Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике

Под рыночной понимают такую экономику в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок. Современная рыночная эк-ка промышленно развитых стран Запада характеризуется:

qнасыщенностью товарами массового пр-ва, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;

qей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;

qменяются целевые функции фирм. Хоть прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;

qпроисходит изменение форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);

qконкуренция становиться регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, разв-я межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых гос-вом мер по сужению или расширению конкуренции;

qв современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

Субъекты рыночной экономики:

1) Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- самостоятельно принимает решения;

- является собственником какого-либо фактора пр-ва;

- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.

К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств пр-ва.

2) Фирма – это экономическая единица, которая:

- самостоятельно принимает решения;

- стремиться к максимизации прибыли;

- использует факторы пр-ва для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и гос-ву.

3) Под гос-вом понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а гос-во – гос-венный. Все эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов пр-ва и финансовом рынке.

Экономические ресурсы:

К основным экономическим ресурсам, или вводимым факторам пр-ва, относят труд, капитал, землю, предпринимательские способности. Экономические ресурсы играют важную роль на микроэкономическом уровне. от их рационального использования зависит доход владельцев факторов пр-ва, снижение затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы предприятия.



Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство.

 

Конкуренция - (от лат. сoncurre – сталкиваться) :

Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество эк-х субъектов за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров.

Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.

Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения гос-венной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации пр-ва и сбыта.

Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство эк-го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.

Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия гос-венных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Гос-венный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;

Выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей; предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.

В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе гос-венного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.

Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.



Оценка риска акций.

Оценка залоговой цены акций, предлагаемых банку как обеспечение по кредиту, прежде всего должна обезопасить банк от снижения их стоимости ниже суммы выданного кредита и процентов по нему. Поэтому оценка рыночного риска акций сводится к определению возможного максимального падения их цены. Для этого используется анализ ряда, значениями которого являются не изменения цен, а разброс между максимальной и минимальной котировкой акции за рассматриваемый период.

Оценка ценового риска.

Перед кредитором встает вопрос, сколько будет стоить предмет залога на момент погашения кредита. Для долговых инструментов этот вопрос трансформируется в оценку будущего уровня процентной ставки по активу. Поэтому определяется будущая стоимость актива на момент погашения кредита исходя из прогнозируемой процентной ставки при неблагоприятном развитии событий.

Существует много подходов к оценке доходности финансовых активов. Наиболее распространенный в мире метод VAR (Value-At-Risk) в случае с долговыми инструментами в российских условиях нельзя признать исчерпывающим. В залог часто принимаются краткосрочные инструменты, у которых просто нет достаточной истории цен для статистического анализа. Поэтому определение параметра по залоговому активу происходит на основе экспертных оценок. Полученная будущая цена векселя на момент реализации залога Р(Т) затем дисконтируется.

Банк России

ЦБ – это орган гос. ден.-кред. регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования ден. обращения, контроля за деят-стью кредитных учреждений, осуществление функций банка банков, хранения офиц.золотовалютных резервов. Однако независимость ЦБ должна иметь свои объектные пределы, т.к. углубление принцип. противоречий с правительством м.затруднить управление страной. Т.о., положение ЦБ всегда двояко. Во всех странах ЦБ юридически самостоятельны и не должны полностью подчиняться гос-ву. Вопросы независимости имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения гос-х финансов и банк. ресурсов.Функции ЦБ: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую гос.ДКП, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию нал. денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 5) устан. правила проведения банк. операций. бух. учета и отчетности для банк. сис-мы; 6) осуществляет гос. Регистрацию кред. организаций. выдает и отзывает лицензии кред. организаций и орг-ций, занимающихся аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кред. организаций; 8) регулирует эмиссию ц/б кред.орг-циями в соответствии с фед. законами; 9) осуществляет самостоятельно по поручению Правительства РФ все виды банк. операций. необходимых для выполнения осн. задач ЦБ; 10) осуществляет вал. регулирование, включая операции по покупке и продаже ин. валюты; определяет порядок расчетов с ин.гос-вами; 11) организует и осуществляет вал. контрль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; 12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление; 13) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам и иные функции в соответствии с фед.законами.Пассивные операции – операции, с помощью которых образуются банк. ресуры. Особенность ПО – источником образования их ресурсов служит не собств.капитал и привлеченные вклады, а эмиссия банкнот. Активные операции – операции по размещению банк. ресурсовПО ЦБ: 1) современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании КБ гос-вом и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кред. обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот обеспечена: 1 – при кредитовании КБ-ков – векселями и др.; 2 – при кредитовании гос-ва – гос.долговыми обязательствами; 3 – при покупке золота. Ин.валюты эмиссия определяет соотношение золота и ин.валюты. Обеспечением банк.эмиссии явл-ся активы ЦБ.2) привлечение срдств КБ. Проводится по 2-м направлениям – нахождение средств на кор/счетах КБ, открываемых ЦБ; привлечение средств в резервы. т.е. создание обязательных миним.резервов, которые ЦБ должен хранить в КБ;3) хранение средств бюджета и исполнение бюджета;4) выполнение расчетов между КБ; 5) второстепенные ПО, которые меняются в зависимости от того.Какую позицию занял ЦБ.АО ЦБ: 1) приобретение золота и ин. Валюты; 2) создание кассового резерва нал.денег в РКЦ; 3) учетно-ссудные операции (а- ссуды КБ и гос-ву под залог векселей, гос.облигации и др.ц/б; б – учетные операции: покупка векселей у гос-ва и банков). Ставка, по которой ЦБ предоставляет ссуды под переучет векселей, наз-ся учетной или дисконтной. 4) межгос-венные расчеты; 5) банковская инвестиция – покупка гос-х ц/б с целью регулирования ликвидности банк.сис-мы и управления гос.долгом в ходе проведения ден-кред.политики

Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов гос-венной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собст-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Гос-во не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы гос-венной власти, органы гос-венной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Гос-венную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Гос-венной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.



Кассовые операции банков

 

Кассовые операции - это операции банков по приему и выдаче денег и ценностей клиентам банка. Касса – наиболее ликвидный актив, но низкодоходный. Целевое назначение кассовых операций – бесперебойное обслуживание клиентов.

Вся денежная наличность, используемая для выполнения этих операций, называется операционной кассой банка.

Налично-денежный оборот КБ регулируется Банком России, являющимся эмиссионно-кассовым центром на основе Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.98 №14-П.

Принципы организации денежного обращения:

• все хозяйствующие субъекты хранят денежные средства на счетах в КО;

• прием наличных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ;

• порядок и сроки сдачи/получения наличных денег устанавливается Банком по согласованию с клиентом;

• клиентам банков устанавливается лимит кассовых остатков;

• Банкам устанавливается лимит операционной кассы.

Кассовые операции ЦБ РФ

Кассовые операции ЦБ РФ нацелены на обслуживание коммерческих банков, осуществляются на основе договора и обеспечивают:

• рациональный оборот наличных денег в рамках проводимой банком денежно-кредитной политики;

• своевременное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов поступившие в кассы РКЦ наличные деньги;

• своевременную выдачу клиентам ЦБ РФ в соответствии с их лимитными требованиями денег для осуществления расчетов.

Для совершения операций с наличными деньгами каждый РКЦ имеет оборотную кассу, предназначенную для учета денег, находящихся в обращении (зачисление поступающей наличности и выполнение расходных операций). Порядок регулирования оборотных касс в Главных Управлениях Банка России (ГУ) и РКЦ включает правила:

• установления лимитов оборотных касс – сверхлимитный остаток сдается в РКЦ через инкассатора;

• подкрепления оборотных касс;

• перечисление сверхлимитных остатков из оборотных касс в резервные фонды; 70208

• обмена ветхих купюр. Штрафы, пени, неустойки уплаченные

Штрафы, пени, неустойки полученные

Поступающие от КБ заявки удовлетворяются при наличии средств на корреспондентском счете накануне дня их выдачи. Для оборотной кассы самого РКЦ также устанавливается лимит, если его недостаточно, РКЦ подает в ГУ заявку на подкрепление оборотной кассы (рис. 4.13).

Резервные фонды – еще не выпущенные в обращение или уже изъятые денежные знаки. Средства РФ могут быть использованы только с разрешения Банка России. 70107

Другие доходы

Рисунок 24 70209

Другие расходы

Принципиальная схема подкрепления оборотной кассы в РКЦ

Кассовое обслуживание в Коммерческом банке Для расчета прибыли выделяют процентные и непроцентные доходы и расходы.

Кассовое обслуживание клиентов производится КБ в соответствии с “Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях Российской Федерации”, установленным Банком России (№56 от 25 марта 1997г.) и Положением Банка России № 14-П от 5.01.98. Прибыль банка характеризует конечный финансовый результат, отражается по пассивному сч. №703.

Балансовая прибыль представляет собой разницу между доходами (сч. №701) и расходами (сч. №702).

Данный порядок включает правила налично-денежного оборота:

• для клиентов банков - юридических лиц;

• для коммерческих банков.

Деньги могут быть сданы:

• в кассы банка;

• инкассаторам для последующей сдачи в банк;

• предприятиям связи для перечисления на счета в банк.

Выдача наличных денег производится всем хозорганам в пределах имеющихся у них на счетах средств на основании справки - заявки о потребности в определенной сумме денег на потребление (заработная плата, командировочные расходы и т.п.).

Банки выполняют операции с наличными деньгами в соответствии с утвержденным ЦБ на основании их проектов кассовым планом. Кассовое планирование банка базируется на кассовых заявках клиентов.

Прогнозирование кассовых оборотов в банковской системе РФ.

Календарное планирование выдачи наличных денег в учреждениях банков РФ

Организация кассовой работы в банке осуществляется в соответствии с правилами ЦБ РФ и обозначается термином “кассовая дисциплина”. Правила регламентируют:

• общий порядок ведения операций;

• правила перевозки денежных знаков;

• правила хранения денежных знаков;

• порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот.

Требования достаточно жесткие. Банки обязаны иметь хорошую материально-техническую базу, специально оборудованное и охраняемое помещение, иначе они не получают разрешения на проведение кассовых операций.

Отдел кассовых операций банка включает следующие операционные кассы:

• приходные - прием наличных денег;

• расходные - выдача денег;

• приходно-расходные (для банков, где объем операций невелик);

• вечерние (обслуживание клиентов, работающих с наличностью в вечерние и ночные часы);

• для размена денег;

• для пересчета денежной выручки.

Прием и выдача денег возможна только на основании распоряжения учетно-операционного работника, оформленного кассовыми документами (приходными и расходными), которые должны иметь подписи соответствующих должностных лиц банка34.

Для обеспечения сохранности ценностей и правильной организации кассовой работы кассовые операции находятся под постоянным контролем.

Формы контроля:

• текущий (внутренний);

• внешние ревизии.

34 Подробное изложение процедуры кассового обслуживания клиентов банка см.: “Банки и банковские операции”. - Под ред. проф. Е.Ф.Жукова, гл. 5. - М.: 1997.



Внешние и внутренние риски

Внешние (сис-матические) кредитные риски не связаны с конкретно выданными кредитами. На них воздействуют внешние факторы, не зависящие от деятельности кредитной организации или конкретного заемщика. Это могут быть факторы мирового или национального характера. Они не поддаются диверсификации и представляют собой общий риск на все виды кредитов и приравненных к ним операций. Причем кредитор не сможет вернуть свои средства, не понеся потерь. Вследствие чего анализ этих рисков предполагает оценку эффективности кредитования вообще и возможности вложения банком средств в другие активы, менее рисковые (ценные бумаги, валютные средства и т.д.). Эти виды риска прогнозируются путем изучения мирового и национального текущего кредитного рынка и его дальнейшего разв-я на основе анализа макро-показателей. При этом учитываются такие факторы влияния на внешние риски, как состояние и перспективы разв-я экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика гос-ва и возможные ее изменения в результате гос-венного регулирования. К внешним кредитным рискам относятся: политический риск, макроэкономический риск, социальный, инфляционный, отраслевой, региональный, риск законодательных изменений (например, создание регулятивных благоприятных условий для предоставления одних видов кредитов и ограничений по другим), риск изменения процентной ставки. Кредитная организация не может их точно прогнозировать и предупредить, а может только учесть при управлении кредитными рисками в виде дополнительных резервов как прямого, так и скрытого характера.

Внутренние (несис-матические) кредитные риски связаны с потерей средств в результате финансового положения конкретного заемщика и уров­ня управления банком-кредитором, то есть риски, зависящие от таких факторов, как коммерческая деятельность заемщика, его кредитоспособность, условия деятельности кредитной организации: специфика работы клиента и его банка, профессиональный уровень, характер операций, рентабельность, деловая активность, репутация и т.д. Таким образом, внутренние кредитные риски делятся на два вида: риски, связанные с организацией-заемщиком, и риски, связанные с деятельностью банка-кредитора. Также среди них можно выделить индивидуальный кредитный риск, возникающий по отдельно взятой ссуде, и совокупный кредитный риск, который возникает по всему кредитному портфелю кредитной организации.

 

Индивидуальный риск

Это кредитный риск, возникающий по отдельно взятой кредитной или приравненной к ней операции или группе приравненных операций конкретной кредитной организации. На него влияют факторы менеджмента, разработанные методы и приемы управления рисками и условия проведения кредитных и приравненных операций в конкретной кредитной организации и методы выделения и группировки однородных кредитных и приравненных операций по факторам риска.

Особенно важным на современным этапе разв-я банковской сис-мы России является выделение рисков, присущих отдельным кредитным операциям банка, например, как при кредитовании по овердрафту:

· риск возникновения несанкционированного овердрафта;

· риск нарушения очередности платежей при овердрафте;

· риск непрерывности ссудной задолженности по овердрафту и ряд других.

· Для инвестиционных кредитов характерны следующие специфические риски:

· риск неправильного определения потребности клиента в кредитовании;

· риск неправильного выбора пакета кредитов;

· риск неокончания строительства;

· риск устаревания проекта;

· риск обесценения обеспечения;

· риск нехватки сырья, отсутствия рынка сбыта готовой продукции;

· риск неправильного расчета потоков наличности;

· риск пересмотра прав собственности на проект;

· риск неплатежеспособности гаранта;

· риск некачественного инвестиционного меморандума.

Индивидуальный кредитный риск или кредитный риск заемщика напрямую связан с его репутацией и результатами хозяйственной деятельности. Этот риск определяется следующими факторами:

· Риск эффективности текущей деятельности — риск возможности потерь, наступающий в связи с отрицательными результатами финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Эффективность хозяйственной деятельности организаций зависит от рода их деятельности, принадлежности к отраслям народного хозяйства (торговля, промышленность и т.д.), от уровня управления (типа поведения на рынке) и т.д.

· Риск ликвидности — это риск потерь в случае неспособности организации-заемщика исполнять свои текущие обязательства. Фактор, который показывает связь кредитного риска с риском ликвидности, их взаимное влияние и проникновение.

· Риск невыполнения обязательств — риск потерь по причинам неисполнения, неполного или некачественного исполнения обязательств. Он может возникнуть в результате непредвиденных обстоятельств (потеря, утрата залога и т.д.

· Финансовый риск — это риск потерь в случае банкротства заемщика.

· Риск мошенничества — риск, возникающий в результате злоупотреблений заемщика и нежелания его вообще возвращать свои долги. Это факторы, которые показывают связь кредитного риска с операционным.

· Внешние риски, влияющие на деятельность конкретного заемщика. Это факторы, определяющие взаимопроникновение различных видов риска друг в друга.

· Риски заемщика, спровоцированные непосредственно кредитной организацией из-за неправильной оценки риска по отдельно взятой ссуде, неправильного выбора вида ссуды и конкретных условий кредитования банковским менеджером.

Основной задачей кредитного комитета является минимизация кредитных рисков банка и обеспечение доходности по операциям кредитования клиентов банка в национальной и иностранной валютах, а также контроль над состоянием ссудного портфеля.

Основными функциями кредитного комитета являются:

· Контроль над кредитными рисками, возникающими в процессе деятельности банка.

· Установление лимитов кредитования на заемщиков, групп лиц, связанных с заемщиком, банки-контрагенты, определение инструментов финансирования, а также лимиты по иным объектам вложения в соответствии с утвержденной кредитной политикой банка;

· Принятие решений о предоставлении кредита или об отказе в его предоставлении заемщикам или группе лиц, связанных с заемщиком на основании экспертных заключений соответствующих структурных подразделений банка.

· Утверждение или изменение (в случае необходимости) в зависимости от степени кредитного риска условий, форм, схем, объемов кредитования.

· Принятие решений о необходимости замены обеспечения по ранее заключенным кредитным договорам и договорам о залоге.

· Установление требований к способам обеспечения возврата кредита и обеспечению иных обязательств.

· Разработка и принятие конкретных решений по качеству ссудного портфеля банка и его эффективному использованию.

· Разработка кредитной стратегии банка на краткосрочный и среднесрочный периоды в соответствии с программой привлечения клиентов.

· Рассмотрение и утверждение проектов, изменений к проектам внутренних положений, регулирующих кредитную деятельность банка.

· Осуществление контроля над исполнением ранее принятых решений заседаний кредитного комитета.

· Предоставление материалов на рассмотрение и принятие решений на правление банка.

· Рассмотрение и утверждение новых проектов и программ, изменений проектов и программ, связанных с развитием кредитной деятельности банка.

· Рассмотрение и утверждение отчетов по фактам нарушений, выявленных в кредитном процессе, а также по вопросам качества и полноты формирования и хранения кредитной документации и кредитного досье заемщика.

Кредитный комитет наделен полномочиями принимать решения по предоставлению кредитов клиентам банка на суммы, цели и сроки, согласно кредитной политике и стратегии банка; утверждению проектов, изменений к проектам внутренних положений, регулирующих кредитную деятельность банка; утверждению проектов, изменений к проектам типовых форм кредитных договоров и других документов, связанных с осуществлением кредитных операций; изменению классификации ссудной задолженности как относящейся к более низкой группе риска, чем это вытекает из формализованных критериев, определенных инструкцией ЦБ РФ № 254-П; изменению параметров кредитования по действующим кредитным договорам (процентная ставка, срок, сумма и т.д.); утверждению кредитных лимитов:

· на банки – корреспонденты;

· на кредитование клиентов;

· на предоставление и выпуск гарантий и аккредитивов (непокрытых);

· на операции по учету, авалированию векселей, покупки иных ценных бумаг;

· на страховые компании;

· на эмитентов ценных бумаг.

А также утверждению отчетов соответствующих структурных подразделений о состоянии кредитного портфеля; согласованию новых проектов и программ, изменений к проектам и программам, связанным с развитием кредитной деятельности банка. В случае необходимости и при недостаточности полномочий в принятии решения, выносить вопросы на рассмотрение Правления Банка и Совета директоров.

Классификация кредитных рисков в зависимости от критериев Таблица 1



Работа банка с векселями

 

Работа банка с векселями.

Вексель – составленное по установленной законом форме безусловное долговое обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю); ценная бумага. Различают простой и переводной вексель. Они отличаются тем, что в переводном векселе плательщиком является тот, кто принял на себя обязательства платежа (акцептант). Передача от одного держателя другому регулируется посредством индоссамента. Вексель выполняет расчетную функцию, когда он выдается для того, чтобы погасить денежный долг по предыдущей сделке путем замены его на новый вексельный долг. И кредитную, т.к. в большинстве случаев отсрочка оплаты наличными деньгами покупки сопровождает выдачу векселя. Векселя подразделяются на финансовые, товарные, дружеские и бронзовые. Посредством векселя можно оплатить купленный товар или предоставить услуги на условиях коммерческого кредита, возвратить полученную ссуду. Внедрение вексельного кредита дает возможность предприятиям расплатиться за приобретенные товары и услуги и в то же время максимально сократить расходы на обслуживание долга. Ряд российских банков активно практикуют вексельные операции, рассматривая их как эффективный способ привлечения и удержания клиента, что в условиях кризиса ликвидности и обострения межбанковской конкуренции является приоритетной задачей. Инкассирование векселей. Банки выполняют поручения векселедержателей по получению платежей по В в срок,. берут на себя отве-ость по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей. Домициляция векселей. Банки по поручению клиента производят платежи по векселям в установленный срок. Эта операция противоположна инкассированию. Операция учета векселей. Векселедержатель передает (продает) вексель банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом (за досрочное получение) определенного % от этой суммы, т.е учетного % или дисконта. Таким образом, с позиции банка это покупка любого несобственного векселя. Комм. банк может быть заинтересован в учете векселей крупных акционеров банка, а так же клиентов, которым ранее были выданы ссуды, для возврата которых банку необходимо улучшить фин. состояние клиента. Банк будет учитывать векселя тех клиентов, с которыми планирует расширение сотрудничества. Поэтому этой операции банки придают особое значение.



Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация

 

В переводе с греческого "сис-ма" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех эк-х сис-мах для пр-ва требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы эк-х систем: две рыночные сис-мы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная эк-ка свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная эк-ка (современный капитализм), а также две нерыночные сис-мы — традиционная и административно-командная, а также экономической сис-мы переходного типа.

Рыночная эк-ка свободной конкуренции (чистый капитализм)

Отличительными чертами этой экономической сис-мы являлись частная собст-ть на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; Каков механизм решения ключевых эк-х задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке

Современная рыночная эк-ка (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная сис-ма оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собст-ть в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание НТР, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие гос-ва на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования.

Традиционная экономическая сис-ма

Отличительные особ-ти традиционной экономической сис-мы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В настоящее время традиционная экономическая сис-ма сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня разв-я.

Административно-командная сис-ма (централизованная,плановая, коммунистическая)

Эта сис-ма господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских гос-в.

Характерными чертами административно-командной сис-мы являются общественная (а в реальности гос-венная) собст-ть практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной сис-мы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов гос-венной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, гос-венный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.