Реакция эмоционального дисбаланса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная реакция характеризуется широким диапазоном отрицательно окрашенных эмоций, а также сокращением круга и глубины контактов. То есть подросток постоянно «загружен», не идет на общение, дистанцируется от старых друзей и знакомых, агрессивно реагирует на попытки окружающих выяснить причины подобного поведения.

Пессимистическая ситуационная реакция

При реакциях данного типа выражены в первую очередь изменения мироощущения, установление мрачной окраски мировоззрения, суждения и оценок, видоизменение и переструктурирование системы ценностей. Это весьма неблагоприятно потому, что мир воспринимается в самых «черных тонах», стойко снижается уровень оптимизма, преграждается путь к репродуктивному планированию деятельности, которое, в конце концов, исчезает вовсе. Тогда вся энергия психики устремляется в русло разрушительных и саморазрушительных тенденций с выходом в так называемый «сиюминутный» суицид (т.е. суицид, произошедший под влиянием одномоментного порыва, незапланированный и непродуманный).

Реакция отрицательного баланса

Содержанием данной реакции является рациональное «подведение жизненных итогов», предполагающее высокий уровень самокритичности, отсутствие аффективной напряженности («холодный» пресуицид[5])

Реакция демобилизации

Реакция демобилизации отличается отказом или ограничением привычных контактов, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Результативность деятельности, продуктивность (на фоне усугубляющейся астенизации и потери активности) оказывается невысокой и не удовлетворяет самого субъекта, усугубляя его душевный дискомфорт и ощущение отвергнутости и изолированности

Реакция оппозиции

Ситуационная реакция оппозиции характерна своей выраженно экстрапунитивной позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности. В отдельных случаях агрессивные тенденции меняют направление, переключаясь на механизм аутоагрессии. Подобный тип реакции имеет невысокий уровень суицидального риска. Только в крайне редком случае, при неразрешенном конфликте лица, давшие этот тип ситуационной реакции, прибегают к демонстративно-шантажным суицидальным действиям.

6. Реакция дезорганизации

Реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент с выраженными соматовегетативными проявлениями (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризисы, нарушения сна).

Глава 2. Диагностика, профилактика и превенция суицида

 

«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления…

Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится

главным вопросом…»

Альбер Камю

 

 

В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид.

Итак, формирование суицидальной мотивации. Очень важный вопрос – как в голове совсем молодого человека могла зародиться, созреть, и перерасти в действие столь разрушительная мысль? Скорее всего, это происходило в три этапа: 1. Возникновение пассивных мыслей о смерти и уходе из жизни, фантазий на тему своей смерти. Однако эти мысли еще не имеют характера суицидальных, т.е. лишение себя жизни не рассматривается как произвольное действие. Человеку в голову приходят мысли типа: «вот бы уснуть и не проснуться» «хорошо бы умереть…», и т.д. Наряду с такими пассивными мыслями человек начинает испытывать непреодолимое влечение к смерти. 2. Далее человек переходит в стадию, которую условно можно назвать суицидальными замыслами. Влечение к смерти усиливается, и мысли о ней из абстрактно-мечтательных превращаются в более оформленные и практичные замыслы. Позже к ним присоединяется волевой компонент и решение, так что суицидальную мотивацию можно считать практически оформленной. 3. И на последней, третьей стадии человек демонстрирует уже сформированное суицидальное поведение, то есть, говоря научным языком, внешние и внутренние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Причем еще одной интересной особенностью второй и третьей стадий является то, что потенциальный суицидент всюду начинает видеть знаки – подтверждения того, что его замысел верен, и единственно возможен.

Кстати, интересный факт: после того, как в московском метро увеличилось число самоубийств, городской думе было предложено заменить таблички «Выхода нет», которые якобы могли толкнуть и без того одержимого суицидальными мыслями человека на прыжок под поезд. Однако предложение это депутатами было…не то чтобы отвергнуто, скорее не замечено. 

Вообще же весь период, от возникновения мыслей о смерти до осуществления суицидального замысла принято называть пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (при остром аффективном пресуициде) или месяцами (хронический пресуицид). Причем в случае с острым пресуицидом первая стадия, как правило, пропускается. Человек сразу решает лишить себя жизни.

Диагностика суицида.

Я думаю, прежде всего, стоит определиться с тем, какие группы подростков наиболее склонны к суицидальному поведению:

· Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой. По данным некоторых источников, 30% подростков, пытавшихся совершит самоубийство единожды, повторяют попытку.

· Страдающие алкогольной зависимостью подростки. Это заболевание имеет отношение примерно к 50%: суицидов в среде молодежи. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, предшествуют суициду.

· Подростки, страдающие наркотической и/или токсической зависимостью. Наркотики и прочие психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

· Подростки, в семьях которых есть самоубийцы.

· Физически неполноценные подростки; подростки, страдающие хроническими, смертельными заболеваниями

· Психически больные подростки, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями.

· Подростки, пережившие тяжелые утраты (смерть родителей, например). Особенно опасны первые полгода. В это время подросток нуждается в неусыпном надзоре.

Далее хотелось бы рассмотреть характерологические особенности потенциальных молодых самоубийц:

1. Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.

2. Повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимость от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре «я-она» или «я-он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.

3. Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию

4. Зацикленность на собственных неудачах, острое их переживание, общий пессимистический взгляд на будущее

5. Эгоцентризм; погруженность подростка в себя, сосредоточенность на своем внутреннем мире. Подростки, с нарушением сферы межличностных отношений. «Одиночки», замкнутые и необщительные подростки. Особенно с IQ выше среднего.

6. Аутоагрессивные подростки – негативное отношение к себе, стремление наносить себе вред и причинять боль

Помимо этих черт можно также добавить результаты исследований знаменитого российского психиатра А.Е. Личко, работавшего с подростками.

Он указывал на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера[6]. По данным Личко, при демонстративном суицидальном поведении (без истинного намерения убить себя), 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы личности.

Подростки с эмоциональными нарушениями также в некоторой степени могут быть подвержены суициду (особенно импульсивному). Определить наличие или отсутствие эмоциональных нарушений можно по следующим признакам:

· Потеря аппетита или же импульсивное расстройство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

· Частые жалобы на соматические нарушения (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость)

· Необычайно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

· Постоянное чувство одиночества, бесполезности вины и грусти

· Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи

· Погруженность в размышления о смерти

· Отсутствие планов на будущее

· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

· Подростку трудно контролировать свои эмоциональные реакции; случаются немотивированные приступы плача или смеха

· Циклические смены настроения: неожиданный переход от повышенного эмоционального фона к подавленности и мрачности.

Однако ко всем вышеперечисленным группам риска не следует относиться как к истине в последней инстанции. Не следует торопиться с выводами. Подросток, попадающий в группу риска, не обязательно склонен к суициду. Необходимо помнить, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.