Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "герольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом в Западной Европе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Как уже ранее было сказано, на турниры рыцари являлись вооруженными с головы до пят и распознать, кто именно скрывался под тяжелым снаряжением, можно было только по гербу.
Перед началом турнира герольды объявляли перечень лиц, явившихся для участия в состязаниях, описывали их внешние приметы, при этом они не только называли имя рыцаря, но и описывали его герб. Со временем герольды стали заниматься описанием гербов специально и постоянно не только во время состязаний на турнирах, а уже и по поручению государственных и местных органов. В связи с этим с участием герольдов были выработаны правила, при помощи которых стали составляться и изготовляться новые гербы. Так постепенно и появилась геральдика - наука, предметом изучения которой стали гербы.
Геральдика подразделяется на две части:
1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования;
2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных частях герба, его художественное воплощение и т.п.
У истоков русской геральдики стоял царь Алексей Михайлович. Если до него и были некоторые эмблемы (например, двуглавый орел), то они еще не имели полноты и законченности постоянных геральдических форм. По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хуреловича (Куреловича), который в 1673 г. написал сочинение (оставшееся в рукописях) "О родословии великих российских князей и государей...". В то же время имел большое значение и труд государева печатника боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей Московских и всея России самодержцев печати". Благодаря этим двум сочинениям была создана основа русской геральдики, ибо и них затрагивались вопросы практического характера: как составить и выполнить (изготовить) герб.
Но в то же время начинает формироваться и теоретическая (научная) часть геральдики - изучение самих гербом. Так, н 1672 г. вышел в свет "Титулярник", в котором всесторонне были рассмотрены и изучены 33 герба царств и земель, входивших тогда в царский титул.
Но особый интерес к изучению гербов появился в XVIII в., когда были опубликованы первые наблюдения по истории гербов. В это время геральдика "занималась" составлением гербов и служила дворянству. Она еще по большей части имела практическое (прикладное) значение и находилась в тесной связи с генеалогией (наука, изучающая родословную), так как для получения герба представителям дворянства надо было доказать свое право на герб генеалогическими документами.
Большой толчок в развитии геральдики и, естественно в изучении гербов получило учреждение Петром I в 1722 г. Герольдмейстерской конторы, которая ведала и вопросами составления и изучения гербов. Первым герольдмейстером был Степан Андреевич Колычев, а его помощником - итальянец Франциско Санти, приглашенный на эту должность лично Петром I как отличный знаток геральдического дела. В середине XVIII в. вышла книга Нестора Максимовича "Избранные эмблемы и символы", в которой, помимо вопросов теоретической геральдики, были описаны 56 гербов городов. В этой же книге есть рекомендации по составлению новых гербов и исправления старых в соответствии с правилами, разработанными западноевропейской геральдикой.
В XVIII в. началось непосредственное изучение истории гербов уже на научной основе и связывали их историю с историей России. Так, В.Н. Татищев включил вопросы истории государственного герба в свой фундаментальный труд - "Историю Российскую". Он же дал краткую справку по истории появления двух основных частей русского государственного герба - всадника ("ездец") и двуглавого орла.
Еще в конце XVIII в. при Павле I было начато составление "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи". До середины XIX в. было напечатано 10 томов. Дальнейшее составление гербовника продолжалось вплоть до 1917г. Всего же было составлено 20 томов данного гербовника.
В 1843 г. в "Приложении" к первому "Полному собранию законов Российской империи" впервые были опубликованы рисунки городских гербов.
В 1855 г. вышла книга А.Б. Лакиера (1824-1870) "Русская геральдика", которая заняла особое место среди трудов по геральдике. В своем труде автор собрал и обобщил известный к этому времени материал по геральдике. Положительным в книге является то что, в ней А.Б. Лакиер говорит о самобытности, подчеркивает национальный характер российских гербов.
И в дальнейшем продолжалось издание научных работ по геральдике. Так, в 1915г. вышли в свет две книги: В.К. Лукомского "Русская геральдика" и Н.А. Типольта "Основы геральдики". Этими работами, по сути, и закончилось формирование геральдики как науки, изучающей гербы.
В 1963 г. вышла первым, а в 1974 г. - вторым изданием книга Е.И. Каменцевой и Н.В. Устюгова "Русская сфрагистика и геральдика", которая и является основным учебным пособием для студентов вузов до настоящего времени.
Другой вспомогательной исторической дисциплиной так или иначе связанной с гербами, является сфрагистика. Слово «сфрагистика» в переводе на русский язык означает «печать». Сама печать состоит из двух понятий: матрицы – это и есть собственно печать, это изображения различных знаков, в частности, гербы. А оттиск – это то, что остается от изображений, помещенных на матрицах. Печати бывают, в частности, государственные. Именно на матрицах этого типа изображаются гербы. А отсюда существуют гербовые печати. Изучая гербовые печати, можно получить дополнительный материал по гербам.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРБОВ
С незапамятных времен вошли в употребление символические знаки, которые вырезались на наперстках, рисовались на оружии, знаменах и т.д.
Каковы же были функции этих знаков? Знаки эти являлись, как результат желания выделить себя из массы, придать себе значительное отличие от всех, заметное у воинов, к примеру, иногда даже в разгар боя. Такие знаки известны уже со времен Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Виргилия (70-19 гг. до н.э.), Плиния (65 г. до н.э.) и др.
Характерной особенностью этих знаков было то, что они были лишь случайными, они могли меняться по произволу его владельца. И еще. При их изготовлении не было никаких правил. В этом их главное отличие от герба.
Но шло время. Человеческое общество не стояло на месте, оно постоянно и неуклонно разминалось, осуществляя поступательное движение вперед. Изменялись и отличительные знаки и, что главное, изменялись их функции, т.е. назначение, роль, которую они были признаны выполнять.
Наступили средние века и различии человеческого общества. В этот период велись многочисленные войны и усобицы, и которых участвовало огромное количество воинов, главной задачей которых было во что бы то ни стало разгромить, победить своего врага. А это заставило ценить лиц, отличавшихся своей доблестью, храбростью, смелостью, силой и выносливостью. Именно эти лица (воины), как и герои древности, помещали на своей военной одежде и вооружении особые символические изображения (знаки) в память о своих военных делах и успехах.
Во время крестовых походов, когда рыцарство всей Западной Европы двинулось на Восток для освобождения гроба Господня, стремление к таким знакам стало еще более настоятельным. Эти рыцарские знаки - уже знаки храбрости, доблести, геройства.
Знаки на вооружении с этого времени становятся постоянными. Это и есть еще одна особенность этих знаков, в отличие от древних.
Но истинные гербы, в полном смысле их понимания, как наследственные знаки появились в Западной Европе в XI-XII вв. в эпоху турниров и крестовых походов. Непосредственные же причины появления гербов кроются (заключены) в особенностях вооружения воинов (участников турниров и крестовых походов, в первую очередь) - все скрыто железом. Так как тогда огнестрельного оружия еще не было, то сражались мечами, саблями, копьями, стрелами, топорами и т.д., от них можно было защищаться только снаряжением из железа, из которого изготавливали стрелы, шлемы, кольчуги, латы, нашлемники, сапоги, щиты. Шлемы и забрала целиком закрывали голову рыцаря, как бы доканчивая скрытие воинов в этой массе металла. А поэтому узнать, кто именно скрывается под грозным и массивным вооружением (снаряжением) было невозможно. Именно необходимостью отличить рыцарей друг от друга (особенно в бою или во время состязания на турнирах) объясняется появление на рыцарских щитах отличительных знаков, особых для каждого рыцаря. Впоследствии рыцарские знаки стали постоянными, о чем мы уже говорили выше. Но главное это то, что знаки сделались родовыми, стали передаваться по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение, и только после этого они стали называться ГЕРБАМИ! Перефразируя известное выражение в связи с вышесказанным, можно сказать следующее: "Каждый герб - отличительный знак, но не каждый отличительный знак - герб".
Таким образом, характерной особенностью и отличительной чертой герба (прежде всего от всех предшествующих ему знаков) является наследственность. Да и само слово "герб" в переводе с польского означает "наследник", "наследство". После всего сказанного о гербе ему можно дать такое условное определение с учетом времени и условий его появления и использования, затрагивая и вопрос (хотя бы косвенно) о его функциях: "Гербами называются особые фигуры или символические изображения -эмблемы, составленные на основании точно определенных правил и служащие постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода, общества, учреждения (а также корпорации, союза и т.д.), города, области и целого государства".
Впервые гербы стали использоваться на флагах, монетах, печатях...
Все существующие ранее гербы делились на следующие роды (типы).
1. Гербы государственные, составляющие эмблемы государства, а также земель, входящих в состав того государства. Эти герои часто служили и гербами коронованных особ, стоявших во главе государства.
2. Гербы губерний, областей, городов.
3. Гербы обществ, корпораций, компаний, союзов и т.п.
4. Фамильные или родовые гербы, переходящие по наследству лицам одного рода.
5. Наследственные гербы. Это такие гербы, которые переходили к лицу того же рода путем наследства (от отца к сыну), при этом к гербу этого лица присоединялся или весь герб, или только некоторые эмблемы (части) из герба наследователя.
6. Пожалованные гербы, жалуемые лицу при возведении его в какое-либо достоинство (например, в княжеское, графское, баронское и т.п.), причем в этом случае мог быть составлен или новый герб, или к существующему гербу придавались некоторые эмблемы: двуглавый орел, венец государя, императорская корона и т.п.
Еще необходимо нам знать, что если эмблемы герба прямо указывают на фамилию владельца, то такой герб называется гласным, а если же существует определенное указание на принадлежность, то такой герб называется полугласным.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГЕРБА
Правила составления гербов - предмет практической геральдики. Знание этих правил, применявшихся в XVIII - начале XX в., помогает определить принадлежность гербов, их составные части и т.п.
По правилам геральдики составными частями герба являются: щит, шлем, нашлемник, корона, намёт, клейноды, мантия, щитодержатели, девиз и особые украшения вокруг щита. Одни из них считались главными и обязательными, другие"- второстепенными и необязательными.
Главной частью герба, но тем правилам составления гербов, какие были выработаны геральдикой, являлся щит.
Щит - главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.
Шлем обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от времени и места исполнения герба, а также от социального положения владельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побочных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе характерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это исключение.
Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном порядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.
Намёт — матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт исполнялся в цветах герба.
Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхождение от древнерусских князей.
Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей имело лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изображались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской геральдике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).
Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, расположенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской геральдике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.
Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лести предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).
Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодательство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения орденов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подвешивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выглядывающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их держали щитодержатели.
Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного герба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью закона" (переносное значение).)
Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.
Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.
ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ
Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические.
а) Геральдические фигуры
б) Негеральдические фигуры
Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические.
К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п.
К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделанные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п.
К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п.
Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака -преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жадность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца — кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух — символ боя, борьбы; цапля -пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость.
МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА
Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение.
Финифтей в русской геральдике имелось пять.
Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изображение - вертикальные линии; символическое значение- храбрость, кровопро
Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение – гориз онтальные линии; символическое значение - величие, красота, ясность.
Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие.
Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение — диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила.
Чернь — слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность, образованность, смирение, печаль.
В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро.
Золото изображалось точками; символическое значение – справедли вость, милосердие, сила, богатство.
Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение – правдивость, невинность, чистота.
В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха — горностаевый и беличий.
Горностаевый графически изображался черными "головастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота.
Изображался горностаевый мех и в стилизованном (условном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю.
Существовало и противогорностаевое изображение горностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми.
Беличий графически изображался чередующимися серебряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение.
Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.