В поэме используются разнообразные стихотворные размеры: первая глава - это тонический, свобный стих(без рифмы), вторая - ямб и свободный стих, третья и четвертая - частушечный хорей, восьмая - эмитация народно-песенного стиха, девятая - ямб, десятая - хорей, одиннадцатая и двенадцатая - разностопный хорей.
Год создания - 1918
Самое крупное произведение Блока
начало поэмы построено на контрасте(на противопоставлении старого и нового мира). контраст символизирует два исторических жизненных начала: высокое и низкое, ложь и правда, старое новое, прошлое и будущее. контрастируют два цвета: черный (старый мир) белый и красный(противопоставлен черному) (это пожар, метель, красный флаг, белоснежный венчик Ииисуса Христа, революция) .
Блок, показывая в начале поэмы представителей старого мира, зло иронизирует над ними, сравнивая их (а в их лице и всю буржуазную Россию) с безродным псом, который будет появляться в поэме еще множество раз.безродный пес - главный враг двенадцати. подбирая уничижительные эпитеты в к слову "пес", Блок хочет как можно безжалостней заклеймить старый мир.
Временное пространство в поэме расширяется до космических масштабов. метель, разыгравшаяся на улицах Петербурга, разыгралась на своем белом свете.
ПЕРВАЯ глава - экспозиция поэмы.
Двенадцать красногвардейцев твердо идут сквозь метель, которая представлена как их родная стихия. на их фоне Блок иронично характеризует представителей старого мира.
сюжет о гибели Катьки(Петруха) подчеркивает убеждения Блока в том, что в таком деле как революция все частное, личное, побочное должно отойти на другой план. все частное должно перегореть в огне рволюции, чтобы родился новый человек. Блок считал, что одна из задач революции направить "очистительный огонь" в душе людей для того, чтобы раздуть в них костер, в котором сгорит все ниизменное.
Двенадцать красногвардейцев - это выходцы из рабочих, причем не из авангарда, а голытьба.
державный шаг двенадцати выдвигает на первый план главную тему - тему несокрушимости силы восставшего народа.
Можно говорить об открытости финала, а следовательно об открывшийся перед героями далекой цели. Блок увидел в революции ее разрушительно созидающую силу, которая несет в мир новую историческую правду.
Образ Иисуса Христа с кровавым флагом в руках вызвал в поэме о революции много споров. Христос в поэме это не цирковный персонаж. Блок в поэме хочет восстановить облик настоящего евангельского Иисуса Христа, который заодно с униженными, голодными, обездоленными обрах Христа - это не только воплощение святости и чистоты, но так же символ бунтарства, освобительного начала и торжества новой идеи. образ Христа - символ новой религии.можно провести аналогию между двенадцатью красногвардейцами и двнадцатью апостолами.
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Анализ: 1900г - переход в творчестве Блока к царствию "Прекрасной Дамы" праобразом дамы стала старшая дочь Менделеева, которая не отвечала Блоку взаимностью.
в 1902 Блоком и Любовью Дмитреевной произошло решительно объяснение. этим событием заканчивается эпоха стихов "О Прекрасной Даме".
стихи ... это своебразный поэтитеческий дневник поэта.
стихотворения, которые водяц в цикл : "Я и молод, и свеж, и влюблен", "Сумерки, сумерки вешние", "Мне страшно с тобой встречаться", "В ресторане","Дамы щегаляют модами", "Твое лицо бледней, чем было", "Ночь, улица, фонарь, аптека", "О доблестях, о подвигах, о славе".
Дата: 2019-07-30, просмотров: 85.