Теоретические проблемы формирования налоговых поступле -
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

3 I

Теоретические проблемы формирования налоговых поступле -

Ний

4

1.1 Общие правила взимания налогов

1.2 Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам

1.3 Виды налогов

II

Производственно – правовая и учетная характеристика пред-

Приятия

36

2.1 Экономико-правовая характеристика

2.2 Организация учета на предприятии и структура бухгалтерской службы

III

Особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и

Сборам

46

3.1 Порядок расчета налогов и отражение их в учете 3.2 Вопросы совершенствования учета расчетов с бюджетом Заключение

51

Литература

53

         

Введение

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За девять с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком много, от­дельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраня­ются.

Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Анализ проблем формирования налоговых поступлений;

2. Особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам.

В процессе работы были использованы труды следующих ученых: Кондракова Н.П., Вещуновой Н.Л., Фоминой Л.Ф., Щадиловой С.Н., а также нормативные документы МНС Российской Федерации.

I . Теоретические проблемы формирования налоговых поступлений

Виды налогов

Наиболее крупными налогами, уплачиваемыми предприятием являются: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Налог на добавленную стоимость

Плательщики и объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость (НДС) платят все юридические лица, в том числе и с иностранными инвестициями; индивидуальные частные предприятия; филиалы предприятий и обособленные отделения, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги; международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую и коммерческую деятельность на территории РФ.

Объектом обложения НДС являются:

· реализация на территории РФ продукции, работ, услуг собственного производства; реализация имущества предприятия (основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары, МБП);

· реализация на территории РФ товаров, приобретенных со стороны;

· любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), средства от взимания штрафов, взыскание пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); суммы авансовых и других платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ на расчетный счет, суммы, полученные в порядке частичной оплаты за реализованные товары, работы, услуги.

При этом под реализацией понимается:

- реализация на сторону физическим и юридическим лицам;

- реализация своим работникам;

- реализация в форме бартера;

- оплата труда работников в натуральной форме;

- безвозмездная передача или передача с частичной оплатой юридическим и физическим лицам, в том числе своим работникам;

- использование продукции, товаров, работ, услуг для собственных нужд в виде конечного потребления.

Ставки налога

С 1 января 1993 года и по настоящее время установлены следующие ставки НДС:

10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товара для детей по перечням, утвержденным постановлениями Правительства РФ;

20% - по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары; по всем товарам (работам, услугам), экспортируемые в страны СНГ и импортируемые из стран СНГ[2].

Предприятие определяет величину НДС в следующих случаях:

1. при выставлении счета покупателю (заказчику) за товары, работы, услуги;

2. при расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет по полученной выручке;

3. при расчете окончательной суммы НДС, уплачиваемой предприятием в бюджет. При определении задолженности покупателя за поставленные ему товары, работы, услуги расчет производится следующем образом:

Дпок = Цотп + НДС = Цотп + Цотп * Сндс / 100 = Цотп* ( 1 + Сндс / 100), где

Дпок –долг покупателя за отпущенные ему товары, выполненные работы и услуги, руб.; Цотп – цена отпущенных покупателю товаров, выполненных работ, услуг, руб.; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, руб.; Сндс – ставка налога, % (10% или 20% в зависимости от вида товаров, работ, услуг).

При расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет, ставки НДС берутся в зависимости от того, от какой базы определяется налог.

Например, если ставка применяется к общей сумме денежных средств, поступивших от покупателя, включающей в себя цену и НДС, то для расчета НДС берется расчетная величина ставки (Рндс), равная:

9,09 % (10% / 110,0% * 100) или 16,67% (20% / 120,0% * 100)

Если ставка применяется к цене товара, работ, услуг, то для расчета НДС берется величина ставки 10% или 20%.

Отражение НДС в документах

Сумма НДС по реализуемым товарам (работам, услугам) должна быть выделена отдельной строкой:

- в расчетных документах (поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах);

- в первичных учетных документах (счетах, счетах–фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах), расчетов с использованием векселей и зачете взаимных требований.

Не являются плательщиками НДС по существующему законодательству:

- физические лица;

- физические лица-предприниматели без образования юридического лица;

- малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Указанные категории налогоплательщиков не составляют счетов-фактур и не ведут книг покупок и продаж.

Не составляют также счета-фактуры предприятия розничной торговли, общественного питания и организации, оказывающие платные услуги, работы населению без использования ККМ, с применением, в соответствии с законом, действующих бланков строгой отчетности (письмо ГНС РФ от 22.06.95 г. № ЮУ-4-14/29Н « О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения ККМ»).

 

Порядок оформления счетов-фактур, книг продаж и книг покупок

 

· Все налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, а также при получении авансов и в других случаях обязаны по установленным формам: - составить счет-фактуру - вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фктурн - вести книги покупок и книги продаж · При реализации товаров в розничной торговле требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы · Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж устанавливаются Правительством РФ ( Постановление Правительства РФ от 2.12.2000 №914)

 

 

 


- документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещени

   

 

 


· Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур и составляется продавцами при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, для определения суммы НДС

 

· Отражение счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) или получения предоплаты (аванса) в том налоговом периоде, в котором возникла обязанность по уплате налога

 

· Получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется продавцом составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют

 

· Книга продаж должна быть прошнурована, страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится у поставщика в течение 5 лет с даты последней записи.

 

 

 

 


· Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами для определения суммы НДС, подлежащей зачету (возмещению) и ведется покупателем

· Суммы НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок

· Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

· При частичной оплате оприходованных товаров, работ, услуг записи в книгу покупок производятся по каждой сумме с отметкой «Частичная оплата» с указанием номера счета-фактуры по полученным товарам (работам, услугам).

· По счетам-фактурам по безвозмездно полученному имуществу записи в книгу покупок не производятся и НДС к зачету не принимается.

· Книга покупок должна быть прошнурована, страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

· Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи. [19]

 

 

Работа со счетами-фактурами у поставщика товаров, работ, услуг проводится следующим образом.

Поставщик выписывает на имя покупателя счет-фактуру в двух экземплярах.

В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления.

Счет-фактура составляется на русском языке с использованием компьютера или пишущей машинки, но может быть заполнен от руки.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации (предприятия).

Выписка счетов-фактур в адрес всех категорий покупателей производится в следующих случаях:

- отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, как облагаемых НДС, таки не облагаемых НДС;

- отгрузка основных средств, нематериальных активов, материалов (т.е. имущества предприятия). При этом ликвидация основных средств, списание нематериальных активов, выбытие имущества в результате порчи или хищения счетами-фактурами не оформляется;

- безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущества; передача в уставный капитал других организаций, передача в совместную деятельность. При этом в счетах-фактурах в графе « Наименование товара (работ, услуг)» необходимо дополнительно указать назначение передаваемых средств;

- получение денежных средств, связанных с расчетами по товарам, работам, услугам (авансов, предоплат, штрафов, пени, неустоек за нарушение договорных обязательств). Счет-фактура поставщиком в этом случае выписывается в одном экземпляре.

В расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях, приходно-кассовых ордерах) в назначении платежа обязательна ссылка на номера соответствующих счетов-фактур.

Первый экземпляр счета-фактуры не позднее 5 дней с даты отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг или получения предоплаты (аванса) предоставляется покупателю.

Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика и с ним осуществляются следующие операции:

- счет-фактура подшивается в журнал учета счетов-фактур;

- информация со счета-фактуры отражается в книге продаж.

Выдаваемые счета-фактуры хранятся в журналах учета счетов-фактур в течении полных 5 лет с даты их получения (выдачи).

Счета-фактуры в журналах учета должны быть подшиты и пронумерованы.

Работа со счетами-фактурами у покупателя товаров, работ, услуг проводится следующим образом.

При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

Покупатели ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур и книгу учета покупок.

Полученные счета-фактуры подшиваются и хранятся в журнале учета в течение 5 лет с даты их получения. Счета-фактуры в журнале учета должны быть подшиты и пронумерованы.

 

Порядок исчисления НДС.

НДС, уплачиваемый предприятием в бюджет (НДС б), определяется следующем образом:

 

НДС б = НДС пол - НДС упл ,

Где НДС пол – налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей по реализованной им продукции, товарам, работам, услугам, основным средствам, материалам, нематериальным активам и др.; НДС упл – налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам по приобретенным от них материалам, товарам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

 

В случае, если НДС пол > НДС упл, то возникающая разница уплачивается в бюджет. В случае, если НДС пол < НДС упл, то возникающая отрицательная разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета по заявлению предприятия.

 

Расчет НДС, полученного от покупателей (заказчиков) (НДС пол).

Первая составляющая формулы расчета НДС, уплачиваемого в бюджет,

НДС пол включает в себя следующие величины:

v НДС, полученный от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги;

v НДС, начисленный по поступившим от покупателей авансам, предоплатам, штрафам, пеням, неустойкам за нарушение договорных обязательств;

v НДС, начисленный с выручки иностранного юрлица, полученной на территории РФ, перечисляемой ему российским юрлицом , в случае, если иностранное юрлицо не стоит на налоговом учете;

v НДС, полученный от покупателей за реализованное им имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, материалы, МБП);

v НДС, начисленный по безвозмездно передаваемому имуществу;

v НДС, восстановленный по имуществу, использованному на непроизводственные цели.

При реализации предприятием продукции, товаров, работ, услуг, материалов, МБП, в том числе и импортных (по товарам кроме предприятий розничной торговли и общественного питания):

 

НДС пол = Ц реал * С ндс / 100 ,

Где Ц реал – продажная стоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, материалов, МБП (по цене сделки), руб.; С ндс – ставка налога, %.

 

 При получении от покупателей авансов и предварительных оплат, в том числе по экспортным поставкам, средств от других предприятий, связанных с расчетами по оплате продукции (товаров, работ, услуг), средств от взимания штрафов, пеней , неустоек за нарушение договорных обязательств:

 

НДС пол = С пол * Р ндс / 100,

Где С пол  - сумма средств, связанных с расчетами по оплате продукции (товаров, работ, услуг), полученная от покупателей и других предприятий, средств от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение договорных обязательств, руб.; Р ндс – расчетная ставеа НДС, % (9,09% или 16,67 %).[7]

 

 




Учет НДС.

Учет НДС ведется на счетах 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам; 68 «Расчеты по налогам и сборам».[11]

 

 

Счет 19 НДС (по субсчетам)

Д                                                                                                               К

 

Сальдо – НДС по приобретенным

материальным ценностям, выполнен-

ным работам, услугам на начало

 периода

НДС по приобретенным материальным       НДС по материальным ценностям, оприходо-

ценностям, выполненным работам, услу-     ванным и оплаченным поставщикам, вы-

гам                                                                      полненным и оплаченным работам, услугам

Сальдо – НДС по приобретенным мате-

риальным ценностям, выполненным ра-

ботам, услугам на конец периода

Счет 68 НДС

Д                                                                                                            К

 


Сальдо – задолженность бюджета предпри- Сальдо – задолженность предприятия бюд-

ятию по НДС на начало периода                    жету по НДС на начало периода

 

Зачет уплаченного НДС поставщикам мате- Начисление задолженности предприятия

риальных ценностей, работ, услуг                 бюджету по НДС

 

Сальдо – задолженность бюджета предпри-  Сальдо – задолженность предприятия бюдже-

ятию по НДС на конец периода                       ту по НДС на конец периода    

 

Принципиальная схема учета НДС имеет следующий вид:

- при реализации предприятием продукции, товаров, работ, услуг, облагаемых НДС:

 

Д            Сч. 19НДС        К        Д                      Сч. 68 НДС                К

     
 




К сч. 60,76                                                                                                           Д сч. 90,91,62,99

         
   


Сумма НДС по         Списание НДС по материальным ценностям, ра- Сумма НДС, полученная от

Оприходованным     ботам, услугам, оприходованным и оплаченным  покупателей по реализации

Материальным          поставщикам                                                              продукции, работ, услуг,  

Ценностям, выпол-                                                                                            товаров, материальных

Ненным работам,                                                                                                ценностей (момент реали-      

Услугам                                                                                                               зации - отгрузка); по         

                                                

 

                                                                                                                              авнсам и предоплатам   

          Д                     Сч. 62                К                                                 полученным; по средствам

                                                                                                                              других предприятий, если

                                                                                                                              их получение связано с     

                                                                                                                              расчетами по товарам, ра-                      

                                 Зачет НДС по ранее начисленному НДС по предо - ботам, услугам; средствам

                                  Плате и по авансовым платежам                               от взимания штрафов, пе-      

                                                                                                                             ней, неустоек за нарушение

Д             Сч. 51                   К                                             договорных обязательств;

                                                                                                                             положительным суммо-

                                                                                                                             вым разницам; по арен-     

                                   Уплата НДС в бюджет                                              дной плате полученной

                                                                                                                                Д сч.76

 


                                                                                                                              Сумма НДС, полученная        

                                                                                                                               От покупателей (момент

                                                                                                                                реализации – оплата) 

                                                                                                                                Д сч. 29,94,84

 


                                                                                                                                Сумма НДС, восстанов-

                                                                                                                                 ленная по материальным

                                                                                                                                 ценностям, использован-

                                                                                                                                 ным для непроизвод-

                                                                                                                                 ственных целей                     

                                                                                                                                  Д сч. 51

                                                                                                                                    

                                                                                                                                 Возврат НДС из бюджета

                                     




Сроки уплаты НДС в бюджет

Уплата налога производится по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Если выручка от реализации у предприятия за каждый месяц квартала без НДС и налога с продаж составляет до 1 млн. рублей включительно, то НДС уплачивается ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Если же выручка от реализации у предприятия за каждый месяц квартала без НДС и налога с продаж свыше 1 млн. рублей, то НДС уплачивается ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Налоговая декларация предоставляется в сроки, установленные для уплаты налога[16].

 

 

Налог на прибыль (доход) российских юридических лиц

 

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе бюджетные являющиеся юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями международные объединения и организации филиалы предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.          

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия (П вал)

П вал = П р + Д цб – Р цб + Д оп – Р оп + Д вн - Р вн ,

                                                                                                                                                                                     

П р - прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, руб.; Д цб - доходы от долевого участия в других предприятиях, доходы по ценным бумагам (проценты, дивиденды), руб. Р цб - проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям, дисконт по облигациям (с 01.07.99 г.)

Д оп - прочие операционные доходы, руб.; Р оп - прочие операционные расходы, руб.; Д вн прочие внереализационные доходы, руб.; Р вн прочие внереализационные расходы, руб.

 

П р  = В – НДС – А – ГСМ – ЭП – С – КР – УР ,  

 

где В - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, руб.; НДС - налог на добав­ленную стоимость, руб.; А - акциз, руб.; ГСМ - налог на реализацию ГСМ, руб.; ЭП - экс­портные пошлины, руб.; С - себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, руб.; КР - коммерческие расходы, руб.; УР - управленческие расходы, руб.

 

Выручка от реализации товаров, работ, услуг складывается:

 

В = Вр + В вв* Кб

 

где Вр - рублевая выручка за продукцию, работы, услуги, руб.; Ввв - валютная выручка предприятия, инвалюта; Кб - курс рубля к инвалюте, в соответствии с курсом Банка России

на день определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по принятому методу определения выручки для целей налогообложения.

 

Для целей налогообложения предприятия могут применять метод определения выруч­ки от реализации продукции, товаров, работ, услуг "по отгрузке" или "по оплате".

Состав затрат на производство продукции, работ, услуг устанавливается Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г № 552 с из­менениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 01.07.95 г. № 661, от20.11.95 г№ 1133, от 11.03.97 г. №273.                            

Состав затрат по отраслям народного хозяйства регулируются отраслевыми инструк­циями.

В составе себестоимости продукции, товаров, работ, услуг (С) отражается:

• производственными предприятиями - затраты на производство продукции, работ ус­луг (производственная себестоимость) с управленческими расходами, если они отражаются в соответствии с учетной политикой на счете 20, или без них - если они относятся непосредст­венно на счет 46;

     • торговыми предприятиями - покупная стоимость товара.
Коммерческие расходы (КР) включают в себя:                                            

• на производственных предприятиях - расходы по сбыту продукции, работ, услуг, учитываемые на счете 43;

• в торговых предприятиях - издержки обращения по реализованным товарам, учиты­ваемые на счете 44.

Управленческие расходы (УР) включают в себя суммы общехозяйственных расходов, если они в соответствии с учетной политикой списываются непосредственно на счет 46.

Доходы по ценным бумагам и от участия в других предприятиях ( Д цб) включают в себя:

• проценты к получению по облигациям, финансовым векселям и другим ценным бу­магам;                                                              

  • дивиденды по акциям;                     

• доходы от участия в других предприятиях;                        

    • доходы от совместной деятельности.     .
Проценты по облигациям, уплачиваемые эмитентом (Р цб ), включают в себя:

• проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям, обращение которых производит­ся через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензию ФКЦБ. Для це­лей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределахучетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на три пункта;              

• разница между номинальной стоимостью эмитируемых облигаций и ценой их пер­вичного размещения (дисконт). При этом процент (дисконт) начисляется исходя из установ­ленного срока их обращения за время фактического обращения облигаций.

Прочие операционные доходы ( Доп ) включают в себя:

• доходы от реализации имущества предприятий за вычетом НДС;    

• арендная плата к получению;

• компенсация затрат по законсервированным объектам, аннулированным производст­венным заказам, прекращенному производству, не давшему продукцию;

• положительные курсовые разницы;     

• другие операционные доходы.

Прочие операционные расходы (Роп ) включают в себя:

• фактическую себестоимость реализованного имущества; остаточную стоимость реа­лизованного амортизируемого имущества;  

• расходы по реализации имущества;                                            

• расходы по законсервированным объектам; аннулированным производственным зака­зам; прекращенному производству, не давшему продукции;

• износ сданных в аренду основных средств;                                          

• отрицательные курсовые разницы;

• налоги и сборы, начисляемые за счет финансовых результатов;               

• другие операционные расходы.        

Прочие внереализационные доходы (Д вн ) включают в себя:                

· кредиторскую и депонентскую задолженность, по которым истек срок исковой давности

· суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной ранее;

· штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам, начисленные к получению;

· суммы возмещения убытков от чрезвычайных происшествий;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· излишки, выявленные в результате инвентаризации;

· другие внереализационные доходы.

Прочие внереализационные расходы (Р вн ) включают в себя:                

· уценку товаров, запасов, готовой продукции;

· убытки от списания дебиторской задолженности;

· штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам, начисленные к уплате;
убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· потери в результате чрезвычайных происшествий;

· убытки, выявленные в результате инвентаризации;

· судебные издержки; другие внереализационные расходы.

Для целей налогообложения валовая прибыль подлежит корректировке:

П вал (кор) = Пвал - П изм + П пер + З св + И без + Упр + Уцб + Увн + Кдр,

где П изм - изменение величины прибыли (убытка) по предприятиям, определяющим выручку по оплате; П пер прибыль, полученная от пересчета выручки при реализации, обмене продукции (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости; З св - сверхнормативные затраты;

Ибез - стоимость безвозмездно полученного имущества; Упр - убытки от прочей реализации; У цб - разница между рыночной ценой с учетом предельных границ колебаний рыночной цены и фактической ценой реализации ценных бумаг; Увн - убытки от внереализационных операций; Кдр -другие корректировки в соответствии с инструкцией по налогу на прибыль.

В состав сверхнормативных затрат (З св ) увеличивающих налогооблагаемую прибыль, входят следующие:

• суммы превышения процентов по рублевым кредитам банка сверх учетной ставки ЦБ, увеличенной на три пункта;

• суммы превышения процентов по валютным кредитам банков над ставкой ЛИБОР, увеличенной на три пункта (с 1997 г. - 15 %);

  • сумма процентов по бюджетным ссудам, превышающая размер, установленный законом;

• сумма процентов по просроченным кредитам банков, коммерческим кредитам бан­ков, коммерческим кредитам, бюджетным ссудам;

• командировочные расходы, расходы по рекламе, представительские, на подготовку кадров, компенсация за использование личных автомобилей сверх установленных норм.

В состав убытков от прочей реализации и внереализационных расходов, увеличиваю­щих налогооблагаемую прибыль (Упр, Увн), включаются:

• убытки от реализации основных фондов и иного имущества, в том числе от продажи валюты;                                           

• убытки от покупки валюты;

• резерв под обесценение вложений в ценные бумаги;

• убытки от списания дебиторской задолженности (по постановлению Правительства РФ от 18 08 95 г № 817);

• уценка материалов и товаров.  

При принятии решения о корректировке валовой прибыли для налогообложения необ­ходимо ориентироваться на положение о формировании финансового результата деятельно­сти предприятия.                             

В соответствии с постановлениями Правительства РФ № 552 от 05.08.92 г , № 661 от01.07.95 г, № 273 от 11.05.97 г. в состав внереализационных доходов, учитываемых при на­логообложении прибыли, включаются:                                                

• доходы, полученный на территории Российской Федерации и за ее пределами от до­левого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по обли­гациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду;   

• присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от причиненных убытков;                        

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте;  

• другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реали­зацией продукции (работ, услуг).         

В состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются:                                 

• затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на произ­водство, не давшее продукции; 

• затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объек­тов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

   • убытки по операциям с тарой;                                                                            

  • судебные издержки и арбитражные расходы;

 • присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причинённых убытков;                              

• суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдель­ными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;

• убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;       

  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;

· прочие внереализационные расходы.

Валовую прибыль для целей налогообложения необходимо корректировать (увеличи­вать) на все виды расходов, не отраженных в перечне вне реализационных расходов положе­ния о финансовых результатах деятельности предприятия.

Прибыль, облагаемая налогом ( Побл ), рассчитывается следующим образом:

 

Побл = П вал (кор) – Д цб – Д уч – П н – Л ,

где Побл -доходы по акциям и государственным ценным бумагам; Д уч -доходы от долевого участия;; П н - прибыль от посреднических операций; Л -льготы по налогу на прибыль.

 

Доходы по акциям и государственным ценным бумагам, от долевого участия, от игро­вого бизнеса, от посреднических операций исключаются из балансовой прибыли, так как обегаются налогом по ставкам, отличным от общей ставки налога на прибыль.[5]

 

Льготы, исключаемые из облагаемой налогом прибыли (Л), определяются в соответст­вии с законом о налоге на прибыль, при этом общая сумма льгот не должна превышать 50 % налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Расчет фактической суммы налога на прибыль производится ежеквартально (ежеме­
сячно) нарастающим итогом с начала года:

Н приб (к) =  П обл (i) * С приб /100 - Н приб (i)

где Н приб (к) - сумма налога на прибыль в рассчитываемом к-м квартале (месяце), руб.;.

 П обл (i)  - размер облагаемой прибыли по всем кварталам (месяцам) с начала года до рассчитываемого, руб.; С приб - ставка налога на прибыль, %; Н приб (i) - сумма налога на прибыль, начисленная с начала года по всем кварталам (месяцам), предшествующим рас­четному.

 

Ставка налога на прибыль по всем предприятиям, в том числе и полностью принадле­жащим иностранным инвесторам, установлена в размере 35 %: 11 % - в федеральный бюд­жет; до 22 % - в местный бюджет, а для предприятий по прибыли, полученной от посредни­ческих операций и .сделок, биржи, брокерских контор, банков, кредитных организации и страховщиков - до 30 %. Конкретная ставка налога в местный бюджет устанавливается ме­стными органам власти.     

С 01.04.99 г. установлены новые ставки налога на прибыль:   

• 11 % в федеральный бюджет;     

• до 19 % в территориальныйбюджет;        

• до 5 % в местный бюджет

Суммы налога на прибыль, исчисленные самим плательщиком исходя из фактически полученной прибыли, вносятся им в доход бюджета по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для предоставления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам – в 10-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета и баланса за год.





Таблица 1 – Динамика основных показателей хозяйственной деятельности АООТ «Орелтекмаш» за 1999-2000 г.г.

Показатели 1999 г. 2000 г. Изменение в 2000 г. по сравнению с 1999 г. (+,-)
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 69438 55309 - 14129
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 58078 45628 -12450
Прибыль от реализации (тыс. руб.) 10422 8757 -1665
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (тыс. руб.) 9718 8379 -1339
 Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) 9651 8164 - 1487
Чистая прибыль (тыс. руб.) 6273 5307 -966
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 13527,9 19405,6 +5877,7
Среднемесячная заработная плата на 1 работника (руб.) 1102 1453 +351

Продолжение таблицы

1 2 3 4
Среднесписочная численность (чел.) 1005 1098 +93
Коэффициент автономии 0,81 0,67 - 0,14
Коэффициент финансовой устойчивости 0,81 0,66 - 0,15
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,24 0,49 + 0,25
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 0,03 - 0,02
Коэффициент текущей ликвидности 0,12 0,09 - 0,03
Коэффициент покрытия 1,01 1,00 - 0,01
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,06 1,10 - 0,96
Длительность одного оборота оборотных средств ( день) 175 326 + 151
Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах (%) 11,35 6,12 - 5,23
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 18,19 18,02 - 0,17
Длительность одного оборота дебиторской задолженности (день) 19,79 19,98 + 0,19
Рентабельность собственного капитала (%) 4,8 5,0 + 0,2
Рентабельность текущих активов (%) 18,6 10,6 - 8,0
Рентабельность основных фондов (%) 5,69 4,81 - 0,88
Фондоотдача ( руб.) 0,41 0,32 - 0,09
Фондоемкость ( руб.) 2,44 3,07 + 0,63
Фондовооруженность (тыс. руб.) 168,71 154,72 - 13,99

 

При анализе таблицы следует отметить, что у АООТ «Орелтекмаш» общая сумма доходов превышает общую сумму расходов. Однако анализ показателей указывает на то, что у предприятия происходит сокращение чистой прибыли – в 1999 г. она составила 6273 тыс. руб., в 2000 г. – 5307 тыс. руб. Сокращение чистой прибыли в 2000 г. обусловлено сокращением прибыли до налогообложения, наличием чрезвычайных расходов. Прибыль до налогообложения в 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилась на 1487 тыс. руб. и составила 8164 тыс. руб. На прибыль до налогообложения повлияло сокращение внереализационных доходов с 744 тыс. руб. в 1999 г. до 56 тыс. руб. в 2000 г. В 2000 г. наблюдается увеличение уровня прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от реализации до 15,15% по сравнению с 1999 г. (14,00%). Прибыль от реализации в 2000 г. снизилась и составила 8757 тыс. руб., несмотря на это незначительно увеличился ее уровень в общем объеме выручки от реализации до 15,83%. На снижение прибыли от реализации повлияло уменьшение выручки от реализации продукции на 14129 тыс. руб. по сравнению с 1999 г.

Следует отметить также ухудшение показателей ликвидности на предприятии. Так коэффициент текущей ликвидности, значение которого было в 1999 г. ниже оптимального ( от 0,8 до 1) и составляло 0,12, в 2000 г. еще уменьшилось и составило 0,09. Такая же тенденция наблюдается по коэффициенту покрытия, его значение в 2000 г. – 1,00 при оптимальном (>2) и по коэффициенту абсолютной ликвидности, за отчетный период его значение уменьшилось на 0,02 и составило 0,03 при оптимальном (от 0,2 до 0,7). Эта ситуация говорит, что у предприятия не достаточно средств для покрытия своих обязательств. Одной из причин является сокращение спроса на продукцию предприятия.

При анализе коэффициентов оборачиваемости следует отметить, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился в 2000 г. по сравнению с 1999 г. и составил 1,03. Отрицательным моментом также считается увеличение длительности одного оборота почти в 2 раза. Это свидетельствует о неэффективности использования оборотных средств. При оценки показателей финансовой устойчивости отмечается за отчетный период уменьшение коэффициента автономии до 0,66 и коэффициента финансовой устойчивости до 0,67. Это говорит об ухудшении финансового положения предприятия и недостаточности собственных источников для формирования оборотных средств предприятия. В связи с этим растет зависимость АООТ «Орелтекмаш» от заемных источников средств. Их доля в собственных средствах предприятия в 2000 г. составила 49% по сравнению с 1999 г.- 24%. Предприятию необходимо проанализировать структуру баланса и принять меры по увеличению его собственных средств.

Положительным моментом деятельности предприятия является сокращение доли дебиторской задолженности в оборотных средствах с 11,35% в 1999 г. до 6,12% в в 2000 г.

При анализе эффективности использования основных фондов рассчитывается показатель фондоотдачи, который показывает объем товарооборота на каждый рубль учитываемых на балансе основных фондов. В нашем примере фондоотдача низкая в 1999 году была равна 0,41 руб. на каждый рубль основных фондов, в 2000 году этот показатель несколько сократился и составил 0,32 руб. в связи с сокращением товарооборота до 55309 тыс. руб. Показатель фондоемкости имеет обратную тенденцию и показывает количество основных средств на рубль товарной продукции. В 1999 году этот показатель составлял 2,44 руб., а в 2000 году он незначительно увеличился до 3,07 руб. Фондовооруженность показывает насыщение работниками основных фондов. На предприятии фондовооруженность за последние 2 года имеет тенденцию к уменьшению в связи с незначительным уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов и роста среднесписочной численности работников. Так в 1999 году фондовооруженность была равна 168,71 руб. на человека, а в 2000 году – 154,72 руб. При анализе деятельности предприятия следует отметить тенденцию увеличения среднесписочной численности работников: в 1999 г. она составляла 1005 человек, а к 2000 году увеличилась на 93 человека и составила 1098 чел. Так как АООТ «Орелтекмаш» получает прибыль в своей деятельности, то его можно отнести к рентабельным предприятиям, хотя рентабельность основных фондов низкая и имеет тенденцию к снижению: в 1999г. – 5,69% , в 2000 г. – 4,81%. Также сокращается рентабельность текущих активов в 2000 г. она составила 5%. Это связано с сокращением чистой прибыли и ростом оборотных активов на предприятии в 2000 г. Это свидетельствует о неэффективном использовании текущих активов. Предприятию необходимо принять меры по повышению эффективности использования основных фондов. Предприятию «Орелтекмаш» необходимо порекомендовать провести анализ выпускаемой продукции, возможно, целесообразно отказаться от некоторых видов продукции и оказываемых услуг, не пользующихся спросом. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. С целью сокращения операционных расходов предприятию можно предложить частичную передачу в аренду основных средств и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования или законсервировать часть основных фондов с целью минимизации уплаты налога на имущество. Это также будет способствовать сокращению расходов на их содержание и будет являться резервом снижения себестоимости продукции. Одним из основных и радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по достижению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, внедрение передового опыта, а также повышении заинтересованности работников в результатах труда.

 АООТ «Орелтекмаш» можно предложить привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход.

Вопросы совершенствования учета расчетов с бюджетом

 

Рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии со­ставлять для контроля за полным и до­стоверным начислением всех на­логовых платежей за каждый от­четный период накопительную сводную ведомость.

Такая накопительная ведо­мость представляет собой своеоб­разный свод налоговых деклара­ций. Только по двум видам плате­жей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по на­копительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года. Целесообраз­но унифицировать формы налого­вых деклараций.

Их нужно составлять по дан­ным накопительной сводной ве­домости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы прове­рить полноту и достоверность на­числения налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомо­сти, а затем сопоставить показате­ли гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомости можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.

Сопоставление данных о начис­ленных налогах в декларациях, накопительной ведомости, оборотной ведомости по аналитическим счетам по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).

Графа 8 накопительной свод­ной ведомости предназначена для контроля за соответствием начис­ленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сум­ма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате нало­га; если же меньше, то о просро­ченной задолженности по НДС.

О хорошем состоянии расче­тов по другим налогам (на при­быль, имущество, рекламу и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах обо­ротной ведомости - кредитовый оборот, кредитовый остаток и де­бетовый оборот.

Показатели оборотного баланса по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции для устранения возможных расхождений в учете поступления платежей предприятия

Заключение

Действующая в России уже девять с половиной лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Организацию работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам РФ. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в России. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны. Сейчас в РФ собирается 60-65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые.

  Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.

Таким образом при совершенствовании учета и налогообложения необходимо:

- максимально снизить корректировки налогооблагаемой базы там, где они делаются в значительных размерах (в первую очередь, по налогу на прибыль);

- система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета;

- в свою очередь, реформирование бухгалтерского учета должно быть также максимально направлено на то, чтобы учесть все особенности построения системы налогообложения;

- не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации[17].

Все эти вопросы постоянно обсуждаются в Государственной Думе РФ, принят Налоговый кодекс РФ.

Литература

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.)

2.Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая – М.:    Юрайт-М, 2001. – 276 с.

3.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

4.Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) .

5.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями).

6..Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий (с изменениями и дополнениями).

7.Инструкция от 11 октября 1995 г. N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями)

8.Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями).

9.Устав АООТ «Орелтекмаш»

10. Учетная политика АООТ «Орелтекмаш» на 2001 год

11.Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.

12.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1996.

13.Тишков И.Е., Прищепа А.И. Бухгалтерский учет.- Минск, «Высшая школа», 1999.

14. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

15.А.Р. Лазарев НДС. Комментарий к главе 21 Налогового кодекса // Главбух, 2000, №18.

16. Н.Н. Наумова Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая // Бухгалтерский учет, 2000, №18.

17. М.З. Пизенгольц Бухгалтерский учет и налогообложение // Бухгалтерский учет, 2000, №14.

18.Толковый словарь бухгалтера. – М.: ИНФРА-М, 1995.

19.Налоговый Кодекс России в схемах. Часть вторая. – М.: КОНСЭКО Пресс, 2001.

 

 

Содержание

Введение

3 I

Теоретические проблемы формирования налоговых поступле -

Ний

4

1.1 Общие правила взимания налогов

1.2 Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам

1.3 Виды налогов

II

Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.