот мир» - поздравление учащихся класса с днем рождения. Под этим названием подразумевается праздник именинников. Проводится два раза в год также в рамках классного часа. Дети заранее готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.
3. « Малыш» - помощь детскому саду, в котором ребенок вырос и воспитывался. Ребята приходят в детский сад с небольшим концертом, инсценировкой сказки, дарят детям собранные книжки, игрушки.
4. « День спорта». Его цель – показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие приурочено к дню образования родного села и проводится в конце апреля в форме соревнований между начальными классами по легкой атлетике, шахматам, настольному теннису и др. Это мероприятие дает некоторым ученикам показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.
5. Совместно с родителями ежегодно проводятся зимние прогулки в близлежащий лес, где ребята катаются с горы на санках, лыжах, а потом их ждет печеная на костре картошка и горячий чай. И после таких походов дети долго обсуждают, делятся впечатлениями, у них появляется общий интерес к совместной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.
Эти традиции способствуют преодолению одиночества, беззащитности, воспитывают умение быть Человеком. Всему этому способствует разнообразная совместная деятельность, которой умело руководит Валентина Петровна, опираясь на актив детей и родителей. Наблюдая за детьми этого класса в течение четырех лет и регулярно беседуя с учителем, можно отметить, что класс действительно сплоченный, ребята приходят на помощь друг другу, переживают за успехи и неудачи одноклассников. В классе царит атмосфера доброжелательности, взаимопомощи. О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Оно состояло из следующих вопросов:
1. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
2. Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?
3. Помогаешь ли ты одноклассникам?
4. Обижают ли тебя в классе?
5. С желанием ли ты сейчас ходишь в школу, в свой класс?
6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда. Проанализировав анкеты ребят, был составлен график определения сплоченности.
По результатам анкеты становится понятно, что ребятам легко в общении, об этом свидетельствует 75% положительных ответов. А 25% опрошенных ребят дало ответ «иногда» по причине того, что им вообще нелегко дается общение с людьми. На второй вопрос положительно ответило 70% ребят, а это большинство, 30% ответило «иногда», ответ «нет» отсутствует. Готовы прийти на помощь одноклассникам 70% учеников, 25% опрошенных ответило «иногда», и лишь 5%, а это один ученик ответил «нет». Неоднозначно ответили на четвертый вопрос по причине разного понимания слова «обида». С желанием ходят в школу 80% детей, 15% ответило «иногда», 5% - «нет». 95% учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик осознанно ответил иначе, т.к. он после окончания начальной школы планирует обучение в кадетском корпусе. Конечно, в четвертом классе еще случаются разногласия, несовпадение мнений, но совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает классному коллективу возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.
Заключение
В свое время в советской школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике по сей день обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.
До недавнего времени коллективизм вызывал споры и взаимную критику западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
С позиции последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.С. Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разным признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящиеся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности, традиции.
Отношения в коллективе строятся на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформизма личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.
Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания.
Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.
Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению. Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению.
Литература
1) Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко/изд. Академии педагогических наук РСФСР - М., 1963
2) Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
3) Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. / М.: Просвещение, 1983. – 224с. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
4) Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / Составители Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан, М., «Просвещение», 1967.
5) Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. / М., «Просвещение», 1978. – 159 с. с ил.
6) Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / под ред. Г.С. Макаренко, изд. Академии педагогических наук РСФСР М., 1950
7) Макаренко А.С. Воспитание в советской школе /изд. «Просвещение» М., 1966.
8) Огородникова И.Т. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов П24 пед. ин-тов. / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., «Просвещение», 1978.
9) Пидкасистый П.И. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
10) Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 2: Процесс воспитания./256с.: ил.
11) Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 384с.
12) Сластенин В.А. и др. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512с.
13) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
14) Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. Издание второе / М., «Просвещение», 1979.
15) Ходаковский Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Составитель Л.С. Ходаковский. М., «Просвещение», 1965.
16) Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании /Н.И. Шевандрин. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.,1995
Приложение
Творческая мастерская
Доброта что солнце
Цели:
- построение знаний о доброте и о том, что такое добрый поступок;
- воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков;
- сплочение коллектива.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки.
Защита ВКР
Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Уважаемые преподаватели и студенты!
Разрешите представить выпускную квалификационную работу на тему «Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания», которая раскрыта по такому плану:
В главе 1 ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ –ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, раскрыты такие вопросы, как 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. 1.2. Понятие «коллектив», его признаки и структура.
Вторая глава посвящена описанию стадий развития коллектива.
В третьей главе говорится о путях сплочения коллектива, таких как
3.1. Цель коллектива (перспектива)……………………..………
3.2. Включение детей в совместную деятельность..…….……...
3.3. Традиции коллектива………………..……………………….
3.4. Действующий актив…………………………………………..
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущая роль коллектива в формировании личности стала одним из главных отличий нашей системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитания детский коллектив, объявилось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Новые цели потребовали теоретического осмысления и разработки этой проблемы. На их решение направили свои усилия Макаренко, Крупская, Сухомлинский и многие другие видные педагоги. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики. Формирование коллектива – целью воспитательной работы. Вот почему тема нашей работы актуальна.
Объектом исследования в данной работе является: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Цель исследования: выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива.
Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть признаки и структуру детского коллектива.
3. Охарактеризовать стадии развития коллектива.
4. Раскрыть пути сплочения коллектива.
Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность.
Методы исследования: 1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
База исследования: Дизьминская средняя школа, 4 класс.
Итак, начнем с определения - Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Чтобы стать коллективом, класс должен пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделил несколько стадий.
П е р в а я с т а д и я – становление коллектива. В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося класс превратить в такой коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.
Н а в т о р о й с т а д и и усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
Т р е т ь я стадия характеризует расцвет коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Чтобы коллектив поднялся на высокую ступень развития, он должен иметь перед собой цель.
А.С. Макаренко выбор цели считал особенно важным. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Он рассматривал близкую, среднюю и далекую перспективы.
3.2 На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
3.3 Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу». Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Хороший актив придает коллективу гибкость, организационную прочность, с его помощью легко направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.
3.4 Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является включение их в совместную деятельность, направленную на достижение общих целей: учение, общественно полезную работу, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту. Всякая деятельность является объективным фактором формирования коллектива. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников.
Для детей школьного возраста ведущей является учебная деятельность. Наблюдая за педагогической деятельностью учителя Дизьминской средней школы Валентиной Петровной Трефиловой, можно отметить, что она большое внимание уделяет групповой работе на уроке, поэтому на преддипломной практике я старалась по возможности работу строить по такому же принципу. Например, на уроке технологии по теме «Лесная поляна» ребята в группах выполняли различные элементы из «отжатой» бумаги. У каждой группы было свое задание, например, дети в первом ряду вырезали деревья и кустарники, ребята второго ряда изготавливали цветы и бабочек, третий ряд прорабатывал элементы неживой природы для дальнейшего составления коллективной работы. В ходе урока каждый ученик был заинтересован, старался выполнить соразмерные детали, переживал за конечный результат, поскольку именно он будет зависеть от того, как ответственно и дружно будет работать каждая группа.
Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители. Во время прохождения преддипломной практики в школе проходило большое общешкольное мероприятие «Фестиваль народностей», проживающих на территории России. Каждому классу по жребию выпала определенная национальность, о культуре и быте которой нужно было рассказать, оформив стенгазету и приготовив художественный номер. Дети очень ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал информацию о Чувашской республике из разных источников, часть ребят выучила стихи чувашских поэтов, часть работала над оформлением стенгазеты, часть была задействована в постановке художественного номера, в проведении которого я непосредственно принимала участие. В итоге выступление четвертого класса было признано одним из лучших, что помогло вновь убедиться в отличной работе коллектива и где ребята сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Также нами было проведено мероприятие в рамках классного часа «Доброта что солнце», целью которого являлось сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков. Мероприятие прошло в форме творческой мастерской, где ребятам пришлось работать в группах, учиться слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.
Как мы знаем, сплочению коллектива способствуют традиции. В данном классе традиционными стали такие мероприятия:
1.«Праздник рождения класса». Цель его – осознание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.
2. « Я пришел в этот день в этот мир» - поздравление учащихся класса с днем рождения.
3. « Малыш» - помощь детскому саду, в котором ребенок вырос и воспитывался.
4. « День спорта». Это мероприятие дает некоторым ученикам показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.
5. Совместно с родителями ежегодно проводятся зимние прогулки в близлежащий лес. И после таких мероприятий дети долго обсуждают, делятся впечатлениями, у них появляется общий интерес к совместной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.
Эти традиции способствуют преодолению одиночества, беззащитности, воспитывают умение быть Человеком. Всему этому способствует разнообразная совместная деятельность, которой умело руководит Валентина Петровна, опираясь на актив детей и родителей. Наблюдая за детьми этого класса в течение четырех лет и регулярно беседуя с учителем, можно отметить, что класс действительно сплоченный, ребята приходят на помощь друг другу, переживают за успехи и неудачи одноклассников. В классе царит атмосфера доброжелательности, взаимопомощи. О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Оно состояло из шести вопросов.
Проанализировав анкеты ребят, был составлен график определения сплоченности.
По результатам анкеты становится понятно, что на вопрос «Легко ли тебе общаться с одноклассниками?» 75% детей ответило положительно. А 25% опрошенных ребят дало ответ «иногда» по причине того, что им вообще нелегко дается общение с людьми. На второй вопрос «Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?» положительно ответило 70% ребят, а это большинство, 30% ответило «иногда», ответ «нет» отсутствует. При рассмотрении следующего вопроса «Помогаешь ли ты одноклассникам?» выяснилось, что готовы прийти на помощь 70% учеников, 25% опрошенных ответило «иногда», и лишь 5%, а это один ученик ответил «нет». Неоднозначно ответили на четвертый вопрос «Обижают ли тебя в классе?» по причине разного понимания слова «обида». Что касается пятого вопроса «С желанием ли ты сейчас ходишь в школу, в свой класс?», выяснилось, что с желанием ходят в школу 80% детей, 15% ответило «иногда», 5% - «нет». И, наконец, по последнему вопросу «Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс» подавляющее большинство, а это 95% учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик осознанно ответил иначе, т.к. он после окончания начальной школы планирует обучение в кадетском корпусе. Конечно, в четвертом классе еще случаются разногласия, несовпадение мнений, но совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает классному коллективу возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания
1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
1.2 Понятие «коллектив», его признаки и структура
Глава 2. Стадии развития коллектива
Глава 3. Пути сплочения коллектива
3.1 Цель коллектива (перспектива)
3.2 Включение детей в совместную деятельность
3.3 Традиции коллектива
3.4 Действующий актив
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем, диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.
В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.
Главная цель коллектива – воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.
В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.
Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.
Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Цель исследования: выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива.
Задачи: 1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть признаки и структуру детского коллектива.
3. Охарактеризовать стадии развития коллектива.
4. Раскрыть пути сплочения коллектива.
Гипотеза: коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована целенаправленная, совместная, руководимая деятельность.
Методы исследования: 1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
База исследования: Дизьминская средняя школа, 4 класс.
Глава 1. Формирование коллектива учащихся — ведущая идея школьного воспитания
Дата: 2019-07-30, просмотров: 331.