НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Заочный факультет экономики и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студента  Маркевич Алены Владимировны

Курс 2 , группа  ФПЗ-0 ,специальность финансы и кредит

Дисциплина: Деньги, кредит, банки

Тема: Центральный банк и его функции

 

 

                                                                      Руководитель-консультант

Гужавина Л.М.

Профессор

 

«Рекомендована к защите»

______________________

(дата и подпись руководителя-консультанта)

 

 

Защищена

«_____»_______________200___г. с оценкой «_________»

 

 

Москва 2002

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

   Эволюция денег и денежного обращения………………………………………4

             Государственный Банк Российской Империи……………………...4

             Народный Банк РСФСР……………………………………………...5

             Государственный Банк СССР……………………………………….6

             Центральный Банк Российской Федерации……………………….12

Организационная структура Банка России…………………………………….13

Органы управления ЦБ РФ………………………………………………….…..15

Цели и задачи Банка России…………………………………………………….17

Основные функции ЦБ……………………………………………………...…...20

Цели и меры денежно-кредитной политики……………………………………22

             Цели…………………………………………………………………..22

             Меры………………………………………………………………….23

Платежная система Российской Федерации…………………………………...28

Социально-экономическая ситуация в январе – августе 2002 года…………..32

              Общеэкономические тенденции…………………………………...32

              Внешнеэкономическая деятельность………………………………32

              Инфляция…………………………………………………………….33

              Инвестиции…………………………………………………………..35

              Финансовые рынки………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………….38

Список используемой литературы..…………………………………………….40

 

Введение

 

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.[1]

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.

Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.

Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.

 

 

 

Эволюция денег и денежного обращения в России

 

Народный Банк РСФСР

 

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем они стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря были захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР).

Формально до своего упразднения в 1920 г. Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

 

Государственный Банк СССР

 

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922г. и 1923 г. были проведены две деноминации[11], укрупнившие номинал сов знака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране. Во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.

В течение 1922-1924 гг. в обращении одновременно находились сов знак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей сов знаками 1923г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита[12], как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка[13] по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой[14] при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредита все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк[15].

В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком).

 

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения[16] и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства, банковских расчетов, к методам контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутри банковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке меж филиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег[17].

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах[18] и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

 

Цели и задачи ЦБ РФ

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе и призваны регулировать кредит и денежное обращение, обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и её курса, стимулировать рост национальной экономики.

Одной из важнейших задач центрального банка является укрепление денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на:

ü поддержание покупательной способности денег внутри страны;

ü поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми иностранными валютами;

ü сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса

Следующей задачей центрального банка является предотвращение финансовых спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы, направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.

    Еще одна задача центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. изменять ту его часть, которая представлена прямыми и гарантированными облигациями. Прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями.

    Центральный банк определяет условия выпуска ценных бумаг и место их размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют: обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредитов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов ¾ предварительного согласия Банка России.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10)минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11)нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12)максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20% собственных средств банка.

При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции[24] по отношению к нарушителям.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России

Для достижения установленных ему целей Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями следующие операции:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии и поручительства;

9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

10)открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11)выставлять чеки и векселя в любой валюте и д.р.

При этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:

ü золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

ü иностранная валюта;

ü векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;

ü государственные ценные бумаги.

Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми активами ЦБ.

 

Заключение

 

Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.

Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.[27] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходимо так же строго контролировать целевое использование средств бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система «Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[28]

Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и движению криминального капитала.[29]

 

Список используемой литературы

1) Фед. Закон о банке РФ

2) Фед. Закон от 2.12.90. «О Центральном Банке РФ» (с изменениями и дополненияим от 27.12.95)

3) Фед. Закон от 3.02.96. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности»

4) .Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М. Фонд «Правовая культура», 1994 г.

5) Жуков Е.Ф., «Общая теория денег и кредита», М., «Банки и биржа», 1995 г.

6) Красавина Л.Н., «денежное обращение и кредит при капитализме», М «Финансы и статистика», 89г.

7) Поляков В.П., Московина Л.А., «Основы денежного обращения и кредита», М, «ИНФРА – М», 96 г.

8) Федоров Б.Г., «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах», «Деньги и кредит», 1990 г., №4

9) «Банковское дело», №№ 6,11,12 – 1999г., №№ 2,3, - 2000 г.

10) webmaster@www.cbr.ru


[1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.

[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др. кредитно-расчётных центров. БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.

[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме», Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.

[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.

[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.

[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.

[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.

[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а также источники средств для кредитования исходя из требований закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.

[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.

[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов, форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.

[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.

[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.

[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к. ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам, выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.

[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос. бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос. ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[20] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995г.)

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (изложен в новой редакции) и д.р.

[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.

[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341.

[24] См. статью 75 закона о банке Российской Федерации.

[25] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.

[26] Верно на 25 октября 2002 года

[27] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17.

[28] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31.

[29] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Заочный факультет экономики и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студента  Маркевич Алены Владимировны

Курс 2 , группа  ФПЗ-0 ,специальность финансы и кредит

Дисциплина: Деньги, кредит, банки

Тема: Центральный банк и его функции

 

 

                                                                      Руководитель-консультант

Гужавина Л.М.

Профессор

 

«Рекомендована к защите»

______________________

(дата и подпись руководителя-консультанта)

 

 

Защищена

«_____»_______________200___г. с оценкой «_________»

 

 

Москва 2002

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

   Эволюция денег и денежного обращения………………………………………4

             Государственный Банк Российской Империи……………………...4

             Народный Банк РСФСР……………………………………………...5

             Государственный Банк СССР……………………………………….6

             Центральный Банк Российской Федерации……………………….12

Организационная структура Банка России…………………………………….13

Органы управления ЦБ РФ………………………………………………….…..15

Цели и задачи Банка России…………………………………………………….17

Основные функции ЦБ……………………………………………………...…...20

Цели и меры денежно-кредитной политики……………………………………22

             Цели…………………………………………………………………..22

             Меры………………………………………………………………….23

Платежная система Российской Федерации…………………………………...28

Социально-экономическая ситуация в январе – августе 2002 года…………..32

              Общеэкономические тенденции…………………………………...32

              Внешнеэкономическая деятельность………………………………32

              Инфляция…………………………………………………………….33

              Инвестиции…………………………………………………………..35

              Финансовые рынки………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………….38

Список используемой литературы..…………………………………………….40

 

Введение

 

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.[1]

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 349.