Тема № 10. Аудит издержек производства и обращения и калькулирования себестоимости продукции ( работ, услуг )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления заработной платы и удержания из нее; документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между организацией и работником; определение обоснованности и правильности начисления основной и дополнительной заработной платы, различных доплат и удержаний.

Источники информации: 1) документы по зачислению, увольнению и переводу работников; 2) приказы, распоряжения, контракты; 3) договоры гражданско-правового характера; 4) договоры личного страхования; 5) договоры на выдачу ссуд; 6) табели учета рабочего времени; 7) наряды; 8) листки временной нетрудоспособности.

Нормативная база. Основным документом законодательства о труде является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), вступивший в действие с 1 февраля 2002 года. Статья 56 ТК РФ рассматривает понятие и стороны трудового договора. Существенными условиями договора являются: место работы, дата начала работы, наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием и т.д. В статье 59 ТК РФ оговорены случаи заключения срочного договора: замена временно отсутствующего работника, проведение срочных работ, работа в организациях — субъектах малого предпринимательства, работа за границей, работа творческих работников, с руководителями, заместителями руководителей, главными бухгалтерами организаций всех форм собственности. Другие случаи прекращения трудового договора предусматривает глава 13 ТК РФ. В статье 40 ТК РФ рассмотрен порядок заключения коллективных договоров, которые должны регулировать социально-трудовые отношения в организации, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей.

План и программа проверки.

1. Проверка применения типовых форм документов по учету личного состава: 1) личные карточки на работников; 2) приказы (распоряжения) о предоставлении отпуска, о переводе на другую работу, о прекращении трудового договора (контракта).

2. Установление ведения трудовых книжек на работников.

3. Проверка соответствия применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании.

4. Проверка ведения в цехах (отделах) табеля рабочего времени.

Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется соблюдение трудового законодательства. Аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.

Обобщение результатов проверки. Рабочими документами аудитора являются таблицы для отражения выборочной проверки начислений и удержаний. При проверке необходимо установить причины отклонений, дать рекомендации по устранению выявленных отклонений, порекомендовать использовать унифицированные формы документов.

Цель проверки: 1) соблюдение действующего законодательства о труде; 2) правильность начисления заработной платы, удержаний НДФЛ и начисления

ЕСН; 3) документальное оформление и отражение в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками; 4) определение обоснованности и правильности начисления основной и дополнительной заработной платы, различных доплат и удержаний; 5) правильность ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате как по физическим лицам, так и в целом по предприятию.

Источники информации; 1) положения по предприятию; 2) приказы, распоряжения; 3) штатное расписание; 4) контракты; 5) договоры гражданского правового характера; 6) договоры личного страхования и т.д.

План и программа проверки. Первоначально аудитору требуется выяснить состояние нормативной базы и учета по соответствующим вопросам, ознакомиться со штатным расписанием, приказами дирекции организации о зачислении сотрудников на должности с назначением окладов (на выборку), заключенными трудовыми договорами, положениями об оплате труда и премирования, состоянием табельного учета, оформлением расчетно-платежных и платежных ведомостей, трудовыми соглашениями, договорами подряда и другими документами, связанными с оплатой труда. При проверке расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен установить: какие формы и системы оплаты труда используются в данной организации (повременная, сдельная, аккордная); списочный и среднесписочный состав работников; кто ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда, какими нормативными документами пользуется бухгалтер, кому подчиняется, кто проверяет качество его работы.

Необходимо проверить подлинность первичных документов, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.

Особого внимания требует проверка своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат, правильности удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за полученные заем и т.д. Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50% месячного заработка. При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной платы НДФЛ, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверить заявления работников на предоставление им стандартных налоговых вычетов при расчете НДФЛ.

Обобщение результатов проверки. Рабочими документами аудитора являются таблицы для отражения выборочной проверки начислений и удержаний. При проверке необходимо установить причины отклонений, дать рекомендации по устранению выявленных отклонений. Рекомендовать организации оптимальный штат работников.

Целью проверки затрат на производство является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам, с тем чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита затрат на производство: 1) оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов; 2) подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 3) подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых (косвенных) расходов и пр.

Источники информации:

1) баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

4) положение об учетной политике организации;

5) регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 и т.д.

Последовательность работ разделяется на три этапа — ознакомительный, основной и заключительный.

Методы учета. Нормативный метод учета используют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. В этом случае отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам; обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируются изменения текущих норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяется влияние этих изменений на себестоимость продукции. В итоге фактическая себестоимость продукции (Зф) исчисляется поформуле:

Зф = Зн + О + И,

 

где Зн — затраты по текущим нормам; О — величина отклонений от них; И — изменения норм. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведется на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п. с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях массового и крупносерийного производства. Различаются бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода. В первом случае учет затрат ведется по каждому переделу.

В бухгалтерских документах движение полуфабрикатов не отражается, их движение контролируется по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведется в цехах. Во втором случае движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и себестоимость полуфабрикатов калькулируется после каждого передела.

Цель проверки — определение соответствия применяемой предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам.

Задачи:

1) подтвердить соответствие оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству;

2) оценить соответствие бухгалтерской отчетности данным синтетического и

аналитического учета составляющих конечного финансового результата;

3) проверить полноту и своевременность отражения, а также документального

оформления операций по формированию финансового результа деятельности предприятия.

Источники информации:

1) данные синтетического и аналитического учета;

2) главная книга;

3) баланс (форма № 1);

4) отчет о финансовых результатах (форма № 2);

5) планово-экономическая документация;

6) решения собственника о покрытии убытков предприятий;

7) внутренние распорядительные документы предприятия;

8) документы и расчеты в части организации договорных отношений.

План и программа проверки. В плане следует предусмотреть способ проведения аудита — сплошной или выборочный. Во втором случае необходимо установить порядок аудиторской выборки. На этапе планирования аудитором разрабатывается общий план. Затем составляется рабочая программа аудита применительно к аудиту финансовых результатов и использования. Вначале следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, в том числе формы № 2, данным синтетического учета.

Далее рекомендуется произвести оценку правильности формирования данных главной книги для выявления возможных ошибок и нетипичных бухгалтерских записей. Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в главной книге, и соответствующего регистра синтетического учета осуществляется путем сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам главной книги (счета 99 и 84) с аналогичными показателями регистра синтетического учета, а также данных отчетности — баланса (формы № 1) и формы № 2. Для установления достоверности арифметической суммы финансового результат предприятия (в форме № 2) на начальном этапе аудита также можно использовать балансовые методы контроля.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено: операции по продаже надлежащим образом санкционированы; на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже; продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета; стоимостная оценка операций по продаже правильно определена; суммы продажи правильно классифицированы; суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

Методика проверки капитала и резервов. Начинается проверка с расчета уставного капитала и расчета с учредителями. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в уставных документах. Проверяются все записи за год по счету 80. Любое изменение должно фиксироваться в уставных документах. Уменьшение уставного капитала может происходить по решению собрания акционеров и учредителей.

Увеличение уставного капитала может происходить не только за счет взносов учредителей, но и за счет других источников. При проверке формирования уставного капитала за счет собственных средств учредителей следует проверить вклады учредителей и их оценку. Вклады учредителей должны оцениваться специальными справками или актами оценки аудиторских фирм, оценочных компаний или отделами по оценке недвижимости. Кроме формирования, изменения уставного капитала проверяются и расчеты с учредителями по выплате им дивидендов. Далее проверяется правильность совершения операций и отражение их в регистрах бухгалтерского учета по счетам 81, 82 и 83. Счет 81 обобщает информацию о наличном движении собственных акций. Акции могут быть перепроданы или аннулированы в ходе организационной и производственной деятельности ДО. При проверке следует обратить внимание на правильность составления реестров акционеров, правильность оформления дополнительной эмиссии, а также на аннулирование акций и правильность составления заявок в комитет по контролю за недвижимостью или специальную комиссию, которая является разрешающим органом выпуска дополнительной эмиссии и регистрирует ее. Тут же проверяется и корректировка в соответствии с изменением реестра акционеров уставных документов и решение собрания акционеров. При проверке формирования резервного капитала проверяются учредительные документы, где оговаривается порядок создания резервного капитала и порядок отчисления ежегодных платежей.

Следующим проверяется счет 83 «Добавочный капитал». При проверке данного счета особое внимание уделяется порядку его формирования при организации его предприятием. На счете 83 отражается прирост стоимости внеоборотного капитала, а также сумма разницы между номинальной стоимостью акций и суммой, вырученной от продажи этих акций, а также стоимость переоценки как повышающая, так и понижающая. Отражается списание добавочного капитала на увеличение уставного капитала или погашение расчетов с учредителями за счет снижения размера добавочного капитала.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 250.