Можно выделить следующие этапы определения проблемы:
1) выявление недостаточной представленности и проработанности в научном знании фактов и явлений современной управленческой практики;
2) описание проблемной ситуации и проблемы на уровне обыденного языка;
3) формулирование проблемы в терминах и понятиях дисциплины.
Проблемы существенно разнятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки интересов трудового коллектива (групповые, локальные проблемы), другие затрагивают целые регионы, большие социальные группы и общественные институты (региональные и институциональные проблемы).
Актуальность темы исследования определяется теоретическими и практическими аспектами:
· теоретическая актуальность темы исследования характеризуется наличием проблемы в той или иной области научного знания:
· накопилось много фактов и возникла необходимость теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, которые бы обобщали эти факты в рамках теоретического построения;
· существует потребность в новых фактах, которые позволили бы расширить теорию и сферу ее применения.
· практическая актуальность определяется наличием практических задач, решение которых без дополнительных исследований или разработок невозможно:
· существует необходимость создания более эффективных методов, способных обеспечить получение новых данных, или необходимость в методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности управленческого воздействия в ситуациях найма, обучения, мотивации и развития персонала.
Вслед за актуальностью темы исследования определяются его объект и предмет.
Объектом может быть все, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, что «противостоит» познающему субъекту в его познавательной деятельности, т.е. это та часть практики или научного знания, с которой студент имеет дело в ходе выполнения КРиП.
Предмет исследования показывает какой – либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как именно рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Необходимо отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Объектом исследования в управлении персоналом чаще всего выступают, например:
· закономерности и этапы развития организации, управленческие явления, социально – экономические феномены профессионального поведения и процессы взаимодействия структур и отдельных работников (руководителей, специалистов) и т.д.
Предметом исследования могут выступать, например:
· уровни развития организации, создание условий применения методов управления или использование результатов оценки персонала, профессиональное взаимодействие и поддержка отдельных структур и работников и т.д.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, именно на него и направлено основное внимание. Именно предмет исследования определяет тему работы (проекта).
На основе сформулированной проблемы, темы, определения объекта и предмета устанавливается цель исследования.
Цель – это представление о предполагаемом (ожидаемом) результате исследования, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы; в самом обобщенном сжатом виде тот результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В работе решаемые задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.
Такими задачами могут быть:
· изучение литературных источников и современной практики по исследуемой проблеме;
· анализ системы (отдельной подсистемы) управления персоналом организации;
· разработка проектных мероприятий по совершенствованию системы (подсистемы) управления персоналом и т.д.
В любом исследовании выделяют составляющие: теорию, методологию и практику:
· теория дает представление о том, что изучается, т.е. об объекте и тех особенностях объекта, которые наиболее существенны при решении проблемы (т.е. о предмете);
· методология определяет, каким путем идет исследователь в познании (мировоззрение, задающее определенный угол зрения, логика, т.е. последовательность этапов познавательной деятельности и соответствующие им методы и методики).
Методы как совокупность способов познания принято делить на общие для ряда наук и специальные или частные. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы в познании, которые применяют в исследованиях (понимание вопроса о соотношении законов и принципов управления, процесса и результатов управления). Специальные методы обусловлены характером исследуемого объекта, т.е. определяют принципы, применяемые в данной области знания.
Методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сборки, обработки и анализа информации:
1 группа – организационные методы (сравнительный, комплексный и т.д.);
2 группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методики, анкеты, опросники, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности и т.д.);
3 группа – методы обработки данных, включающие количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) методы;
4 группа – интерпретационные методы включают анализ материала в плане выделения отдельных фаз и последовательности его развития и установление структурных связей между частями и целым.
Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования.
2. Теоретическая часть (в конкретной КРиП должна иметь свое название).
В этом разделе необходимо:
· описать роль и место исследуемой подсистемы или элемента в системе управления организации;
· дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.д.), а также подходов и уровня ее реализации в практике работы современных организаций;
· определить сущность исследуемой проблемы, обобщить теоретический и практический опыт (как положительный, так и негативный) решения рассматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций (например, по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы и т.д.);
· установить тенденции развития тех или иных процессов (формирование новых организационных структур, особенности управленческих процессов и т.д.);
· выявить нерешенные или слабо изученные и требующие решения вопросы;
· обосновать наличие противоречия или пробела в существующих знаниях, «белых пятен» в какой – либо теоретической или практической области;
· определить и обосновать собственную позицию в подходе к решению исследуемой проблемы;
· определить, какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу рассматриваемой проблемы;
· выделить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы в управленческой практике;
· указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления организации;
· наметить пути решения проблемы;
· определить особенности состояния и возможности решения рассматриваемой проблемы в отрасли, в которой действует конкретное предприятие (организация) и т.д.
Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами (рисунками, таблицами, графиками и т.д.), выполненными, главным образом, самостоятельно и дополняющими общую логику изложения. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы, рисунки из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник.
В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу (обязательно!), не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
При изложении спорных (противоречивых, дискуссионных) решений необходимо приводить мнения различных специалистов:
· если критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты;
· при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, обязательно сравнение положений и рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов;
· после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев необходимые аргументы;
· по дискуссионным вопросам необходимо обосновывать собственную позицию (обязательны взаимные … на мнения и концепции).
В конце теоретической части целесообразно сформулировать краткий вывод.
3. Практическая часть (в конкретной КРиП должна иметь свое название).
3.1.Социально - экономическая характеристика базы исследования.
Приводится информация, характеризующая базу исследования (внимание обращается на конкретный аспект деятельности хозяйствующей структуры – предприятия, организации определенной сферы деятельности, формы организации и собственности в рамках рассматриваемой проблемы):
· определяются основные показатели деятельности (данные рекомендуется по возможности приводить в динамике за последние 3 – 4 года);
· дается характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
· устанавливается стадия развития предприятия, организации (в соответствии с концепцией жизненного цикла);
· приводятся существенные особенности, характерные для производственного процесса, организационного взаимодействия структурных подразделений или отдельных работников и т.д.;
· даются характеристики внешней среды функционирования (описываются основные рынки сбыта (местные и региональные), партнеры, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.);
· делается прогноз возможных (планируемых) изменений или направлений развития исследуемого объекта (обычно это временной интервал до 3 – 5 лет) и т.д.
Рекомендуется характеристику исследуемых базы и объекта давать в разрезе решаемой проблемы, с акцентом на сформулированную тему КРиП (это может быть структура персонала организации, деятельность отдельных подсистем управления персоналом, содержание производственно – технологического процесса (отдельных этапов) и т.д.).
3.2Анализ производственной системы и системы управления конкретных базы и объекта исследования.
Общая схема структуры организации как системы, в соответствии с которой может выполняться анализ, представлена на рисунке 1.
Рис.1 - Состав элементов структуры организации как системы
Анализ системы управления исследуемого объекта позволяет определить место, которое занимает решаемая проблема и остановиться на подробном анализе состояния управления персоналом в исследуемой организации по выбранной теме, например:
· особенности отбора и адаптации персонала для структурных (функциональных) подразделений;
· планирование деловой карьеры молодых специалистов;
· соотношение форм трудовой мотивации персонала и т.д.
В этой части должны быть представлены результаты проведенного исследования, причем:
· результаты могут носить качественный характер и заключаться, например, в констатации определенных качественных изменений изучаемого объекта;
· результаты могут носить количественный характер, т.е. являться результатом проведенных измерений или оценивания, и могут быть оформлены в таблицу, схему, диаграмму. Кроме численного показателя высчитывается (как правило) процент, удельное значение того или иного результата в сравнении с контрольным нормативом, чтобы продемонстрировать сложившуюся динамику изменений.
Анализируемые данные представляются в виде таблиц, рисунков, которые должны (обязательно!) сопровождаться самостоятельными (авторскими) выводами и иными характеристиками.
На основе проведенного анализа студентом определяются причины и факторы, влияющие на эффективность функционирования рассматриваемой организации, предприятия путем выявления недостатков (ограничений, препятствий) действующей системы управления (в т.ч. системы управления персоналом), степени оптимальности принимаемых кадровых решений и других отрицательно воздействующих факторов. На основе полученных результатов анализа формулируются основные направления совершенствования (оптимизации) функционирования предприятия (подразделения, системы управления персоналом, отдельной подсистемы).
При изложении результатов исследований полученный материал систематизируется, представляется в виде таблиц, рисунков, графиков, диаграмм с текстовым описанием.
Данные, приведенные в графических иллюстрациях (таблицах, рисунках, диаграммах и т.д.), должны быть интерпретированы и объяснены и в текстовом виде.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 335.