На тему: «Семья, как условие сохранения и укрепления здоровья ее членов».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выполнила студентка ЗФ

II–го курса

Cпециальности 100103

5 лет 10 месяцев

Нарсеева Т.В.

шифр 62816

 

Екатеринбург 2008 г.



П Л А Н.

Понятие «семья»

Зачем нужна семья?

Рождение и распад семьи. Предпосылки и причины

Распад семьи

Государственная охрана семьи

Основные слагаемые здоровья будущей матери

Здоровье ребенка и факторы семьи в сохранении его здоровья

5.1. Воздействие вредных факторов на плод

Задержка и нарушение внутриутробного развития  ребенка

5.3. Новорожденные риска

5.4. Питание беременной женщины

5.5. Отцу новорожденного ребёнка

Здоровье отца и семьи

Список используемой литературы



Понятие «семья».

 

Брак - и не рай и не ад, это просто чистилище.

А. Линкольн

Слово «брак» произошло от глагола «брать». Оно родилось в те патриархальные времена, когда мужчины именно «брали» невесту – забирали ее в свой дом. В своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность».

Царское правительство и господствующие классы делали все, чтобы воспрепятствовать распространению на женское население даже тех куцых гражданских прав, которые оно вынуждено было провозгласить земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года.

Женское неравноправие еще более усугублялось огромным разрывом между общепризнанными достижениями передовой русской культуры того времени и духовной жизнью большинства населения, прозябавшего в темноте и невежестве.

И браки и рождения оформлялись исключительно через церковь. А поскольку религия рассматривала расторжение брака как грех, то женщина воспитанная, в религиозном духе, даже в крайних случаях старалась не прибегать к разводу, который являлся привилегией мужа и был предельно затруднен юридически.

Также у многих народов царской России существовал обычай, сохранившийся, к сожалению, кое – где и до сих пор, - брать калым выкуп за невесту. Сделка заключалась родителями иногда даже до рождения будущих жениха и невесты. Наряду с этим практиковалось похищение девушек. Купив или похитив будущую жену, мужчина считал себя ее владельцем. Поэтому произвол был неограниченным.

Великая Октябрьская социалистическая революция подорвала экономическую основу частнособственнической монополии мужчин на брак. Однако гражданская война, разруха, голод, гибель родителей породили массовое беспризорничество, привели к резкому падению нравственных норм, регулирующих отношения между полами. Появилось и немало «горячих голов», которые стремились как можно скорее покончить с дореволюционной семьей путем «раскрепощения женщин» и установления новых «свободных норм».

Многочисленные неверные взгляды на любовь, брак, семью, существовавшие в первые годы Советской власти, можно объединить в две теории.

Первая – теория «бескрылого эроса» - утверждала, что любви нет, а есть лишь инстинктивная потребность, которая должна находить удовлетворение без всяких условностей, так же легко и просто, как утоление жажды. Эта теория получила название «теории стакана воды», сторонники которой пытались выдать ее за марксистскую.

Другая теория – «крылатого эроса» - отрицала исключительность любви, продолжительность привязанности к любимому человеку, осуждала выделение пары из коллектива. «Все для любимого человека!» - лозунг буржуазной морали, утверждали ее сторонники; установка пролетарской морали – «Все для коллектива!»

 

Зачем нужна семья?

Семья нужна человеку для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьей связаны такие близкие и дорогие его сердцу понятия, как добро, уют, дом, мать. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.

Что же такое – «семья»?

Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединенных родственными и супружескими связями, общим бюджетом, и как правило, общим жильем. Но это только теоретически. В реальной действительности каждая семья темно связана с обществом, в котором она живет, его экономикой, политикой, культурой, ориентациями и настроениями людей. Хотят того члены семьи или не хотят, их образ жизни в определенной мере является отражением образа жизни этого общества. Несмотря на кажущуюся замкнутость семьи в домашнем круге, жизнь «большого мира» непременно сказывается на характере внутрисемейных отношений.

Каковы же основные функции семьи?

Важнейшая из них – «производство» самого человека, продолжение рода. Оно не ограничивается рождением, воспитанием и обучением детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.

Семья выполняет и множество других функций. Она организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, передавая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности.

Основная цель семьи – создание условий для всестороннего развития личности. От того, что дала семья человеку для становления его личности, зависит ее общественное значение.

Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Она начинается еще тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности еще не влияют ни общественная система, ни средства массовых коммуникаций, ни какая – либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи – один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией.

В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.

Человек должен быть кому – то нужен, о ком – то заботиться, делить с кем – то радость и горе. В определенной мере эта потребность реализуется в общении с друзьями, товарищами по работе, в окружающей человека социальной среде. Взаимоотношения на работе, в быту, учебе, на досуге очень важны для человека. Они - непременные условия его жизни. Но какое бы удовлетворение ни получал человек от широкого общения, какое бы счастье ни приносили ему работа, творчество, успех, общественное признание – он не достигнет удовлетворения, если все это не будет разделено с близким человеком: женой, мужем, сыном, дочерью. В этих единственных людях, как в зеркале, многократно отразятся переживания и успех, признание и счастье, их одобрение и оценка окажутся самыми ценными, самыми дорогими, самыми важными.

В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что близких людях, ради которых он живет, работает, в чем – то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.

Но не только в трудную - в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье.

Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить по - совести. Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности.

Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи.

Состояние в браке само по себе является фактором, благоприятствующим здоровью. Известно, что одинокие люди чаще болеют и раньше умирают. По существу, здоровье закладывается в семье, так как наследственность предопределяет многие болезни. Но улучшение или ухудшение здоровья во многом зависит от условий, материального благополучия, жилищных условий, качества питания, возможности отдыха. И это касается не только здоровья ребенка. Семья обеспечивает благоприятное физическое и психическое состояние взрослых людей, продлевает жизнь.

Досуговая функция семьи характеризуется с помощью двух основных параметров: количества времени, которое каждый член семьи может посвятить целям отдыха, и характера использования этого времени. Оно зависит от уровня трудовой и бытовой занятости членов семьи, их культуры, представлениях о полезном и вредном для ее жизнедеятельности.

На развитие семьи не может не влиять общая обстановка в мире. Никогда еще, несмотря на достижения цивилизации, люди не чувствовали себя столь тревожно. Причиной тому ряд развязанных империализмом войн, экологические проблемы, также пугает возрастающая мощь техники.

Футурологи с запада предсказывают планетарные катастрофы, подвергают сомнению способность человечества выжить в будущей ядерной войне. Все большую тревогу вызывают успехи науки и техники, которые грозят обернуться против самого человека.

Люди с тревогой заглядывают в будущее. И это естественно, поскольку личная судьба человека зависит от того, что и как он делает сегодня ради своего завтрашнего дня.

Особое место в семье занимает трудовая функция.

 Каждая семья и каждый ее член располагают личной собственностью, которая служит их потребностям.

Чем производительнее трудится каждый работник, тем больше он получает материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Личная собственность охватывает трудовые доходы и сбережения, предметы обихода, личного потребления и удобств. Рациональное соотношение в развитии общественной и личной собственности выражает собой взаимосвязь общественных и личных интересов, развитие и укрепление их единства.

Семейный трудовой коллектив – явление правомерное с точки зрения как правовых норм, так и социально - бытовых традиций семьи. Его важные социально – психологические преимущества заложены в сфере внутренней организации труда, которая обеспечивает формирование таких отношений в семье, как взаимопомощь, взаимовыручка, бесконфликтность. Характерно, что в этих условиях распределение домашней нагрузки расценивается женщинами как более справедливое. Они отмечают большую роль мужчины по ведению хозяйства. Улучшается трудовое воспитание детей за счет включения их в реальную полезную работу.

В процессе выполнения семьей хозяйственно – бытовой функции у ее членов воспитывается трудолюбие, уважение к любой общественно полезной деятельности. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности, учится правильно сочетать общественные и личные интересы. Трудолюбие – необходимое условие нормальных отношений в семье и важный фактор воспитания. Без любви к труду, безе необходимых знаний и навыков никакое дело не сделаешь и, главное, не заразишь интересом к работе ребенка, для которого труд – это прежде всего то, что повседневно делается в семье. Домашний труд важен для семьи и как показатель отношения друг к другу. В повседневных занятиях, нужных для благополучия и нормального течения жизни семьи, проявляются уважение и любовь друг к другу, забота о здоровье и настроении членов семьи.

Семейный быт нередко в конечном счете определяет нравственно – психологические отношения в семье. Ежедневные завтраки и ужины, уборка, стирка, ремонт могут повысить степень уважения и признательности членов семьи. В то же время неумение управлять всеми этими повседневными процессами часто приводит к потере любви и охлаждению супругов, к конфликтам между членами семьи.

Труд во имя членов семьи, когда он осуществляется вследствие побуждения собственной совести, без принуждения, создает в семье атмосферу свободы, доверия и признания. Когда же он отмечен печатью внутреннего сопротивления, принудительной необходимостью, он разрушителен.

Домашний труд, как бы утомителен он ни был, свое вдохновение черпает в благодарности близких – благодарности как символе взаимности, признательности и глубокой родственной связи.

Социологи делят супружескую жизнь на четыре основных этапа:

1. До рождения первого ребенка

2. Семья состоит из мужа, жены и детей дошкольного или младшего школьного   возраста

3. Старшие дети еще учатся в средней школе

4. Дети уже отделились и живут самостоятельно.

Каждый последующий этап является естественным продолжением предыдущего, но характеризуется чертами, свойственными только ему. На новом этапе отношения между супругами трансформируются, как меняются и условия жизни семьи и чувства супругов друг к другу, да и сами супруги под влиянием различных жизненных обстоятельств также изменяются, становятся другими людьми. 

Усталость, апатия, сожаления, что юношеские мечты и ожидания в повседневной жизни не осуществились, заметно возрастают, начиная со второго периода, и в той или иной мере сохраняются во всех последующих вплоть до четвертого, последнего.

Женщины особенно болезненно переживают появившееся равнодушие мужа, мужчинам же чрезвычайно трудно бывает смириться с тем, что реальная жизнь не соответствует их прежним представлениям о ней. Снижается также степень удовлетворения в сексуальной жизни. Если в первой фазе супружеских отношений партнеры стремятся к физической близости, то после рождения первого ребенка она для многих пар утрачивает привлекательность, становясь источником разочарования и разного рода претензий. Связано это,  в частности, с тем, что в это время супруги уже не так стараются нравиться друг другу, почти перестают заботиться о собственной внешности, меньше внимания обращают на то, как они выглядят дома.

Дополнительным источником конфликтов становятся споры о воспитании детей.

К перечню взаимных претензий следует причислить и ссоры о том, как лучше проводить свободное время, а также конфликты, связанные с профессиональной деятельностью женщины (в этом случае список взаимных попреков и претензий будет почти полным).

Нередко трудности ведут к тому, что партнеры все более отчетливо начинают осознавать отрицательные стороны данного союза. Более того, они убеждены, что в сложившихся отношениях уже ничего не изменить. Но растут дети, приходиться считаться с общественным мнением, сохраняются также привычки или материальные интересы. Бывает, что, разочаровавшись в партнере и вообще в супружеских отношениях, человек не хочет в этом признаться, а собственную неудовлетворенность компенсирует в профессиональной деятельности или в отношениях с новым партнером.

Открытый разговор о наступившем кризисе многими воспринимается как крах семейной жизни, чего они по разным соображениям ни за что не хотели бы допустить. Объясняется это тем, что традиционные представления о супружеских отношениях рисуются ими идиллически, предполагается, что между любящими супругами не может быть ни ссор, ни тем более серьезных, заставляющих многое пересмотреть, кризисов. И хотя в сознании современного человека супружеские отношения и семья гораздо больше, чем раньше, ассоциируются с различными трудностями, представления о «настоящей любви» все еще связаны с идиллическими образами мужчины и женщины, которые, взявшись за руки, уверенно смотрят в прекрасное будущее. И понятно, что в таких представлениях нет места ни трудностям, ни тем более их преодолению. 

Многие супруги, чувствуя нарастание конфликтов или, поняв, что кризиса не избежать, стараются сопротивляться и преодолевать возникшие трудности. Иногда они обращаются за помощью в службу семьи. Как правило, эти люди серьезно относятся к партнеру и не хотят, чтобы соединившие их узы были легкомысленно разрушены. Они понимают, что даже если не все между ними сложилось так, как это виделось им перед свадьбой, при наличии с обеих сторон доброй воли можно попытаться преодолеть взаимные претензии.

Если обе стороны согласны бороться с трудностями, им откроются истинные мотивы многих поступков, станет понятным поведение партнера, они научатся открыть общаться друг с другом. Они осознают, что кризис в отношениях помог им рассмотреть как негативное, так и ценное, что связывает их в жизни.

Кризисы переживают все, даже самые любящие, очень близкие друг другу люди. Более того, в биографии супружеской пары кризис может сыграть чрезвычайно положительную роль. Пары, использующие кризис для того, чтобы как бы заново сконструировать собственную жизнь и отношения, бывают действительно счастливыми.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.