Цель:
Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе.
Методика констатирующего эксперимента.
Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе.
I. Наблюдение за поведением ребенка в игре; в общении со сверстниками; на занятии.
Наблюдая за поведением детей, я обращала внимание на следующие параметры их проявления:
1. частые вспышки ярости, гнева.
2. низкий уровень произвольного поведения.
3. не могут включиться в коллективную игру, занятие.
4. не могут переключить внимание с одной ситуации на другую.
5. в конкретной ситуации не знают как поступить.
II. Изучение рисунков детей.
Для того, чтобы лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира я использовала методику изучения рисунков детей, предложенную психологом- исследователем А.И. Захаровым.
Для рисования я предложила детям две темы:
1. «В детском саду» (дети аффектики обычно на рисунке изображают мало сверстников или сверстники отсутствуют совсем.
2. «Семья» - (эта тема способствует выявлению взаимоотношений в семье, отношение ребенка к автотранспорту, его привязанность к родителям).
III. Беседа: «Как бы поступил мальчик» .
( Поможет выявить аффективные проявления: дети аффектики обычно решают ситуацию трагично).
IV. Работа с родителями.
Беседа.
1. Чем любит заниматься Дима дома?
2. Часто ли случаются у Димы вспышки гнева, ярости, капризы, слезы? По какой причине?
3. Когда вы гуляете с Димой на улице замечаете ли вы, чтобы он забирал игрушки у других детей?
Описание работы с детьми во время констатирующего эксперимента
Наблюдая за поведением детей группы, я особое внимание уделила Урожаеву Диме, так как он выделялся из всех детей группы своим особым поведением.
Цель: выявить особенности поведения Урожаева Димы.
I. Наблюдая за Димой в разных видах детской деятельности, я увидела следующее:
- ребенок повышенной активности (Дима и минуты не может усидеть спокойно).
- в случае неудовлетворения каких-либо желаний или потребностей (например: не досталось желаемой игрушки, не приняли в игру) у Димы проявляются вспышки ярости, гнева (бьет детей, бросается на пол, бьет ногами о пол).
- Диме не удается включиться в коллективную игру, так как он не умеет играть и старается диктовать свои условия.
- во время самостоятельной игровой деятельности детей Дима отбирает понравившиеся игрушки у детей группы.
- сюжет игры «Шоферы» у Димы прост. Он играет с машиной. Эта машина обычно попадает в аварии, врезается в кубики.
- во время игры детей со строительными материалами, Дима пытается разрушить постройки детей.
II. Я предложила детям нарисовать всех, с кем живет ребенок.
При анализе рисунков я учитывала порядок и близость расположения фигур, что говорит о взаимоотношении в семье и указывает на лидера. Так же учитывала место, где находится ребенок: между родителями или рядом с одним из них – это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Если сам ребенок отсутствует на рисунке, то это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки на тему: «семья», я обратила особое внимание на рисунок Димы Урожаева.
Дети группы рисовали разное: себя в окружении родителей, сестер, братьев. А Дима не изобразил себя на рисунке и фигуры родителей изобразил очень мелко – это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи.
Изучая рисунки детей на тему: «В детском саду», я так же обратила внимание на рисунок Димы Урожаева.
Если другие дети группы изображали себя в окружении сверстников, воспитателя, игрушек, то Дима не изобразил ни одного сверстника вокруг себя.
III. В беседе я предложила Диме ситуацию: «В группу воспитатель принесла интересные игрушки, но игрушек было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь, как поступит мальчик?
Дима: «Плохо. Он будет отбирать игрушки у детей».
Воспитатель: « А если не получится отобрать игрушки?».
Дима: «Будет драться».
IV. Побеседовав с родителями Димы Урожаева, я узнала о их отношению к ребенку.
Родители предоставляют ребенку полную свободу, позволяют ему бесконечно просматривать телепередачи, что травмирует психику ребенка. Бойня, аварии, трагические ситуации способствуют тому, что мальчик хочет стать «Шварцнегером», то есть большим, сильным, беспощадным. Такие передачи воспитывают в ребенке такую черту как жестокость.
Данные констатирующего эксперимента я записала в таблицу, в которой выделила следующие обозначения:
1. Изучение рисунков детей.
а). тема «Семья»
+ на рисунке изображена полная семья. Фигуры членов семьи крупные, отчетливые.
- на рисунке отсутствует один из членов семьи, фигуры родителей мелкие.
б). тема «В детском саду»
+ на рисунке изображены игрушки, сверстники, воспитатель.
- на рисунке нет ни одного сверстника.
2. Наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности:
+ отсутствие аффективных проявлений.
- наличие аффективных проявлений.
3. Беседа.
+ положительный исход ситуации
- трагичное решение ситуации.
Таблица №2.
Ф.И.О. детей
| Изучение рисунков детей | Наблюдение за поведением детей | беседа | % соотношение положительных результатов. | |||||
семья | В дет- ском саду | В игре | В общении со сверстни- ками | На занятии |
| ||||
Богданов В. | + | + | + | + | - | + | 90 | ||
Сергиенко К. | + | + | + | + | + | + | 100 | ||
Савченко Н. | - | + | + | + | + | + | 90 | ||
Егоров С. | + | + | + | + | + | + | 100 | ||
Урожаев Д. | - | - | - | - | - | - | 0 | ||
Петрова Н. | + | - | - | - | + | + | 50 | ||
Жданов Р. | + | + | + | + | - | + | 90 | ||
Силин В. | + | + | + | + | + | - | 75 | ||
Назаренко А. | + | + | + | + | + | + | 100 | ||
Ляшко С. | + | + | + | + | + | + | 100 | ||
Бондаренко Д. | + | + | + | + | - | + | 90 | ||
Цыцылин В. | - | + | + | + | + | - | 75 | ||
Ящук М. | - | + | + | + | - | - | 50 | ||
Вывод: Данные констатирующего эксперимента, проведенного со всеми детьми группы, я занесла в таблицу. Из 13 детей Дима имел нулевой процент положительных результатов, а это позволило мне прийти к выводу, что в поведении Димы Урожаева имеют место аффективные проявления.
Формирующий эксперимент.
Рабочая гипотеза: Если систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.»
Цель: используя коррекционную методику вывода детей из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников.
Методика моей работы с Димой состояла из трех этапов: каждый включал в себя несколько стадий:
Первый этап включал две стадии;
Второй этап – четыре стадии;
Третий этап – три стадии.
Главной целью каждого этапа являлось:
I. Этап
Цель: помочь ребенку почувствовать себя всемогущим (побеждать зло)
II. этап
Цель: через режиссерскую игру научить преодолевать отрицательные эмоции.
III. этап
Цель: обучить общению с детьми.
План работы с Димой с сентября 2004г. По март 2005г.
Таблица №3
№ | дата | Место в режиме дня | Содержание работы | примечание |
1 2 | 20.09 27.09 | 1 п.д. 1 п.д. | I .этап 1 стадия слушание историй, рассказанных воспитателем, в которых зло побеждается маленьким, находчивым героем. | |
3 4 5 6 | 4.10 18.10 25.10 8.11 | 2 п.д. 2 п.д. 1 п.д. 2 п.д. | 2 стадия д/и «Как поступить?» цель: научить ребенка видеть победу добра над злом. Рассказать Диме сказки, в которых добро побеждает зло.( «золушка», «Красная шапочка» и др.) | Работу проводит воспитатель |
7 8 9 | 15.11. 22.11 6.12 | 1 п.д. 1 п.д. 1 п.д. | I .этап 1 стадия С помощью экспериментального набора кубиков, рассказать смешные нелепицы. Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции. | |
10 11 12 | 13.12 31.01 7.02 | 1 п.д. 2 п.д. 2 п.д. | I .этап 2 стадия Д/и «Закончи рассказ» Цель: учить ребенка высказывать свою положительно-эмоциональную точку зрения. Д/и «Как поступить?» Цель: показать ребенку другие варианты положительно-эмоционального выхода из ситуации. | Работу проводит воспитатель |
13 14 | 14.02 21.02 | 1 п.д. 1 п.д. | 3 стадия Д/и: «Придумай сказку» Цель : развивать воображение ребенка. | |
15 16 17 | 28.02 6.03 13.03 | 1 п.д. 1 п.д. 2 п.д. | 4 стадия Д/и : «как поступить?» Цель: научить ребенка выходить из отрицательных ситуаций. Беседа: «как бы поступил ты?» Цель: вызвать понимание ребенка, что друг с другом нужно делиться, помогать друг-другу. | Работу проводит воспитатель |
3. Заключительный эксперимент
Цель: проверить верность рабочей гипотезы: «если систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.
Проведя методику коррекционной работы: вывода ребенка из аффективного состояния, предложенную детским психологом Е.Е. Кравцовой, я решала провести заключительный эксперимент по методике констатирующего эксперимента.
I. Наблюдение за Димой в разных видах деятельности, позволили мне выявить изменения, произошедшие в его поведении:
- стали значительно реже проявляться вспышки ярости;
- поведение не всегда регулируется ребенком, очень часто произвольность носит низкий уровень;
- включается в коллективную игру;
- у Димы появились друзья ( Силин В., Савченко Н.), но положительно-эмоциональное общение со сверстниками еще носит напряженный характер.(дети группы не стремятся к общению с Димой);
- перестал разрушать постройки детей;
- не отбирает игрушки у детей.
II. Из анализа рисунка на тему: «Семья» я увидела, что ребенок по прежнему не видит себя в рамках семьи.
Анализ рисунка на тему: «В детском саду»показал следующее:
Если раньше Дима вокруг себя не изобразил ни одного сверстника, то теперь на рисунке Дима окружен двумя сверстниками.
III. В беседе я предложила Диме ситуацию «Воспитатель принесла в группу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как поступит мальчик?».
Дима: «мальчик будет играть с другим мальчиком у которого будет игрушка».
Для наглядности результатов экспериментальные данные я представила в таблице.
Таблица №4
Ф.И.Ребенка | Изучение рисунков ребенка | Наблюдение за поведением ребенка | беседа | % соотношение положительного результата
| |||||||||||
семья | В детском саду | В игре | В общении со сверстниками | На занятии | до | После | до | После | |||||||
До проведения эксперимента | После | До | после | до | После | до | После | до | После | ||||||
Урожаев Дима | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | - | + | 0 % | 50% | |
Вывод:
Я полагаю, что выбранная мной методика коррекционной работы вывода ребенка из аффективного состояния оказалась верна. Я помогла частично выйти ребенку из этого состояния.
Таким образом, я считаю, что главный способ преодоления аффективного поведения – индивидуальный подход.
Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ребенка, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение ребенка, поощряя положительные поступки, воспитатель может рассчитывать на успех.
Таким образом, аффективное поведение может развиваться под влиянием разных факторов. Для его коррекции требуется индивидуальный подход.
Помимо этого в ходе нашего исследования:
Во-первых, я изучила большое количество литературы, которая помогла мне увидеть в группе ребенка с аффективным поведением. А в дальнейшем помогла разработать методику констатирующего эксперимента и методику коррекционной работы с детьми. Изученная литература обогатила мои знания о «трудных» детях, о методах и приемах работы с ними.
Во-вторых, я приобрела опыт работы с ребенком с аффективным поведением. И в дальнейшем мне будет легче выявить таких детей в группе, разработать методику коррекционной работы, найти общий язык с ребенком-аффектиком.
В-третьих, я помогла частично выйти ребенку из кризиса, что позволило мне убедиться в своих силах, возможностях.
Так же работа помогла мне убедиться в том, что работа с детьми будет иметь желаемый результат только в том случае, если проводить систематически. Педагог должен иметь желание помочь ребенку и семья должна поддерживать эту работу, вести сотрудничество с педагогом.
Моя работа имеет большое значение и для детей. Эта работа помогает детям преодолеть вспышки ярости, гнева, страха, помогает влиться в коллектив сверстников.
Работа которую я проводила с Урожаевым Димой не прошла бесследно. Она помогла ему частично выйти из аффективного состояния, что облегчило пребывание ребенка в детском саду.
Ребенок стал постепенно вливаться в коллектив сверстников: общаться с ними, играть. Я думаю, что Диме в дальнейшем будет легче общаться со сверстниками и взрослыми, но чтобы мальчик не вернулся на прежний этап аффективного поведения я буду продолжать свою работу и доведу ребенка до заключительного III этапа.
Заключение
Итак, в ходе нашего исследования мы выяснили, что причиной детского непослушания является несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно». Это заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.
О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?
1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них. — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.
8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображением у ребенка.
9.Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.
Используемая литература
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.
5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 1979.
7. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
9. Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.)
10. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М.:Просвещение, 1996.
11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков»- М., 2002г., стр.399.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. - №6.-С.34
13. Гарбузов В.И. Нервные дети- М., 1990г.
14. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.
15. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? - М., 1989.
16. Дети с отклонениями поведения /под ред. В.С. Мухиной-М., стр.228
17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.
18. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1984.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 1986.
20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.-Просвещение, 1993.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков- М., 1992г., с. 160
22. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред. Кумариной Г.Ф.,М., 2002г,с. 250
23. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1986, с. 160
24. Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 1990, с.43
25. Краткий психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М., 1985.
26. Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером//Семья и школа-2000-№2 -стр. 11-13
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
28. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 1998. - №1.
29. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
30. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1987.
31. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
32. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001г.
33. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996
34. Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М., 1969.
36. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2000.
37. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.-С.54
38. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. – М.: Педагогика, 1990.
39. Педагогический словарь. Издательство академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора.- М., 1960.
40. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 1983.
41. Психология: Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 1990.
42. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике- М., 2002, с.227.
43. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ под.ред.Кащенко В.П.- М.,1999, с.160.
44. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З.- М., 1986г.
45. Раттерм Н. Помощь трудным детям- М., 1987
46. Решетникова О.В. Понять – значит помочь//Школьный психолог- 2004г.- №36 –с.23
47. Рычкова Н.А.Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001
48. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
50. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.
51. Рубинштейн С.Л. Избранные психологические труды.
52. Советский энциклопедический словарь. –М., 1984.
53. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
54. Степанов В.Г. Психология трудных школьников М., 1996, с. 320.
55. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением, М., 1998г.
56. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.
57. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии.- С-Пб., 2001.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 1960.
59. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
60. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии -1989 -N 4-С-36
61. Эмоциональное здоровье Вашего ребенка (пер. с англ.- М., 1996г.)
62. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.
Приложение№1
ПРОТОКОЛ №1
Формирующего эксперимента от 20.09.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 9 месяцев.
Цель: Помочь ребенку почувствовать себя сильным, сделать неуязвимым.
Методика Е.Кравцовой «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении»
I этап.
1 стадия.
Создам доверительную обстановку: выберу наиболее спокойное место в группе. Предлагаю ребенку поиграть:
«ты хочешь со мной поиграть?»
Дима: « Да»
Предлагаю Диме сюжет игры:
«Однажды два зайчика, один большой, а другой маленький, отправились в лес. Вдруг на встречу им идет огромный злой волк. Большой зайчик прижал уши и стал плакать. А маленький зайчик позвал на помощь свою подругу добрую Фею. Она победила злого волка.»
Дима внимательно слушал эту историю, ни о чем меня не спрашивал.
Через неделю я рассказала Диме еще одну историю.
«Однажды два мальчика пошли на речку купаться. Вдруг на встречу им вышел злой колдун. Один мальчик испугался, а другой вел себя храбро. И вдруг мальчикам на помощь пришел богатырь, который победил злого колдуна»
Я спросила у Димы.
«Какой мальчик тебе больше нравиться: храбрый или трусливый?»
Дима ответил:
«Храбрый, а еще я хочу быть богатырем».
Я думаю, что ценность этой стадии заключается в том, что ребенок видит две стороны поведения, сравнивает себя с одним из героев. Ребенок видит ситуацию со стороны и приобретает опыт. Затем я спросила:
«Что ты будешь делать, когда станешь богатырем?»
Дима: «Буду защищать людей.»
Увидев, что Дима начинает чувствовать себя всемогущим, хочет защищать слабых, побеждать зло, я решила перейти на вторую стадию.
На второй стадии субъектом деятельности становиться ребенок. Предлагаю Диме самому найти выход из ситуации:
«Давай придумаем историю. Я начну, а ты продолжай: «Два зайчика попадают в беду…»
Дима не задумываясь ответил:
«Их съел злой волк, и зайцев больше никто не видел».
Через неделю я предложила Диме еще одну ситуацию:
«Жили-были два щенка. Они пошли гулять. И встретили страшного, злого волка…»
Дима немного подумал и ответил: «Они испугались и убежали, потому что волк хотел их съесть.»
Так как у историй трагическое окончание, я продолжила работу на 2 стадии:
«Однажды Саша никак не мог заснуть. Он долго лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафа послышался шорох…»
Дима ответил: «Саша испугался, но посмотрел кто там сидит. А это был его кот.»
Благодаря воспитателю, которая по моей просьбе рассказывала Диме сказки, в которых добро побеждает зло («Золушка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»). Дима постепенно начал придумывать истории с хорошим концом.
«На опушке леса жил маленький гномик. Однажды он бродил по лесу, а было уже поздно. И тут он увидел лису…»
Дима: «Лисе было скучно. У нее не было друзей. Они подружились и стали вместе играть.»
Так как Дима стал положительно решать ситуации, я решила перейти на II этап.
ПРОТОКОЛ №2
Формирующего эксперимента от 15.11.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 11 месяцев.
Цель: Помочь ребенку обрести уверенность в себе, сформировать внутреннюю позицию.
Методика Е.Кравцовой «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении»
II этап.
1 стадия.
Обучаю ребенка режиссерской игре. Для этого изготавливаю экспериментальный набор кубиков.
С помощью кубиков рассказываю Диме смешные нелепицы:
«Подошел великан к светофору, взял его в руки и стал светофором чистить зубы».
Эта история вызвала у ребенка недоумение.
Через неделю я предложила Диме еще одну нелепицу:
«Пришел великан на стадион. Захотелось ему поиграть в футбол. Нашел великан лавочку и стал ею играть в футбол.»
Теперь история вызвала у Димы интерес и оживление. Дима сказал: «Этот великан смешной».
Через какой-то промежуток времени Дима сам подошел ко мне и попросил, чтобы я рассказала ему смешную историю:
«Однажды, рано утром, великан вышел на улицу, прогуляться. Проходя мимо забора великан вспомнил, что он еще не расчесывался. Он взял забор, расчесал волосы, и поставил забор на место. А затем пошел дальше.»
Эта история вызвала у Димы эмоциональный подъем, радость.
Я решила перейти на 2 стадию.
На 2 стадии я продолжала обучать Диму режиссерской игре.
Я начинаю рассказ, а Дима продолжает его.
«Дима, давай придумаем рассказ. Я начну, а ты продолжай:
«Саша сказал своей сестре, что в тетради нарисовал машину. А что же было дальше?»
Дима: «Сестра поругала Сашу и поставила его в угол».
Через неделю я предложила Диме еще одну ситуацию:
«Брат и сестра остались одни дома. Мальчик случайно толкнул чашку. Она упала и разбилась. Пришли домой родители. И что было дальше?»
Дима: «Они наказали мальчика, его потом простили.»
Благодаря педагогическим задачам, удалось показать, что одна ситуация может разрешаться как отрицательно, так и положительно. Это помогло мне добиться желаемого результата. И вот как Дима разрешил очередную ситуацию:
«Таня сказала брату, что она нечаянно наступила на его любимую машинку и она поломалась. Что было дальше ?»
Дима:»Брат не ругал Таню. Он сам починил машинку.»
Дима научился положительно разрешать ситуации, что позволило мне перейти на 3 стадию.
На 3 стадии я предложила Диме самому придумать сюжет рассказа или небылицы. Для этого я предложила ребенку разнообразные кубики.
«Дима расскажи мне какую-нибудь историю, какую хочешь».
Дима сказал, что ему очень понравилась история про великана, которую ему рассказывала я.
Дима рассказал мне о том, как великан играл в футбол. При рассказе он использовал кубики. Через неделю Дима подошел ко мне и сказал, что он придумал еще одну историю про великана. И вот. Что он мне рассказал, используя кубики:
«Великан пошел купаться. Искупался и захотел вытереться. Мимо бежала кошка. Он взял кошку, вытерся ею и пошел гулять.»
Я перешла к работе на 4 стадию.
Предложила Диме ситуации, с помощью которых он учится разрешать различные ситуации, учится выходить из своих отрицательных ситуаций:
«Воспитатель принесла в группу очень интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь, как поступит мальчик?»
Дима ответил:
«Заберет у кого-нибудь.»
Благодаря беседам, которые с ребенком проводил воспитатель, удалось приблизиться к желаемому результату:
«В день своего рождения белочка испекла торт и позвала лесных жителей в гости. Но гостей пришло так много, что зайчику не досталось торта. Как поступит зайчик?»
Дима: «Может с ним поделятся?»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.