Системы видеонаблюдения.
Первыми в данной области появились электронные устройства, способные отдавать лишь текстовые SMS-сообщения с охраняемого объекта. Такое устройство состояло из электрического блока, к которому можно было подключить 1-4 внешних датчика или шлейф охранной сигнализации и обычного мобильного телефона. Устройство можно было установить на всяком объекте, имеющем устойчивый прием GSM-сети. Принцип работы устройства основан на оповещении пользователя с помощью текстового SMS-сообщения, которое передавалось на мобильный телефон пользователя чрез GSM-канал в случае срабатывания охранного датчика или нарушения целостности шлейфа охранной сигнализации. Подобные устройства спешно завоевали популярность посреди хозяев небольших загородных домов и коттеджей невысокой ценой и простотой установки. В качестве ответной меры владелец подобного устройства при получении SMS-сообщения несложно перезванивал на мобильный телефон соседа или местного сторожа, тот, что в свою очередность, шел к дому и выяснял причины срабатывания. При всем при том сходные устройства имели и существенные недостатки, не разрешено было отличить неправильное срабатывание от тревожного без участия человека, а при тревожном событии нередко не разрешено было его предотвратить, При этом, при сильной загрузке сотовой сети SMS-извещение могло быть доставлено с опозданием от нескольких минут до нескольких часов, что делало данную систему ненужной. Современные системы видеонаблюдения по GSM как правило выполняют следующие функции: взаимодействие пользователя с устройством для получения видеоизображения может производиться в всякое время; передача видеоизображения от 1-4 телекамер в реальном времени (задержка от начала события вплоть до отображения на приемном мониторе не более 1-2 сек); автоматический дозвон вплоть до пользователя по срабатыванию встроенного детектора движения и/или вешнего датчика; автоматическая запись фото и видеоинформации во встроенную память устройства; запись принимаемой фото и видеоинформации на жесткий диск компьютера; подключение внешнего охранного датчика или шлейфа к тревожному входу устройства; подключение исполнительного устройства к релейному выходу устройства и прямое управление им по каналу связи.
Применение систем удаленного видеонаблюдения по GSM вероятно на удаленных объектах, где отсутствуют проводные каналы связи: загородные дома, дачи, склады, автостоянки, гаражи, автозаправочные станции, железнодорожные переезды. Для удаленного видеоконтроля за коммуникациями: водо-, газо- и нефтепроводы, электростанции, раздельно стоящие подстанции, вышки и тому подобное. Несмотря на кажущуюся сложность устройств видеонаблюдения по GSM, они остаются просты в подключении и комфортны в эксплуатации. Уже не требуется использование на передающей стороне мобильного телефона, GSM-модуль встроен прямо в остов прибора. Электропитание осуществляется от источника постоянного тока с широким диапазоном напряжений 8-15В или от электросети 220В.
Альтернативой GSM-каналу являются беспроводные сети WLAN (Wireless Local Area Network - беспроводная локальная сеть). Сеть WLAN - вид локальной вычислительной сети (LAN), использующий для связи и передачи данных между узлами высокочастотные радиоволны, а не кабельные соединения.
Пользовательские устройства можно интегрировать в сеть, установив на них беспроводные сетевые адаптеры. Для обеспечения беспроводным пользователям доступа к уже существующей сети Ethernet нужно установить беспроводную точку доступа. Наиболее важный элемент беспроводных сетей - беспроводная точка доступа (англ. Wireless Access Point)
Точки доступа призваны выполнять самые разнообразные функции, как для подключения группы компьютеров (каждый с беспроводным сетевым адаптером) в самостоятельные сети, так и для выполнения функции моста между беспроводными и кабельными участками сети. Такие совмещённые сети называются Инфраструктурой (Infrastructure) и используются для доступа к центральным базам данных или беспроводного подключения мобильных пользователей.
Рис.2. Схема построение видеосистемы на WI-FI
Cтандарт Wi-Fi (англ. Wireless Fidelity - "беспроводная точность", по аналогии с Hi-Fi - стандарт на оборудование Wireless LAN). При использовании современных потоковых алгоритмов сжатия скорости 0,5 Мбит/с этого вполне достаточно для передачи одного канала видео приличного качества. Также это расстояние можно увеличивать с помощью направленных антенн и промежуточных точек доступа.
Защита видеоинформации в беспроводных IР-системах видеонаблюдения достигается несколькими способами. Ключевыми среди них являются: применение брандмауэров, использование паролей и шифрование. Брандмауэр работает как электронные "ворота", пропускающие зарегистрированных пользователей и запрещающие доступ неавторизованным лицам. Применение паролей позволяет не только ограничить доступ к системе видеонаблюдения, но и распределить права доступа персонала к определенным видеокамерам. А при шифровании попытки перехвата зашифрованных данных в IP-системе охранного видеонаблюдения становятся бессмысленными, если злоумышленник не знает уникального кода для расшифровки потока данных. Код, в свою очередь, устанавливается системным администратором.
GPS мониторинг транспорта.
Спутниковый мониторинг транспорта - система спутникового мониторинга и управления подвижными объектами, построенная на основе использования современных систем спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС), оборудования и технологий связи (GSM/УКВ), вычислительной техники и цифровых карт. GPS мониторинг транспорта - технология, применяемая в диспетчерских службах на транспорте, а также для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками (англ. TMS - Transportation management system) и автоматизированных системах управления автопарком (англ. FMS - Fleet Management System) для контроля фактических маршрутов транспортных средств при помощи системы GPS.
Автотрекер - прибор, устанавливаемый на автомобиль с целью отслеживания его дальнейшего перемещения и контроля его местоположения.
Обычно автотрекер определяет своё местоположение принимая сигналы ГЛОНАСС/GPS и отправляя их посредством мобильного интернет канала GPRS на сервер в интернете, на котором владелец прибора наблюдает его перемещения. Почти все современные (2008-2009 гг.) приборы, работающие на этом принципе, могут принимать входящие звонки.
Для решения задач мониторинга используются следующие компоненты системы:
спутниковые системы навигации (GPS - США, ГЛОНАСС - РФ),
приёмники GPS и/или ГЛОНАСС,
системы связи с центральным пунктом (космическая /GSM / УКВ) и/или система локального накопления данных.
Иногда дополнительно используются дополнительные датчики, установленные на самом техническом средстве: текущий запас топлива, факт открывания двери или капота, факт наличия пассажира (такси), температура в рефрижераторе, факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя), факт нажатия тревожной кнопки и т.п.
Полученные данные могут либо накапливаться в локальном устройстве и затем переноситься в центральную базу по возвращении в парк, либо передаваться на центральный сервер в режиме реального времени.
Системы GPS мониторинга транспорта решают следующие задачи:
мониторинг включает отслеживание текущих координат, направления и скорости движения транспортного средства в реальном времени для нужд диспетчерских служб. В некоторых системах также возможна установка дополнительных датчиков на открытие дверей, включение/выключение исполнительных механизмов спецтехники, топливных датчиков, датчиков для измерения температуры в рефрижераторе и пр. Некоторые системы допускают подключение к бортовому компьютеру автомобиля (через CAN-шину) и удалённое чтение параметров эксплуатации транспортного средства.
учёт пройденного километража и расхода топлива нужен для своевременного прохода ТО, обоснования списания ГСМ бухгалтерией и пр. В системах TMS с помощью GPS производится автоматический учёт доставки грузов в заданные точки.
контроль соответствия фактического маршрута автомобиля плановому позволяет повысить дисциплину водителей. В России, в отличие от развитых стран, эта функция крайне востребована для пресечения несанкционированного использования служебных транспортных средств наёмными водителями в целях личного обогащения, а также для пресечения несанкционированного слива топлива. По оценкам журнала "Логистика", только за счёт повышения дисциплины водителей в российских условиях системы GSM мониторинга окупаются за несколько месяцев.
безопасность: знание координат позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в беду транспортное средство. Дополнительно автомобили могут оборудоваться скрытой кнопкой, нажатие либо ненажатие на которую отсылает тревожный сигнал в диспетчерский центр. Кроме этого, некоторые терминалы GPS мониторинга могут работать в режиме GSM-сигнализации, то есть звонить на заданный телефонный номер в случае срабатывания штатной сигнализации.
Типичная система GPS мониторинга состоит из трёх звеньев: терминалов, устанавливаемых на автомобили, сервера и клиентских рабочих мест. Терминалы представляют собой специализированные GPS-трекер, содержащие модуль собственно GPS и модуль сотовой связи (GSM или CDMA). Функции сервера может выполнять обычный ПК с установленным серверным ПО. В отличие от рабочих мест, сервер должен быть всегда включён, так как именно на нём накапливаются данные о маршрутах. Клиентское ПО в редких случаях может быть объединено в одну программу с серверной частью, но как правило допускается одновременное подключение нескольких рабочих мест к одному серверу.
В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем GPS мониторинга транспорта:
самые первые системы были оффлайновыми, то есть не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать маршрут автомобиля только постфактум и не способна помочь, например, при угоне автомобиля.
во втором поколении для организации связи между GPS-терминалами и сервером использовались SMS либо механизм CSD. На сервер устанавливались один или несколько модулей сотовой связи, позволяющие принимать SMS или звонки с данными. Подобные системы отличались огромными платежами за мобильную связь и очень большим периодом времени между измерениями координат. С массовым распространением мобильного интернета системы второго поколения практически вымерли.
в третьем поколении в качестве транспортной сети используются GPRS или EV-DO, что позволяет на порядок снизить расходы на мобильную связь и резко улучшить точность прорисовки маршрутов. Сервер в таких системах устанавливается непосредственно у клиента и подключается к интернет и к локальной сети офиса. На сервер и на рабочие места пользователей устанавливается специализированное программное обеспечение. В некоторых системах допускается аренда портов сервера, предоставляемого поставщиком. На данный момент это самая распространённая схема мониторинга.
системы четвёртого поколения также использует один из механизмов мобильного интернет в качестве транспортной системы, но отличаются от третьего использованием веб-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищённый доступ к данным осуществляется через Web-страницу с любого компьютера, подключенного к интернет. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячами трекеров, резко снижается стоимость внедрения и обслуживания системы. Одновременно возрастает надёжность хранения и доступность данных, так как компании-операторы способны содержать многократно резервированное качественное серверное оборудование и штат технических специалистов для его круглосуточного обслуживания. Потенциальным недостатком систем четвёртого поколения является полная централизация - вероятность сбоя или наступления форс-мажорных обстоятельств в таких системах крайне низка, зато последствия сбоя могут стать весьма дорогостоящими для компании-оператора.
системы мониторинга пятого поколения представляют из себя глобальное развитие и централизацию систем предыдущего поколения в единый, распределенный центр мониторинга. В таком варианте данные от устройств собираются одним или несколькими коммуникационными серверами, стекаются на один основной сервер базы данных и растекаются между подключенными промежуточными серверами, которые уже обеспечивают взаимодействие с пользователем (веб-мониторинг) или выполняют фоновые задачи. При таком построении системы пользователи с разных районов, стран и даже континентов работают с наиболее близко расположенным региональным веб-сервером с минимальной задержкой (пингом) до него.
На данный момент на российском рынке представлено порядка 20 различных систем GPS мониторинга, как импортных, так и отечественных. Импортные решения, как правило, отличаются расширенной функциональностью, зато в отечественных лучше реализованы функции контроля за несанкционированным использованием автомобиля, лучше решён вопрос карт, а формы отчётов соответствуют российскому законодательству. Немаловажным в российских условиях фактором является также защита терминалов от противодействия водителей: наличие резервного аккумулятора, пломбирование устройств и прочие.
В качестве основного канала связи в профессиональных СКУД могут использоваться только те беспроводные технологии, которые эквивалентны по функционалу, назначению и стоимости стандартной проводной компьютерной сети предприятия, - это Wi-Fi, Wi-Max и аналогичные беспроводные сети.
Технологии сенсорных сетей типа ZigBee, Z-Wawe и многие аналогичные должны использоваться по своему прямому назначению - для получения информации от различных датчиков без прокладки проводов на ограниченной (локальной) территории. Такая привлекательная сеть, как GSM, может использоваться либо в домашних системах, либо как дополнительный канал удаленного доступа к серверу СКУД для получения отчетов и аналогичных действий.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.