Модели отмывания криминальных фондов денежных средств.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Трехфазовая модель. Она является наиболее распространенной и пред полагает выделение в едином процессе легализации следующих стадий: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration). Указанные три стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от имеющегося механизма легализации от требований, предъявляемых преступной организацией.

Размещение (placement) - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориально удаление от мест их происхождения. Размещение осуществляется в традиционных финансовых учреждениях; нетрадиционных финансовых учреждениях; розничной торговле, либо полностью за пределами страны.

Этап размещения крупных сумм наличности является самым слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги наиболее легко могут быть выявлены на этом этапе.

Расслоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение больших сумм денег прошло успешно, т.е. не было обнаружено, то вскрыть дальнейшие действия отмывателей денег становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих конфискации.

Интеграция (integration) стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно нажитом состоянию.

Четырехфазовая модель. Этот подход к структурированию процесс отмывания используют эксперты ООН. Основными стадиями легализации являются:

Первая стадия - освобождение от наличных денег и перечисление и на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредник должны иметь собственные счета в банках. В настоящее время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющих выходы на международные банки.

Вторая стадия - распределение наличных денежных средств. Он реализуются посредством скупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. На этой стадии создается сеть осведомителей, которые могут сообщать правоохранительным органам о незаконном обороте денежной массы. Как показывает зарубежный опыт, распределение наличных де нежных средств осуществляется часто в пунктах по обмену валюты, казино и ночных клубах.

Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;

перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально новых счетов фирм или иных учреждений;

использование подпольной системы банковских счетов.

Четвертая стадия - интеграция денежной массы. На этой стадии преступные сообщества инвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса.

Двухфазная модель. Согласно этой модели основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание" денег) и Recycling (возвращение в оборот). П. Бернаскони относит эти стадии, соответственно, отмыванию первой и второй степени.

Первая степень представляет собой "отмывание" денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. "Отмывание" первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства ил другие виды валют. На этой стадии осуществляются краткосрочные операции.

Вторая степень представлена среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам придается видимость полученных из законных источников, и вводятся в легальный экономический оборот.

Далее рассматриваются основные формы "отмывания" денег в рамках наиболее распространенной трехфазовой модели, на каждой из стадий которой применяются специфические методы.

Размещение - первая стадия отмывания доходов, полученных из нелегальных источников

Размещение это физическое размещение наличных де нежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориально удаление от мест их происхождения.

Размещение является первым шагом легализации денег и наиболее слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги относительно легче могут быть выявлены именно на этом этапе.

Известны различные методы размещения, которые в зависимости от используемых при этом финансовых институтов можно объединить в следующие категории (рисунок):

а) размещение в традиционных финансовых учреждениях;

б) размещение в нетрадиционных финансовых учреждениях;

в) размещение через учреждения нефинансового сектора;

г) размещение за пределами страны.

Таким образом, капиталы проходят через финансовые и банковские учреждения малых стран, а потом их вкладывают в страны, обладающие сильными налоговыми системами, однако так, чтобы нельзя было узнать их реального владельца. Другая же часть этих капиталов камуфлируется, даже не проходя по территории оффшорных стран, правда, при этом используются общества с юридическим адресом в этих странах, но действующие на территории других стран, например, используя банковские счета Типичными являются тысячи оффшорных компаний, имеющих счета в банках Швейцарии, которые открываются, например, на имя анонимных компаний.

 

Вопрос № 3. Предупреждение отмывания денег. Политика "знай

своего клиента ". Программа внутреннего соответствия.

Одним из самых важных приемов, посредством, которого финансово учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконны действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных "клиентов". Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".

Задачи политики "знай своего клиента":

-политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимы ми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.

-политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий

своих "клиентов".

-политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит добро имя и финансовую репутацию финансового учреждения.

-политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики "знай своего клиента"

При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элемент их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не мене важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.

В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем. в целях выработки проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политик финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы свою практику ведения дел:

-финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;

-финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность при определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;

-от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;

-от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операция ми, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;

-финансовые учреждения должны обращать внимание на любые не обычные операции или на операции, которые непропорциональны известно деловой деятельности клиента.

Таким образом, концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 261.