В. И. ЩЕРОВ
ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации
к семинарским занятиям по курсу
«Философия»
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов чёткое представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)
Цель изучаемой дисциплины: - выявить предмет изучения философии, её место и роль в культуре, а также осознанно применять философскую методологию.
Задачи дисциплины:
1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;
2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;
5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей.
Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон пособия создаёт для студентов возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.
Семинар № 1.
Философия как учение о мире и человеке.
1. Философия как мировоззрение и научное знание.
2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
3. Специфика философского знания и его функции.
4. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
Термины.
Бытие, вера, истина, знание, метод, методология, мировоззрение, миф, субъект, объект, наука, логика.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Главная цель занятия - оформить своё представление о том, что такое философия как наука и как мировоззрение, усвоить основные отличия философского научного знания от мифологии и религии, осмыслить проблему методологического различия теоретического и практического знания, аналитических и синтетических операций мышления, формальной и диалектической логики.
1. При изучении темы студенты должны дать чёткое определение философии как науки и мировоззрения, исходя из предмета её изучения и основополагающих задач. Следует также обратить внимание на законы и теории различных отраслей философского знания: онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики, философии науки и т. д.
2. Через определение знания и веры студент должен выяснить значение мифологии и религии для создания философских представлений о сущности мира и человека.
3. В философии главный вопрос о бытии у разных философов вызывал неоднозначный ответ. Природа философского вопроса определяется поиском первопринципа мира и критерия познания. Мир во всём своём многообразии и целостности по-своему объясняется с позиций таких философских направлений, как материализм, идеализм, экзистенциализм, структурализм и т. д. Функциональная принадлежность философии определяется задачей каждого из её разделов: познавательной, социальной, эстетической, этической, идеологической, методологической и др.
4. Метод, путь или способ законосообразной организации познания, может носить вненаучный, частнонаучный, общенаучный и, конечно, философский характер. Следует обратить особое внимание на нюансы сравнительно-исторического метода и моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Студент должен выявить принципиальные различия теоретического и практического знания, формальной и диалектической логики.
Семинар № 2.
Античная философия.
1. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
3. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).
4. Атомистическое учение Демокрита.
5. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).
6. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
7. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
Термины
Архе, апейрон, гилетический, дианоэтический, киники, космос, Логос, метафизика, скептицизм, стоицизм, субстанция, форма, эвдемония, эйдос, энтелехия.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Асмус, В. А. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 400 с.
2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 1998. – 703 с.
9. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - проанализировать античные учения о бытии.
1. В первом вопросе охарактеризуйте природные первоначала или субстанции мира, описанные представителями Милетской школы и сделайте вывод об отличиях первой греческой философии от мифологии.
2. Во втором вопросе необходимо выявить основные аспекты учения о бытии Ксенофана, Парменида, Зенона, Мелисса. При исследовании произведений этих философов особо следует остановиться на противоречиях делимого и неделимого, конечного и бесконечного, движения и статики, единого и многого, вечного и временного, а также на трактовке элеатами тождества бытия и мышления.
3. В третьем вопросе следует объяснить основные понятия в учении Гераклита Эфесского о диалектическом начале мира. Что Гераклит подразумевал под Логосом, упорядочивающим космос через борьбу противоположностей?
4. При ответе на вопрос, что лежит в основе всего сущего в учении Демокрита, особо остановитесь на видовых характеристиках атомов и особенностях их познания. Как в учении древнегреческого философа нашли примирение абсолютное бытие и движение?
5. При изложении философской системы Платона студент должен усвоить бестелесную природу эйдоса, который более или менее несовершенно воплощается в отдельных предметах. Как Платон определял всё существущее по истине и как по видимости (анамнесис)? Главным героем платоновских диалогов являлся его учитель Сократ, который в беседах со своими учениками определял вечный мир идей как триединство истины, добра и красоты (попробуйте на примере нескольких диалогов Платона дать объяснение каждому из этих первоначал). Как вы понимаете космогонию Платона, согласно которой неизменный и пропорциональный мир наделён душой? Наконец, проследите особенности социальной структуры в идеальном государстве Платона, выявите существующую в нём наивысшую добродетель.
6. При раскрытии важнейших положений формальной метафизики Аристотеля объясните лежащие в её основе десять философских категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Объясните четыре аристотелевских причины всего: формальную, материальную, творящую и целевую. Что было наивысшим благом для человека, если следовать этике Аристотеля? ( Объясните понятия эвдемонии (счастье), арете (добродетель), дианоэтической (интеллектуальной) добродетели). В чём особенность оценки Аристотелем политических устройств государства? Ответьте на вопрос: в чём причины предпочтения Аристотелем аристократии другим формам правления?
7. Период от начала македонского господства до Римской империи (III – I вв. до н. э.) известен как эллинистический век. На примере мудрости Диогена из Синопа определите сущность философии киников. В чём причина их безразличия к благам, дарованным Фортуной? Почему Диоген искал добродетель и свободу в освобождении от всякого желания? Объясните девиз философа-скептика: никто ничего не знает и никогда ничего не может знать. Философ Эпикур (341-270 гг. до н. э.) полагал, что начало и корень всякого блага – удовольствие, но не как утоление желания, а как избегание страдания в умеренном образе жизни. Как вы понимаете это утверждение? Свяжите его с атомистическими воззрениями Эпикура. Задумайтесь над суждениями стоиков, в которых провозглашается, что человек сам хозяин своей судьбы, ибо ничто внешнее не может лишить его воли к осуществлению своей внутренней добродетели.
Задания для самостоятельной работы.
1. Самостоятельно объясните апории Зенона с точки зрения учения элеатов об абсолютном бытии, обращая внимание на отсутствие в парадоксах множества и движения («Стадий», «Медимн зерна», «Место», «Мера», «Предикация»)
2. Прочитать один диалог Платона на выбор, «Федр», «Федон», «Пир», «Парменид». По прочитанному диалогу написать отзыв, отвечая на следующие вопросы:
а) что для Платона в диалоге является выражением идеального;
б) как в диалоге соотносятся между собой «мир идей» и «мир вещей»;
в) в чем заключается роль мышления и ощущения в процессе познания.
3. Найдите в произведении Аристотеля «Метафизика»:
а) учение о первых и вторых сущностях;
б) объяснение четырех причин сущего;
в) понятия актуального и потенциального существования.
Семинар № 3.
От религиозной философии средневековья к гуманизму Возрождения.
1. Эсхатология и философия истории Августина Блаженного («Исповедь», «О граде Божьем»).
2. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Б. Клервосский, Ф. Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам).
3. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
4. От религии к утопии (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»).
5. Космология Н. Коперника и Дж. Бруно.
Термины
Акциденции, Бог, гуманизм, исповедь, католицизм, номинализм, пантеизм, патристика, Ренессанс, схоластика, теология, универсалии, утопия,.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - проследить процесс развития философских идей от средневекового богословия к гуманизму Возрождения.
1. Основываясь на христианской эсхатологии, проанализируйте труды средневекового мыслителя Августина Блаженного (354-430 гг.) «Исповедь» и «О граде Божьем». Выделите стадии исторического процесса, сходя из разделения мира со времён грехопадения на Град Божий, где пребывают святые, и Град Земной, принадлежащий людям. Как вера позволяет человеку различать время и вечность?
2. Познакомившись со средневековой полемикой между реализмом и номинализмом, студент уметь отличать общие понятия (универсалии), возникающие как абстракции разума, от конкретных понятий (или имён), выражающих свойства и отношения единичных вещей.
3. Используя главные трактаты Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) «Сумма против язычников» и «Сумма теологии», сравните философские воззрения на природу Бога средневекового богослова и античного философа Аристотеля. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога, используя категории движения, причины, необходимости, совершенства и целесообразности?
4. Задайтесь вопросом: можно ли утопическую мечту о всеобщем равенстве назвать светской интерпретацией христианского вероучения? Каким Т. Мор и Т. Кампанелла видели совершенный мир, возникший как результат воплощения в жизнь гуманной справедливости, а не вмешательства Бога?
5. В чём состоит суть птолемеевской картины мира, и как её сумели опровергнуть итальянские учёные Н. Коперник и Дж. Бруно? Давая определение деизму и пантеизму, постарайтесь выявить отличия космологии этих представителей эпохи Возрождения от католической трактовки строения мира. В качестве вывода ответьте на вопрос: всегда ли наука носит еретический характер для религиозной ортодоксии?
Задания для самостоятельной работы.
1. Прочитайте произведения эпохи Возрождения «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы. В письменной форме ответьте на следующие вопросы:
а) какие в произведении присутствуют идеалы эпохи Возрождения;
б) в чем особенности представления о собственности;
в) какие черты античной демократии присутствуют в политическом устройстве утопических государств;
г) отношение в государстве к наукам и искусствам.
2. Опишите философские взгляды Дж. Бруно, отвечая на вопросы:
а) учение Бруно было дуалистическим или пантеистическим;
б) космология Бруно строилась на представлении о единичности или множественности миров;
в) онтология Бруно основывалась на модусах (временных свойствах вещей) или монадах (субстанциях).
Семинар № 4
Термины
Дедукция, дуализм, «идолы познания», индукция, пантеизм, просвещённая монархия, Просвещение, общественный договор.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - осветить важнейшие аспекты эмпирической и рационалистической философии Нового времени.
1. При подготовке ответа на первый вопрос студент должен усвоить ведущий принцип чувственного познания действительности - метод индукции или накопление знаний от частного к общему. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) тщательно обосновал это практическое правило своей философии, прибегая к сравнению неверного сопоставления конкретных и обобщающих данных опыта с «идолами» познания: «идолом рода», «идолом пещеры», «идолом рынка», «идолом театра» (объясните каждый из них).
2. При ответе на второй вопрос необходимо обратить особое внимание на другой философский метод дедукции - структурирующего знания движением мысли от общего к частному. Р. Декарт (1596-1650 гг.) является наиболее ярким выразителем этого философского принципа рационализма. Для Декарта любое эмпирическое знание о действительности сомнительно, и единственное в чём он убеждён - его мысль (отсюда его знаменитое изречение «Мыслю, следовательно, существую»). Согласны ли вы с Декартом в том, что процесс мышления субъекта в конечном итоге является продуктом наивысшего божественного Разума? В чём проявляется дуализм Декарта? Какие существуют картезианские критерии истины?
3. В третьем вопросе выясните главный постулат пантеистической философии: существует только одна субстанция, Бог или природа, и поэтому никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом. Как эту идею развил в своей онтологической, религиозной и этической концепции голландский мыслитель Б. Спиноза (1632-1677 гг.)? Поскольку мир божественен и детерминирован, вопрос о добре и зле абсурден, т.е. вопроса такого просто не существует, когда всё одинаково есть сосуществующее благо. Можете ли вы оспорить это положение, используя категорию случайности? Что касается познания этого мира, сотканного из законов необходимости, то отдельное событие или современный факт истории не может иметь для Спинозы никакого значения вне всеобщего исторического процесса, протекающего как вечное бытие Бога, для которого будущее столь же незыблемо, как и прошлое.
4. При раскрытии гносеологии английского философа Дж. Локка (1632-1704 гг.) постарайтесь разобраться с тем, что может означать отсутствие в нашем доопытном сознании каких бы то ни было врождённых идей. Отличительной чертой философии Локка является отрицание метафизического понятия субстанции мира. Что же он предлагает взамен для нахождения своего критерия истинности? В чём особенность восприятия английским философом идеального? Каково отношение Локка к либеральному государству, суверенитету власти, частной собственности?
5. При анализе философских идей английского мыслителя Дж. Беркли предварительно дайте законченное определение субъективного идеализма. Можно ли сказать, что объекта, находящегося за пределами вашего сознания, не существует, или он бесполезен? Такое мировоззрение может способствовать созданию вашей уникальной картины мира или произведения искусства, но может ли такой мир существовать без учёта интересов другого субъекта, имеющего столь же оригинальное видение реальности?
6. Разбор философии французского Просвещения следует предварить перечислением предпосылок для её расцвета именно во Франции (политика, литература, искусство и т.д.). При рассмотрении мировоззрения других представителей французского Просвещения Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Даламбера ответьте на вопрос: почему для этих философов именно разум был основным источником свободы и справедливости? Особо заострите своё внимание на учении писателя и мыслителя того времени Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Чем вызван его выбор между природой и культурой? Как цивилизация ограничивает свободу человека? Каково назначение знаменитого «общественного договора» Руссо?
Задания для самостоятельной работы.
Ответьте на вопросы:
1. Основателем эмпиризма в философии Начала Нового времени был:
а) Дж. Локк;
б) Дж. Беркли;
в) Ф. Бэкон;
г) Р. Декарт.
2. Критерием истины для Р. Декарта не является:
а) разделять изучаемый предмет на столько частей, насколько необходимо;
б) в рассуждениях следует идти от изучения индивидуальных свойств вещей к общим и неизменным;
в) в объяснении идей делать как можно более широкие обобщения.
3. Английский философ Дж. Беркли утверждал:
а) идеи формируются независимо от явлений сознания;
б) Дж. Беркли отрицал существование материи;
в) объективных свойств вещей не существует.
Семинар № 5.
Термины
Априорные и апостериорные формы чувственности, «вещь в себе», диалектический метод (тезис-антитезис=синтез), единство и борьба противоположностей, категорический императив, критическая философия, отрицание отрицания, переход количественного в качественное, предикат суждения, ценность, феноменология духа.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. - М.: Республика, 2004. - 542 с.
2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
8. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - раскрыть основные принципы рационализма, достигшего своего наивысшего расцвета в рамках немецкой классической философии.
1. Знакомство с критической философией И. Канта (1724-1804 гг.) начните со сравнения аналитических и синтетических суждений, господствующих в логике рационализма и сенсуализма. В чём проявляется ограниченность разума при познании объективного мира? Почему, по мысли Канта, категории пространства, времени, причинности априори возможны для чувственных синтетических суждений, а категории качества, количества, субстанции, возможности, необходимости, существования и т. д. априори возможны для рассудочных аналитических суждений?
2. При ответе на второй вопрос объясните императив практического действия Канта и какие существуют три кантовские формулировки категорического императива? Как в философии Канта трактуются идеи Бога, свободы и ценности?
3. При освещении субъективной гносеологии Фихте подробно разберите важнейшее утверждение, что объективная реальность не существует автономно от воспринимающего её субъекта и только наше Я наделяет реальность смыслом. В чём состояла критика Фихте кантовской теории познания «вещи в себе». Каковы были политические взгляды Фихте? Какому на ваш взгляд типу государства симпатизирует рационалистическая философия Фихте?
4. В четвёртом вопросе важно раскрыть главную причину, по которой в философии Шеллинга отрицается зависимость природы от законов разума. Что означает выражение «философия тождества»? Как в нём проявляется познавательное соотношение субъекта и объекта? Как в натурфилософии Шеллинга переплетаются идеализм и чувственное познание мира? Покажите место эстетики романтизма в философской системе Шеллинга.
5. В пятом вопросе подробно рассмотрите все важнейшие компоненты энциклопедии философских наук Гегеля (1770-1831 гг.): логику – натурфилософию – философию духа. Диалектика Гегеля предполагает движение от тезиса к антитезису и синтезу, например, исходное философское понятие бытия и Абсолюта претерпевает в рамках этой конструкции следующую трансформацию: тезис (Абсолют есть чистое бытие) - антитезис (Абсолют есть ничто) = синтез (Абсолют есть единство бытия и ничто, т.е. Абсолют есть становление). Таким же образом Гегелем логически выводятся и все остальные философские категории количества, качества, меры и т.д. Анализируя выражение Гегеля «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», выявите основную функцию самопознания Разума.
6. В шестом вопросе студент должен объяснить три закона диалектики: единство и борьба противоположностей, взаимопереход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Как Гегель использовал эти законы применительно к историческому процессу? Покажите на примерах осуществление логического движения от Восточного мира (Тезис) к Греческому миру (Антитезис) и Германскому миру (Синтез).
Задания для самостоятельной работы.
Прочтите введение к произведению «Критика чистого разума» и в письменной форме ответьте на следующие вопросы:
1. В чем состоит главное основание рациональной метафизики?
2. Что означает априорное и апостериорное знание?
3. Как Кант относится к философии идеализма?
4. Как в познавательном процессе соотносятся явление и вещь?
Семинар № 6.
Термины
Аполлоновское и дионисийское начала культуры, «воля к власти», «воля к жизни», иррационализм, историческая формация, материя, оптимизм, пессимизм, сверхчеловек, формы движения материи.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О. С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127.
Дополнительная литература
1. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. д. ф. н. В. В. Васильева. - М.: Республика, 2004. - 542 с.
2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
8. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - выявить в немецкой философии XIX века тенденцию преодоления рационализма начала века философской антропологией Фейербаха, материализмом Маркса, волюнтаризмом Шопенгауэра и Ницше.
1. В первом вопросе необходимо проследить кризис христианской философии в учении виднейшего немецкого философа первой половины XIX века Л. Фейербаха. Проблему первичности всеобщей духовной сущности Бога или конкретной природной сущности человека Фейербах решает в пользу второй, т. е. не Бог создал человека, а человек создал Бога и общие понятия мира. Критикуя гегелевскую философию, Фейербах провозглашает мерой всему индивидуальное «Я» человека и его «идеальную» объективацию в «Ты». (Как философ поясняет отрицание рационализма в своём сочинении «Сущность христианства»?)
2. Во втором вопросе подробно разберите философские аспекты материалистического учения К. Маркса. К. Маркс предлагает европейской культуре примерить на себя материалистическое объяснение мира, выросшее из античных учений атомизма Демокрита и Эпикура (докторская диссертация К. Маркса). Если материя является сущностью, которая базисно определяет сознание человека, то развитие природы и истории общества подчиняется объективным материальным законам (например, естественные законы природы, экономические законы производства, законы исторических формаций). Определите основные формы бытия в философских категориях времени, пространства, социума. Особо остановитесь на объяснении в книге «Диалектика природы» Ф. Энгельсом пяти форм движения материи (механической, физической, биологической, химической, социальной). Какие формы движения материи вы могли бы добавить сами?
3. Чем после философии торжества Разума и исторического прогресса может быть вызвано появление в первой половине XIX века учения вселенского пессимизма А. Шопенгауэра (1788-1860 гг.)? Бытию всё упорядочивающего и систематизирующего Разума Шопенгауэр противопоставляет хаос «мировой воли», провоцирующей стихийность природы и инстинктивность человеческих желаний. Вопреки разуму и чувствам новая объективная первооснова мира − воля − предопределяет все формы существования. Избавление от гнёта «воли к жизни», можно достичь только путём самоотречения в искусстве или религии. Определите своё отношение к знаменитым шопенгауэровским «Афоризмам житейской мудрости» и восточной этике сострадания. Были ли слова Шопенгауэра о стихийности исторических событий пророческими или поспешными?
4. При разборе философских афоризмов и парадоксов Ф. Ницше (1844-1900 гг.) студенту рекомендуется определить движущий мотив всепроникающей «воли к власти». (Какой смысл вкладывал Ницше в понятия «переоценки ценностей» и «сверхчеловека»?). Почему Ницше полагал, что «интеллектуализм» теоретического человека» (Сократ, Платон) или всеобщее равенство в христианстве обезображивает истину жизни. Подтвердите цитатами из произведений Ницше, что трагедия любой культуры состоит в извечном соперничестве необузданного дионисийского и упорядоченного аполлоновского начал. Образ сверхчеловека, нарисованный в произведении Ницше о восточном мудреце Заратустре, явился воплощением этого постоянного самопреодоления человека, единства разрушительных и созидательных начал. Какое из произведений Ницше произвело на вас наибольшее впечатление?
Задание для самостоятельной работы.
Прочтите по выбору одно из произведений Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки», «К Генеалогии морали», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла») и напишите по прочитанному краткое философское сочинение (эссе).
Философское эссе начинается с самостоятельного выбора темы, близкой к главной идеи выбранного произведения. Тема философского эссе должна выражаться в соответствующей риторике «морали», «истории», «истины», «трагедии», «сверхчеловека», «жизни», «воли к власти». Затем постарайтесь отразить во введении значимость и актуальность данной проблематики. Основная часть должна соответствовать содержанию выбранного произведения. В заключение подведите итоги своих рассуждений и выразите свое отношение к прочитанному.
Семинар № 7.
Термины
Богочеловек, западничество, «мировая душа», общинность, провиденциализм, славянофилы, соборность, теодицея.
Основная литература.
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127.
Дополнительная литература
1. Евлампиев, И. И. История русской философии. – М.: Высшая школа, 2002. – 584 с.
2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
Методические рекомендации
Цель занятия - выявить основные аспекты русской религиозной философии.
1. При ответе на первый вопрос выясните основное противоречие между православной верой в России и протестантизмом западного образца? Каково отношение славянофилов и западников к церкви, общине, личностной индивидуальности и монархии? Согласны ли вы с оправданием славянофилами консервативной формы правления и религиозной патриархальности? Что стоит за утверждением Чаадаева о России, не имеющей органического единства ни с восточной, ни с западной культурой? Что славянофилы и западники подразумевали под религиозным бытием соборной общины?
2. Ответ на второй вопрос о философии В. Соловьёва следует начать с изучения его биографии, включающей в себя периоды мистического опыта, аскетизма и богоискательства. Важнейшим доводом Соловьёва было то, что истину мира нельзя постичь с помощью разумной логики, но только благодаря вере в триединого Бога открывается его красота и бессмертие. Но если Бог есть создатель таких безусловных ценностей, как добро, истина, красота, свобода и т. д., то явлен он человеку в виде воплотившей их в себя Софии. Проблема духовного и земного, добра и зла, покаяния и греха решалась Соловьёвым на примере учения о богочеловеке, сумевшего в смирении устранить эти противоречия и добиться торжества божественного замысла мира, где добро абсолютно, а зло относительно.
3. В третьем вопросе необходимо затронуть общие философские аспекты русского космизма. Начиная с анализа работ Н. Ф. Фёдорова постарайтесь понять, почему созданный Богом космос нуждается в человеческом разуме и как человек мог бы приобщиться к божественному, устраняя не только грех, но и смерть. В работах другого русского философа персоналиста Лосского Н. О. решается важнейшая гносеологическая проблема постижения Бога через интуицию духовную, интеллектуальную и мистическую. Христиан разделяют именно эти различия интуитивного знания о Боге, но их следует преодолеть достижением «полноты бытия» в индивидуальном опыте сугубо духовного понимания абсолютных ценностей.
4. В вопросе о русском мессианстве следует выйти за рамки славянофильской трактовки мировой истории после Р. Х., а сосредоточиться на присущих каждой культуре общечеловеческих ценностей. Русский философ Н. Я. Данилевский выделял культурно-исторические типы, в основании которых могут лежать религия, наука, искусство, индустрия, политика и экономика (например, в основании иудейской культуры лежит религия, греческой - искусство, римской - политика, а славянской - все перечисленные типы вместе взятые). Мессианская роль России состоит в достижении всеобщей гармонии культур и братства людей. По мысли русского философа И. А. Ильина, уникальность судьбы России в утверждении духовной нравственности и добродетели, превосходящей разумное упорядочивание мира. Русский характер широтой своих религиозных интересов должен быть выше материальной или предметной трактовки бытия, которая на самом деле разъединяет людей, сеет вражду и предрекает постепенное умирание духовных ценностей культуры. Принимаете ли вы такое утверждение, и если нет, то почему?
5. При знакомстве с творчеством русского философа Н.А. Бердяева обратите внимание на необычную эволюцию его мировоззрения от марксизма к религии. В центре учения Бердяева стоит личностное самосознание и свобода выбора каждого человека. Общество и даже Бог не в силах заставить человека понять и принять абсолютную истину, так как помочь сделать это может только собственное творчество и независимая мысль. Согласны ли вы, что неравенство, оригинальность и свобода являются главными критериями личностного самоопределения в мире? В чём причина отречения Бердяева от некогда превозносимого им русского коммунизма?
Семинар № 8.
Термины
Dasein, «бытие к смерти», интенциональность, «поток сознания», «присутствие-с-собой», трансцендентальная редукция, феноменология, экзистенциал, экзистенция.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - определить основные направления современной философии человека.
1. В первом вопросе об учении С. Кьеркегора (1813-1855 гг.) студенту необходимо уяснить для себя смысл термина «экзистенция» и его отличия от понятия «сущности», которое ассоциировалось для датского мыслителя с «системой» логики Гегеля. В чём уникальность человеческого существования и можно ли о нём говорить на языке абстракций? На эти вопросы Кьеркегор предлагает ответить тем, кто остро ощущает абсурдность своего существования в мире и берёт на себя ответственность за принятие жизненно важных решений в свете таких феноменов, как рождение, смерть, любовь и т.д. На пути восхождения к «подлинному существованию» Кьеркегор отмечает три стадии: эстетическую (наслаждение), этическую (долг) и религиозную (веру). Опишите и раскройте значение каждой их этих стадий.
2. Во втором вопросе при рассмотрении философии немецкого учёного Э. Гуссерля (1859-1938 гг.) постарайтесь определить место феноменов сознания в познании мира (есть ли для человека что-нибудь более достоверное?) Может ли философия называться точной наукой, опираясь только на интенциональность субъективного сознания и объективную нередуцируемость (несводимость к чему-либо) идеальной вещи? Важно понять, что сущность вещи в феноменологии можно найти только благодаря описанию (дескрипции) человеком своих внешних феноменов. Вся последующая философия XX века будет исходить из этого важнейшего посыла, что бытие мира - это бытие познающего его человека.
3. В разговоре о творчестве двух французских представителей атеистического экзистенциализма Ж.-П. Сартре (1905-1980 гг.) и А. Камю (1913-1960 гг.) студентам предлагается задуматься над проблемой: может ли свобода быть единственным мерилом человеческого существования в мире? Как осознание «полной безосновности» своего существования и непризнание какого-либо внешнего авторитета кроме своего Я заставляет человека быть автором своей жизни? Каков смысл названия сартровской книги «Бытие и ничто»? Как «ничто» (пустота, смерть, бытийная недостаточность) служит для Сартра оправданием гуманизма и веры человека в собственные возможности изменить мир? Для разбора философского творчество А. Камю (1913-1960 гг.) необходимо понять смысл современной интерпретации античного мифа о Сизифе, согласно которой судьба человека состоит в обреченности поднимать в гору постоянно скатывающийся по воле богов камень. Абсурдность мира, как ни странно, придаёт смысл жизни каждому из нас. Бунт человека против неотвратимой последовательности событий или природной необходимости становится не только формой его самосознания, но и показателем его человечности. Какие виды бунта выделяет Камю?
4. При ответе на четвёртый вопрос о сущности техники в поздних работах известного философа XX века М. Хайдеггера (1889-1976 гг.) обратите внимание на необычность её трактовки. Хайдеггер при изучении процесса познания указывает на существование принципиального различия, не замеченного европейскими метафизиками, между онтологическим (экзистенция) и онтическим (предметное сущее) пониманием истины, т. е. познавать следует не заполняющие наше сознание беспричинные предметы, а их бытие или предназначение для нас. Например, в новоевропейской истории техника является важнейшим организующим началом всего предметного сущего, в том числе и деятельности человека. В этом вопросе Хайдеггер придерживается позиции отсутствия в мире человеческой самостоятельности и свободы выбора (истина либо есть, как она задана сущему, либо её нет, а человек должен только «попасть в её просвет»). Техника в XX веке устанавливает свои правила дальнейшего прогресса, но для этого важно увидеть её истинную сущность, а не внешнее предметное обрамление в виде всегда устаревающих результатов (иными словами, технический проект нового всегда будет опережать былые достижения). Подтвердите на собственных примерах, что новейшие технические разработки в информационном мире являются не результатом планомерной эволюции со времён простейших механизмов, а продуктом совершенно новой картины мира, которая уникальна на «данный» момент и никогда более.
Задание для самостоятельной работы.
Прочтите по выбору одно из произведений Ж.-П. Сартра («Слова», «Стена», «Тошнота») или А. Камю («Бунтующий человек», «Посторонний», «Чума», «Миф о Сизифе») и напишите по прочитанному краткое философское сочинение (эссе) (4-5 стр.).
Философское эссе по художественному произведению начинается с тщательного изучения сюжета, понимания развязки и действий главных героев. Художественное описание Ж.-П. Сартра и А. Камю почти всегда связано с необычной философской проблематикой «абсурдности», «бессмысленности», «случайности» существования. Эту философскую задачу нужно представить в названии и введении своего эссе. Затем покажите собственную интерпретацию прочитанного с точки зрения выбранной главной идеи. Вывод должен в явной форме содержать свое отношение и мировоззренческую оценку всего произведения.
Семинар № 9.
Термины
Ad hoc, бифуркация, верификации, конвенциональность научного знания, научная революция, парадигма, пролиферация, релятивизм, фальсификация.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М.: Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
Методические рекомендации.
Цель занятия – изучить структуру и методологию научного знания в позитивистской и постпозитивистской философии.
1. Рассмотреть основные концепции позитивистской философии науки XIX-XX века. В чем главное различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного с точки зрения О. Конта? Исследуйте принципы эволюции и научной закономерности в трудах Г. Спенсера. Перечислите законы индуктивной логики Дж. С. Милля. Почему позитивистская концепция Э. Маха называется «эмпириокритицизм»? Обоснуйте принципы верификации, выдвинутые представителями «Венского кружка».
2. Философская концепция К. Поппера называется критическим рационализмом. Термин «рационализм» в названии направления выражает стремление к демаркации и отграничению сферы рациональности, науки, от сферы псевдонауки, метафизики и идеологии, не обладающей врожденным иммунитетом против иррационализма. Что такое фальсификация?
3. Концепция исторической динамики науки Т. Куна изложена в его книге «Структура научных революций». Кун предложил образ науки не как системы знания, развитие которой подчинено канонам логики и методологии, а как деятельности научных сообществ. Что такое парадигма? В чем смысл историчности и конвенциональности научного знания?
4. При подготовке ответа на вопрос относительно современной структуралистской философии следует учитывать, что её появление связано с реставрацией системного рационализма. Обратите внимание на особенности структурализма, в рамках которого отсутствует субъект познания как таковой, и на его место приходят первичные структуры (например, власть-подчинение, порядок-хаос и т. д.) и законы, организующие как мир, так и его познание. Современные философы последних десятилетий XX века полагают, что в основе мира лежат не постоянные, а изменчивые структуры, и что миром, тем более его человеческим познанием, управляет не порядок, а хаос и случайность. Для примера обратитесь к философской концепции постструктурализма французского философа Ж. Деррида.
5. В концепции И. Лакатоса основной единицей роста научного знания является научно-исследовательская программа, а в каждый зафиксированный момент научного процесса конкурируют несколько научно-исследовательских программ − более или менее влиятельных. Жизнь научно-исследовательской программы представляет собой непрерывную смену её версий − теорий. Теория программы (за исключением исходной) появляется как результат добавления гипотезы ad hoc (лат. ad hoc − для данного случая) к логически предшествующей теории. Программа состоит из жесткого ядра, позитивной и негативной эвристики. Покажите это на примерах развития технических нак. Философия науки П. Фейерабенда была бунтом против традиционной методологии науки. Показательны названия главных книг П. Фейерабенда − «Против методологического принуждения» и «Наука в свободном обществе». Рост знания, согласно Фейерабенду, подчиняется принципам теоретического реализма и неограниченной пролифеции. Охарактеризуйте каждый из них.
Задание для самостоятельной работы.
Ответьте на тестовые задания:
1) К основным позитивистским принципам научного познания представителей «Венского кружка относятся:
а) индукция;
б) верификация;
в) фальсификация.
2) Современный философ науки П. Фейерабенд:
а) выступает за секуляризацию научного знания;
б) отстаивает идею неограниченной пролиферации научных теорий;
в) защищает воззрение о единстве теории и практики.
3) Сторонник критического рационализма К. Поппер понимал под фальсификацией:
а) намеренное искажение фактов;
б) подмену документов;
в) критику теорий;
г) фальшивое знание.
Приложение 1.
Подготовка коллективных сообщений по теме семинарского занятия с их последующим критическим обсуждением.
Список тем для сообщений в группах.
· Философия как научное знание и мировоззрение (семинар 1).
· Исторические этапы развития мировой философии (семинар 1).
· Античная философия (семинар 2).
· Средневековые направления философии (семинар 3).
· Эмпиризм и рационализм начала Нового времени (семинар 4).
· Немецкая классическая философия (семинар 5).
· Европейская постклассическая философия и иррационализм (семинар 6).
· Русская философия XIX-XX веков (семинар 7).
· Методология научного знания (семинар 8).
Приложение 3.
Общие требования к реферату:
1) Объём реферата должен составлять не менее 24 страниц (14 шрифт, 1,5 интервал) печатного текста;
2) Реферат должен содержать план в соответствии с раскрытием избранной темы и решением поставленных во введении задач;
3) Содержательная структура реферата может состоять из введения (не менее 3-х страниц) с изложением его цели и задач, основной части и заключения (2-3 стр.) с вашими выводами по изучению данной темы;
4) К реферату обязательно прилагается список используемой литературы (не менее 10 источников, включая текстуальные и электронные).
Приложение 4
Вопросы для повторения
1. Философия как научное знание и мировоззрение.
2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
3. Специфика философского знания и его функции.
4. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
5. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
6. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
7. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).
8. Атомистическое учение Демокрита.
9. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).
10. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
11. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
12. Эсхатология и философия истории Августина («О граде божьем»).
13. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).
14. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
15. От религии к утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).
16. Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.
17. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.
18. Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.
19. Пантеизм Спинозы.
20. Эмпирическая философия Д. Локка.
21. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
22. Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)
23. Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).
24. Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).
25. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.
26. Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.
27. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).
28. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.
29. Философская антропология Л. Фейербаха.
30. Материалистическая философия К. Маркса.
31. Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (понятие пессимизма, этика сострадания, метафизика воли и рационализм, история как хаос событий).
32. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.
33. Западники и славянофилы о судьбе России (И. В.Киреевский, А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).
34. Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.
35. Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, С. Булгакова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)
36. Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).
37. Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева..
38. Феноменология Э. Гуссерля.
39. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.
40. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
41. Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)
42. Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.
43. Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).
Содержание.
1. Философия как учение о мире и человеке.
2. Античная философия.
3. От религиозной философии средневековья к гуманизму Возрождения.
4. Философия начала Нового времени.
5. Немецкая классическая философия.
6. Немецкая философия классического и постклассического периода.
7. Русская религиозная философия XIX – начала XX веков.
8. Современная западная философия.
9. Философия научного познания.
Приложение 1. Виды интерактивной работы по философии.
Приложение 2. Темы для реферата
Приложение 3. Общие требования для написания реферата.
Приложение 4. Вопросы для повторения.
В. И. ЩЕРОВ
ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации
к семинарским занятиям по курсу
«Философия»
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов чёткое представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)
Цель изучаемой дисциплины: - выявить предмет изучения философии, её место и роль в культуре, а также осознанно применять философскую методологию.
Задачи дисциплины:
1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;
2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;
5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей.
Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон пособия создаёт для студентов возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.
Семинар № 1.
Философия как учение о мире и человеке.
1. Философия как мировоззрение и научное знание.
2. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
3. Специфика философского знания и его функции.
4. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
Термины.
Бытие, вера, истина, знание, метод, методология, мировоззрение, миф, субъект, объект, наука, логика.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Главная цель занятия - оформить своё представление о том, что такое философия как наука и как мировоззрение, усвоить основные отличия философского научного знания от мифологии и религии, осмыслить проблему методологического различия теоретического и практического знания, аналитических и синтетических операций мышления, формальной и диалектической логики.
1. При изучении темы студенты должны дать чёткое определение философии как науки и мировоззрения, исходя из предмета её изучения и основополагающих задач. Следует также обратить внимание на законы и теории различных отраслей философского знания: онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики, философии науки и т. д.
2. Через определение знания и веры студент должен выяснить значение мифологии и религии для создания философских представлений о сущности мира и человека.
3. В философии главный вопрос о бытии у разных философов вызывал неоднозначный ответ. Природа философского вопроса определяется поиском первопринципа мира и критерия познания. Мир во всём своём многообразии и целостности по-своему объясняется с позиций таких философских направлений, как материализм, идеализм, экзистенциализм, структурализм и т. д. Функциональная принадлежность философии определяется задачей каждого из её разделов: познавательной, социальной, эстетической, этической, идеологической, методологической и др.
4. Метод, путь или способ законосообразной организации познания, может носить вненаучный, частнонаучный, общенаучный и, конечно, философский характер. Следует обратить особое внимание на нюансы сравнительно-исторического метода и моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Студент должен выявить принципиальные различия теоретического и практического знания, формальной и диалектической логики.
Семинар № 2.
Античная философия.
1. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
3. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).
4. Атомистическое учение Демокрита.
5. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).
6. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
7. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
Термины
Архе, апейрон, гилетический, дианоэтический, киники, космос, Логос, метафизика, скептицизм, стоицизм, субстанция, форма, эвдемония, эйдос, энтелехия.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Асмус, В. А. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 400 с.
2. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
3. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
4. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
5. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск.: Книжный Дом., 2003. – 1280 с.
6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
7. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
8. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 1998. – 703 с.
9. Философия [электронный ресурс]: учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - проанализировать античные учения о бытии.
1. В первом вопросе охарактеризуйте природные первоначала или субстанции мира, описанные представителями Милетской школы и сделайте вывод об отличиях первой греческой философии от мифологии.
2. Во втором вопросе необходимо выявить основные аспекты учения о бытии Ксенофана, Парменида, Зенона, Мелисса. При исследовании произведений этих философов особо следует остановиться на противоречиях делимого и неделимого, конечного и бесконечного, движения и статики, единого и многого, вечного и временного, а также на трактовке элеатами тождества бытия и мышления.
3. В третьем вопросе следует объяснить основные понятия в учении Гераклита Эфесского о диалектическом начале мира. Что Гераклит подразумевал под Логосом, упорядочивающим космос через борьбу противоположностей?
4. При ответе на вопрос, что лежит в основе всего сущего в учении Демокрита, особо остановитесь на видовых характеристиках атомов и особенностях их познания. Как в учении древнегреческого философа нашли примирение абсолютное бытие и движение?
5. При изложении философской системы Платона студент должен усвоить бестелесную природу эйдоса, который более или менее несовершенно воплощается в отдельных предметах. Как Платон определял всё существущее по истине и как по видимости (анамнесис)? Главным героем платоновских диалогов являлся его учитель Сократ, который в беседах со своими учениками определял вечный мир идей как триединство истины, добра и красоты (попробуйте на примере нескольких диалогов Платона дать объяснение каждому из этих первоначал). Как вы понимаете космогонию Платона, согласно которой неизменный и пропорциональный мир наделён душой? Наконец, проследите особенности социальной структуры в идеальном государстве Платона, выявите существующую в нём наивысшую добродетель.
6. При раскрытии важнейших положений формальной метафизики Аристотеля объясните лежащие в её основе десять философских категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Объясните четыре аристотелевских причины всего: формальную, материальную, творящую и целевую. Что было наивысшим благом для человека, если следовать этике Аристотеля? ( Объясните понятия эвдемонии (счастье), арете (добродетель), дианоэтической (интеллектуальной) добродетели). В чём особенность оценки Аристотелем политических устройств государства? Ответьте на вопрос: в чём причины предпочтения Аристотелем аристократии другим формам правления?
7. Период от начала македонского господства до Римской империи (III – I вв. до н. э.) известен как эллинистический век. На примере мудрости Диогена из Синопа определите сущность философии киников. В чём причина их безразличия к благам, дарованным Фортуной? Почему Диоген искал добродетель и свободу в освобождении от всякого желания? Объясните девиз философа-скептика: никто ничего не знает и никогда ничего не может знать. Философ Эпикур (341-270 гг. до н. э.) полагал, что начало и корень всякого блага – удовольствие, но не как утоление желания, а как избегание страдания в умеренном образе жизни. Как вы понимаете это утверждение? Свяжите его с атомистическими воззрениями Эпикура. Задумайтесь над суждениями стоиков, в которых провозглашается, что человек сам хозяин своей судьбы, ибо ничто внешнее не может лишить его воли к осуществлению своей внутренней добродетели.
Задания для самостоятельной работы.
1. Самостоятельно объясните апории Зенона с точки зрения учения элеатов об абсолютном бытии, обращая внимание на отсутствие в парадоксах множества и движения («Стадий», «Медимн зерна», «Место», «Мера», «Предикация»)
2. Прочитать один диалог Платона на выбор, «Федр», «Федон», «Пир», «Парменид». По прочитанному диалогу написать отзыв, отвечая на следующие вопросы:
а) что для Платона в диалоге является выражением идеального;
б) как в диалоге соотносятся между собой «мир идей» и «мир вещей»;
в) в чем заключается роль мышления и ощущения в процессе познания.
3. Найдите в произведении Аристотеля «Метафизика»:
а) учение о первых и вторых сущностях;
б) объяснение четырех причин сущего;
в) понятия актуального и потенциального существования.
Семинар № 3.
От религиозной философии средневековья к гуманизму Возрождения.
1. Эсхатология и философия истории Августина Блаженного («Исповедь», «О граде Божьем»).
2. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Б. Клервосский, Ф. Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам).
3. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
4. От религии к утопии (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город Солнца»).
5. Космология Н. Коперника и Дж. Бруно.
Термины
Акциденции, Бог, гуманизм, исповедь, католицизм, номинализм, пантеизм, патристика, Ренессанс, схоластика, теология, универсалии, утопия,.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Цель занятия - проследить процесс развития философских идей от средневекового богословия к гуманизму Возрождения.
1. Основываясь на христианской эсхатологии, проанализируйте труды средневекового мыслителя Августина Блаженного (354-430 гг.) «Исповедь» и «О граде Божьем». Выделите стадии исторического процесса, сходя из разделения мира со времён грехопадения на Град Божий, где пребывают святые, и Град Земной, принадлежащий людям. Как вера позволяет человеку различать время и вечность?
2. Познакомившись со средневековой полемикой между реализмом и номинализмом, студент уметь отличать общие понятия (универсалии), возникающие как абстракции разума, от конкретных понятий (или имён), выражающих свойства и отношения единичных вещей.
3. Используя главные трактаты Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) «Сумма против язычников» и «Сумма теологии», сравните философские воззрения на природу Бога средневекового богослова и античного философа Аристотеля. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога, используя категории движения, причины, необходимости, совершенства и целесообразности?
4. Задайтесь вопросом: можно ли утопическую мечту о всеобщем равенстве назвать светской интерпретацией христианского вероучения? Каким Т. Мор и Т. Кампанелла видели совершенный мир, возникший как результат воплощения в жизнь гуманной справедливости, а не вмешательства Бога?
5. В чём состоит суть птолемеевской картины мира, и как её сумели опровергнуть итальянские учёные Н. Коперник и Дж. Бруно? Давая определение деизму и пантеизму, постарайтесь выявить отличия космологии этих представителей эпохи Возрождения от католической трактовки строения мира. В качестве вывода ответьте на вопрос: всегда ли наука носит еретический характер для религиозной ортодоксии?
Задания для самостоятельной работы.
1. Прочитайте произведения эпохи Возрождения «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы. В письменной форме ответьте на следующие вопросы:
а) какие в произведении присутствуют идеалы эпохи Возрождения;
б) в чем особенности представления о собственности;
в) какие черты античной демократии присутствуют в политическом устройстве утопических государств;
г) отношение в государстве к наукам и искусствам.
2. Опишите философские взгляды Дж. Бруно, отвечая на вопросы:
а) учение Бруно было дуалистическим или пантеистическим;
б) космология Бруно строилась на представлении о единичности или множественности миров;
в) онтология Бруно основывалась на модусах (временных свойствах вещей) или монадах (субстанциях).
Семинар № 4
Дата: 2019-07-30, просмотров: 467.