Быт.26:12 . И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (Быт. 21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности, по-видимому, в больших размерах (ср. сон Иосифа о снопах) (Быт. 37:7). Подобным образом поступают и нынешние бедуины Аравии, Сирии и Палестины. Начало регулярного земледелия у древних евреев относится ко времени жизни их в Египте. По сирийскому тексту (Пешито), LXX, славян, и русскому, Исаак сеял ячмень. LXX и др. читали в еврейском тексте: seorim, ячмень ("ἑκατοστεύουσαν κριθήν«); в масоретском текте: schearim ,«шеарим» – мера неизвестной величины; Vulg:. centuplum. Следует, кажется, отдать предпочтение последнему чтению, т.е. видеть здесь мысль о хлебе вообще, а не о ячмене только, весьма низко ценившемся и в библейской древности (ср. Суд. 7:13; 3Цар. 4:28). Сторичный урожай, весьма редкий в Палестине и в древнее время (Мф. 13:8), и теперь (обычный урожай – сам 25–30), был даром особенного благоволения Божия Исааку за его послушание.

Быт.26:13 . И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался богатым.

Быт.26:14–16 . У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

Еврейск.: abbuddah rabbah, слав.: «земледелия многа», рус.:«множество пахотных полей». То же евр. выражение употреблено в (Иов. 1:3), где в рус.: «множество прислуги». Так, вероятно, и здесь, так как и контекст в обоих случаях одинаков.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

Богатство и сила Исаака возбуждают зависть филистимлян, которая обнаруживается сначала косвенно, хотя и весьма чувствительно для него, в засыпании его колодцев, без которых он со стадами уже не мог кочевать в окрестности Герара (засыпание колодцев на Востоке весьма большое преступление, выражающее и вызывающее сильную вражду, обычным было во время войны). Затем Авимелех прямо требует удаления Исаака из Герара, из опасности для себя со стороны сильного шейха. Несправедливое и немилосердное, хотя и естественное политически (ср. опасение фараона) (Исх. 1:8–10), требование это явилось как бы наказанием за ложь Исаака относительно Ревекки.

Борьба филистимлян с Исааком из-за колодцев

Быт.26:17, 20–22 . И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

[Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.

И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

Кроткий Исаак уступает насилию и покидает резиденцию Авимелеха (ср. ст. 8) и поселяется в долине близ Герара. Но столкновения из-за воды продолжаются, и Исаак, по-прежнему уступая филистимлянам, увековечивает свое право на отбираемые ими колодцы и несправедливость их притязаний – в именах колодцев: «Есек» (спор, ссора), по LXX (читавшим escheq) ἀδικία, слав. «обида», ст. 20, и «Ситна» (ожесточенная, сатанинская вражда), по LXX Εχθρία , у Акилы: ἀντικειμένη, ст. 21. Но затем Бог дает кроткому Исааку свободу от врагов, и он называет колодезь «Реховоф» (пространные места), у LXX: Εὐρυχωρία. Во время этих споров Исаак, вероятно, не раз переменял место и стана своего (имеет, поэтому, значение добавление у LXX в ст. 21: «двинулся оттуда Исаак»). Намек на имена последних двух колодцев можно видеть в лежащих к северо-востоку от Газы колодцах Schutein и Ruhaibeh.

Пребывание Исаака в Вирсавии и союз с Авимелехом

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.