История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Цель курса

- Формировать у студентов знания о теоретических подходах к изучению задержки психического развития.

- Развивать у студентов способность распознать задержку психического развития и отличать ее от других нарушений в развитии ребенка.

 

Требования к уровню усвоения курса

 

В результате изучения курса студенты обязаны знать:

• основные особенности детей с ЗПР;

• виды ЗПР и причины возникновения задержки в развитии;

• способы организации диагностических процедур ЗПР;

• основные виды научения детей с ЗПР. уметь:

• проводить психолого-педагогическую диагностику ЗПР;

• производить диагностику готовности детей с ЗПР к школе;

• составлять индивидуальные программы развития познавательной деятельности;

• корректировать психические процессы и речевые нарушения у детей с ЗПР;

• организовывать взаимодействие психолога (дефектолога, логопеда) с другими специалистами образовательного учреждения, понимать: роль психолога (дефектолога, логопеда) в гуманизации и индивидуализации образовательного процесса и социальной адаптации детей. 1.3 Место и связь данного курса с другими учебными дисциплинами Изучение данного курса строится на основе знаний общей психологии, педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики, возрастной анатомии и физиологии.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1.

 

 

 

 

Виды учебной деятельности

Часов по семестрам

очное

ЗУО

9 сем. 5 сем. 6 сем.

Аудиторные занятия:

- лекции

- практические занятия

30 6 8
14 6 4
16 - 4
Самостоятельная работа студентов 40 20 32
Всего часов 70 26 40
Вид итогового контроля экзамен кр. р. зачет

 

Объем и содержание самостоятельной работы студентов

Таблица 2.

Виды учебной деятельности

очное

ЗУО

9 сем. 4 сем. 5 сем.
Подготовка к практическим занятиям 20 - 6
Конспектирование литературы 10 6 10
Составление индивидуальной программы развития ребенка 4   12
Разработка конспектов занятий 6 4 4
Выполнение контрольной работы - 10 -
Всего часов 40 20 32

 




Содержание курса

3.1 Темы и содержание лекций

 

История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии

Характеристика основных методов развития. Гуманистическая направленность работ Э.Сегена, П.П.Трошина. Исследования особенностей психического развития с позиций ассоциативной психологии М.Монтессори. Концепция сензитивных (?) периодов развития у ребенка. Концепция детерминации (?) психического развития аномального ребенка Л.С.Выготского (?). Две группы симптомов в аномальном развитии их сущности (?). Исследования А.Адлера, их роль в развитии методов психокоррекции. Клиентцентрированный подход К.Роджера и его содержание.

Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с проблемным развитием

Определение психологической коррекции. Принципы психологической коррекции. Классификация видов психологической коррекции. Теоретические модели психологической коррекции.

 

Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни, детей раннего возраста. Особенности их развития. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста.

 



Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

Медицинское обследование в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии. Сущность и содержание метода, педагогического изучения детей ЗПР (беседа с ребенком, с родителями, с воспитателями, анализ работ, обследование, педагогическое наблюдение). Содержание экспериментально-психологических методик по изучению детей с нарушениями развития.

 

Содержание практических занятий

 

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни и раннего возраста

Особенности развития детей первого года жизни (?) и раннего возраста, ведущие направления психолого-педагогического изучения детей первого года жизни, их содержание. Психодиагностическое исследование психического развития, его ведущие направления.

Задание 1. Раскройте содержание коррекционной работы, ее основные этапы с детьми раннего возраста соотнося их с периодами обучения.

Задание 2. Разработайте рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни.

 

Текущий контроль

 

С целью осуществления текущего контроля за усвоением студентами маша данного курса предусматривается выполнение следующих видов учебной деятельности,

1.Представление конспектов статей журнала «Дефектология» в соответствии с темами лекций и практических занятий.

2. Изготовление и защита дидактических игр и пособий, конспектов занятий по коррекции нарушений в развитии детей с ЗПР дошкольного возраста.

3. Состаапение и защита индивидуальных программ развития ребенка.

4.Проведение бесед по основным понятиям данной дисциплины.

5.Проведение анализа детских работ и конспектов занятий.

6.Изучение основных документов по социально-правовой защите детей с отклонениями в развитии.

 

4.3. Тестовое задание

 

1.В каком году началась опытно-экспериментальная работа в институте коррекционнои педагогики РАО (НИИ дефектологии АПН СССР) по изучению категории детей с ЗПР, наработке научно-методического обеспечения процесса коррекционно-развивающего обучения и открытия школ и дошкольных учреждений для данной категории детей?

• 1972

• 1981

• 1990

• 2002

2.Какое состояние не относится к ЗПР?

• ЗПР церебрально-органического генеза

• ЗПР с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы и нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы

• ЗПР соматического генеза

• ЗПР психогенного происхождения

• ЗПР конституционального характера

•ЗПР сопровождающаяся социально-педагогической запущенностью

3. Что входит в структуру речевого дефекта ребенка с 3ПP?

•нарушения звукопроизношения и звукоразличения отсутствие нарушений звукопроизношения и звукоразличения нарушения лексико-грамматического строя речи отсутствие нарушений лексико-грамматического строя речи

4.Какими синдромами не сопровождается ЗПР?

• гиперактивность

• гипервозбудимость

• импульсивность

• невнимательность

 гиперзаторможенность

5. Какая из сторон личностно-социального развития страдает наименее при ЗПР

 - мотивация

 - самооценка

 - произвольно-волевая регуляция

 - нравственное развитие

6.Какие занятия проводит с детьми с ЗПР дефектолог, а какие - воспитатель? (поставить букву Д - дефектолог или В - воспитатель или по необходимости В и Д)

• ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный
курс)

• ознакомление с художественной литературой

• музыкальное занятие

• развитие звуковой культуры речи

• подготовка к обучению грамоте

• физкультурное занятие

• развитие элементарных математических представлений

• изобразительная деятельность

• обучение сюжетно-ролевой игре

7.Кто проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия (поставить букву И - индивидуальные, Ф - фронтальные или П – подгрупповые занятия)

• дефектолог

• воспитатель

• психолог

• музыкальный руководитель

• инструктор по физкультуре

8.Что относится к причинам низкого уровня готовности к школьному обучению детей с ЗПР?

• социальная ситуация развития ребенка

• уровень сформированности элементарных математических представлений, навыков чтения и письма

• недоразвитие ведущей, а также типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементарного труда и др.)

• состояние здоровья (соматического и нервно-психического)

9.Какие классы открыты в начальной школе для детей с ЗПР?

• коррекционно-развивающего обучения

• коррегирующего обучения

• вспомогательного обучения

• компенсирующего обучения

10.Каково количество детей с ЗПР в начальной школе? (от общего количества первоклассников)

• 10%

• 25%

• 35%




Вопросы к зачету (итоговый контроль)

 

1. Причины увеличения числа детей с отклонениями в развитии.

2. Классификационные характеристики детей с ЗПР.

3. Типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.

4. Характеристика разных групп детей с ЗПР.

5. Особенности психических процессов у детей с 3ПР'

6. Охарактеризовать основные отличия детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников.

7. Особенности индивидуального подхода к детям с 31 IP в условиях коррекционно-развивающего обучения.

8. Основные методики изучения психических процессов детей 4-5-летнего возраста с 3ПP.

9. Основные методики изучения психических процессов детей 6-летнего возраста с 31 IP.

10. Методики изучения психических процессов детей 7-летнего возраста с ЗПР.

11. Основные направления коррекционно-воспитательного воздействия на детей с ЗПР.

12. Коррекционныг задачи формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР.

13. Коррекционные задачи в ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР.

14. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР.

15. Какие коррекционные задачи решаются на занятиях по звуковой культуре речи с детьми с ЗПР.

16. Какие коррекционные задачи решаются при ознакомлении детей с ЗПР с художественной литературой.

17. Коррекционные задачи в обучении сюжетно-ролевой игре детей с ЗПР.

18. Коррекционные задачи на занятиях продуктивной деятельностью с детьми с ЗПР.

19. Какие коррекционные задачи решаются при подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР.

20. Охарактеризовать особенности развития речи детей с ЗПР.

21. Охарактеризовать особенности личности дошкольников с ЗПР.



Учебно-методическое обеспечение

 

5.1 Основная литература

 

5.1.1 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

5.1.2 Гонеев А.Д., Лифиниева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М.:Академия, 1999.-280с.

5.1.3 Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/Под ред. С.Г. Шевченко. - М: Пика-пресс, 1998.- 192с.

5.1.4Дети с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А., Лубов-скогоВ.И.-М., 1984.

5.1.5 Дети сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М, 1998. - 336 с.

5.1.6 Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Владос, 1995. - 112 с.

5.1.7 Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 1998.- 144с.

5.1.8 Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М: Просвещение, 1990.-143 с.

5.1.9 Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1995.

5.1.10Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. -М., 1993.

5.1.11Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1999.-304с.


5.2 Дополнительная литература

 

5.2.1 Диагностика и коррекция просодической стороны речи у детей /Сост. Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. - Новгород, 1997.

5.2.2 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недораазвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.

5.2.3 Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.-207 с.

5.2.4 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995. - 64 с.

5.2.5 Развитие логической памяти у детей /Под ред. Смирнова. - М.: Педагогика, 1976.-254с.

5.2.6 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. А.Л. Венгер. М.: Педагогика, 1986. - 222 с.

5.2.7 Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников. -М., 1990. - 191 с.

5.2.8 Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1999.-208 с.


Введение

Цель курса

- Формировать у студентов знания о теоретических подходах к изучению задержки психического развития.

- Развивать у студентов способность распознать задержку психического развития и отличать ее от других нарушений в развитии ребенка.

 

Требования к уровню усвоения курса

 

В результате изучения курса студенты обязаны знать:

• основные особенности детей с ЗПР;

• виды ЗПР и причины возникновения задержки в развитии;

• способы организации диагностических процедур ЗПР;

• основные виды научения детей с ЗПР. уметь:

• проводить психолого-педагогическую диагностику ЗПР;

• производить диагностику готовности детей с ЗПР к школе;

• составлять индивидуальные программы развития познавательной деятельности;

• корректировать психические процессы и речевые нарушения у детей с ЗПР;

• организовывать взаимодействие психолога (дефектолога, логопеда) с другими специалистами образовательного учреждения, понимать: роль психолога (дефектолога, логопеда) в гуманизации и индивидуализации образовательного процесса и социальной адаптации детей. 1.3 Место и связь данного курса с другими учебными дисциплинами Изучение данного курса строится на основе знаний общей психологии, педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики, возрастной анатомии и физиологии.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Таблица 1.

 

 

 

 

Виды учебной деятельности

Часов по семестрам

очное

ЗУО

9 сем. 5 сем. 6 сем.

Аудиторные занятия:

- лекции

- практические занятия

30 6 8
14 6 4
16 - 4
Самостоятельная работа студентов 40 20 32
Всего часов 70 26 40
Вид итогового контроля экзамен кр. р. зачет

 

Объем и содержание самостоятельной работы студентов

Таблица 2.

Виды учебной деятельности

очное

ЗУО

9 сем. 4 сем. 5 сем.
Подготовка к практическим занятиям 20 - 6
Конспектирование литературы 10 6 10
Составление индивидуальной программы развития ребенка 4   12
Разработка конспектов занятий 6 4 4
Выполнение контрольной работы - 10 -
Всего часов 40 20 32

 




Содержание курса

3.1 Темы и содержание лекций

 

История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии

Характеристика основных методов развития. Гуманистическая направленность работ Э.Сегена, П.П.Трошина. Исследования особенностей психического развития с позиций ассоциативной психологии М.Монтессори. Концепция сензитивных (?) периодов развития у ребенка. Концепция детерминации (?) психического развития аномального ребенка Л.С.Выготского (?). Две группы симптомов в аномальном развитии их сущности (?). Исследования А.Адлера, их роль в развитии методов психокоррекции. Клиентцентрированный подход К.Роджера и его содержание.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 387.