Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.
1)Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую гос. и пр. как вечные и неизменные институты, глубоко несвязанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объединенный либо субъективный идеализм). Так причины возникновения и сам факт существования гос. и пр. объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласием воли людей (договором), материалистическая же диалектика – социально – экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антологические классы).
2)Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличии от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
Анализ – это условное разделение сложного государственного – правового явления на отдельные части. Так, многие категории ТГП формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.
Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило применяются в единстве.
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод даст возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.
Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания, правовых привилегий и иммунитетов, юрид. Ответственности и т.д.
Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в 9 регионах РФ судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного правопорядка органами местного самоуправления и т.д.
3)Частноучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся конкретно – социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
Конкретно – социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно – правовой сфере.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно – правовых явлений, таких как правонарушения, юрид. практика, деятельность гос. органов.
Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно – правовые явления.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, являющиеся сугубо юрид.: формально – юрид. и сравнительно – правовой.
Форм. – юр. метод позволяет определить юр. понятия (например, такие специальные юр. термины, как «существенный вред», «юр. лицо», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.д.
Сравнительно – правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юр. Практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.