Обсуждение и анализ полученных результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для исследования эффективности выбранных тестов, было проведено тестирование группы лиц, находящихся на учете в наркологическом диспансере г.Тобольска. Тестировалось 15 человек со стойкой зависимостью от алкоголя. Тестируемые – мужчины в возрасте 35-45 лет. Тестирование проводилось в психологическом центре г.Тобольска по направлению врача - нарколога. Принудительный характер тестирования предполагал наличие высокой степени психологической защиты со стороны испытуемых.

 

В опроснике Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме баллов отве­тов «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах 12, 18, 30, 42, 48, 54.

0-3 — норма, ответам можно доверять. Показатель 4-5 является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы. 6-9 — ответы недостоверны.

При тестировании испытуемых данный показатель составил от 5 до 9 баллов, что явно свидетельствовало о несерьезном отношении их к тесту (таб.1).

Для определения степени невротизма находится количество ответов «да» в вопросах            

2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,5255,57.

Количество ответов от 0 до 10 соответствует эмоциональной устойчивости испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17-22 ответах «да» появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы. 23—24 ответов «да» определяют невротизм, граничащий с патологией, при этом у клиента возможен срыв, невроз.

При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да», что свидетельствовало о патологии невротизма у всех участников эксперимента (таб.1).

Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах 5,15,20,29,32,37,41,51.

Если сумма баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт, замкнут внут­ри себя.

Если 15-24, то испытуемый экстраверт - общителен, обращен ко внешне­му миру.

Если 11-14, то испытуемый амбиверт – вступает в общение тогда когда ему это нужно.

При тестировании экстраверсия распределилась у каждого испытуемого по-разному, но преобладала оценка до 10 баллов (таб.1). Таким образом, большинство испытуемых оказались замкнутыми внутри себя.

 

Таблица 1.

Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.)

№ п/п Испытуемые Шкала лжи Степень невротизма Экстраверсия-интроверсия
1 Голков А.Н. 6 18 9
2 Голыженков А.В. 5 21 14
3 Гурьин К.Б. 6 20 12
4 Детков Ю.М. 8 20 8
5 Иванов П.П. 7 19 9
6 Кетков М.Е. 5 21 7
7 Кнутов К.Г. 7 20 7
8 Коновод С.Ф. 9 19 9
9 Курьин К.И. 6 20 15
10 Ланаков И.Б. 6 20 13
11 Манаков К.С. 7 19 8
12 Семенов И.И. 6 23 8
13 Чебышев Г.А. 6 19 10
14 Шестаков А.А. 5 21 9
15 Шутов В.Л. 7 22 10

 Фамилии и инициалы являются вымышленными

 

При наличии оснований полагать ответы на вопросы искренними по полученным данным строится график (рис.1).

 

Рис. 1. Тип личности (по опроснику Айзенка)

 

Далее из графика (рис.1) определяем тип личности испытуемого:

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направ­лен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весе­лый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. Данный тип личности мало склонен к защитным действиям в процессе психологического консультирования.

Холерик-экстраверт; нестабильная личность, обидчив, возбуж­ден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, споко­ен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пес­симистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стрес­са — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудше­нию результатов деятельности (стресс кролика).

Поскольку у психолога были все основания считать ответы на вопросы теста неискренними, то вторая часть обработки результатов не производилась. На основании тестирования сделан вывод о значительной степени психологической защиты испытуемых.

 

 

В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в строку "Сумма баллов". Коэффициент самочувствия (Кс) определяется по фор­муле:

 

сумма положительных эмоций (С1 + С2 + СЗ + С9 + С10)

_____________________________________________________

сумма отрицательных эмоций (С4 + С5 + С6 + С7 + С8)

 

Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроени­ем) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовле­творительного самочувствия (Кс меньше 1) самооценка испы­туемого в целом понижается, и, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии.

Депрессивное состояние харак­теризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощ­ность, отсутствие волевой активности приводят иногда к пато­логической депрессии и в отдельных случаях — к суициду.

Второй тест полностью подтвердил результаты первого тестирования: Кс у всех 15 испытуемых оказался меньше 1 (таб.2). Следовательно, все испытуемые находились в состоянии стойкой депрессии.

 

Таблица 2.

Результаты тестирования по методике

«Дифференциальные шкалы эмоций»

№ п/п Испытуемые Сумма положительных эмоций (бал.) Сумма отрицательных эмоций (бал.) Коэффициент самочувствия
1 Голков А.Н. 47 52 0,9
2 Голыженков А.В. 37 46 0,8
3 Гурьин К.Б. 34 48 0,7
4 Детков Ю.М. 32 46 0,7
5 Иванов П.П. 38 48 0,8
6 Кетков М.Е. 29 48 0,6
7 Кнутов К.Г. 42 47 0,9
8 Коновод С.Ф. 38 48 0,8
9 Курьин К.И. 78 47 0,8
10 Ланаков И.Б. 37 48 0,7
11 Манаков К.С. 41 46 0,9
12 Семенов И.И. 32 45 0,7
13 Чебышев Г.А. 15 38 0,4
14 Шестаков А.А. 32 45 0,7
15 Шутов В.Л. 38 47 0,8

Фамилии и инициалы являются вымышленными

 

Для более наглядного представления о результатах тестирования, ниже представлен график показателей Кс (рис.2).


Рис. 2. Показатели коэффициента самочувствия

Таким образом, практические исследования полностью подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Предложенные тесты позволяют с достаточной достоверностью определить наличие психологической защиты у клиентов с высоким уровнем тревожности. Совместное использование тестов повышает точность определения наличия защиты и позволяет определить меры по ее нейтрализации. В последующем пункте приведены рекомендации по проведению консультаций клиентов, использующих защитные механизмы.

 

 


Рекомендации по построению процесса психологического консультирования

 

В процессе консультации очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.

Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. В интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии. За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента, поэтому не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного объяснения.

Сопротивляющийся клиент может стараться увести беседу в сторону и таким способом уклониться от тематики консультации. Возможно вообще избегание разговора о себе. Это классическая форма сопротивления в консультировании.

Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобий.

Один из способов бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями — это занятие самолечением. Они покупают медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся испробовать все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам.

Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте.

Немало проблем в консультировании создают негативно настроенные или открыто враждебные клиенты. Консультанты по-разному реагируют на таких клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительностью и враждебностью; другие стараются проявить любезность и дружественность, пытаясь настроить клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлобленности; третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не случилось. Возможно, в некоторых случаях полезно рассердиться на клиента, однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо сказать, что он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и "враждебность" представляются слишком сильными для характеристики, поэтому свои высказывания следует формулировать не столь категорично. Например: "Вы кажетесь чем-то недовольным", "Вы разочарованы?", "Не хотите ли Вы что-то сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены" и т.п. Если консультант только подозревает клиента во враждебности, он может уточнить: "Что произошло?", "Я что-нибудь неправильно сказал или сделал?". В любом случае, столкнувшись с враждебностью клиента, не стоит вести себя так, словно рухнул мир. Разумеется, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на клиента — его враждебность всегда следует трактовать серьезно, потому что она мешает терапевтическому взаимодействию.

Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Причины озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость "исторична", т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный "стиль враждебности", т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни клиенты сердятся, когда консультант говорит повелительным тоном; другие — когда ясно и точно не указывает, что делать; третьи — когда задает много личных вопросов, потому что это кажется им излишним любопытством. Сходные обстоятельства одних клиентов делают враждебными, других — нет. В основном эти различия обусловлены своеобразием жизненного опыта. Консультанту нелегко в достаточной мере проследить индивидуальную историю озлобления клиента, однако важнее всего понять, что злость главным образом "привнесена" в консультирование и напрямую не связана с тем, что говорит и делает консультант. Иногда в конкретный момент консультант непосредственно "замещает" некоего человека или ситуацию из прошлой жизни. Когда клиент, особенно в начале консультирования, враждебен, подозрителен, зол, консультант должен знать, что источник этих чувств находится внутри самого клиента.

В консультировании следует иметь в виду, что иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и таким образом трансформировать враждебность.

В начале первой консультации полезен вопрос: "Когда Вы смеялись последний раз?" или "Когда Вы последний раз смеялись дома?". Ответы на подобные вопросы играют существенную роль. Смех и его дефицит хорошо отражают эмоциональную жизнь людей.

Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что клиенты в начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задает много вопросов, клиент перестает понимать, что от него хотят, и не говорит по собственной инициативе, и тогда консультант вынужден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ, ибо это также заставляет консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос: "Сколько Вам лет?" иногда важен, но неприемлем в начале консультирования).

Ответ клиента на вопрос может вызвать у консультанта вереницу других вопросов.

Рассмотрим фрагмент консультирования:

Консультант: Не могли бы Вы немного рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в этом году? Начните с того, как попали сюда.

Клиент: Я много пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел. Кроме того, начал употреблять наркотики. Я не знал, что со мной будет; уходил и бродил по пять дней — эти пять дней сливались (для меня) в один день.

Консультант: Похоже, что Вы пережили не самые лучшие времена...

Клиент: Без места, без цели...

Консультант: Вы собираетесь что-нибудь делать?

Клиент: Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару дней жил у друга, потом сбежал.

Этот короткий эпизод поднимает множество вопросов. Сколько клиент пил? Когда начал? Что для него значит развод? Почему пять дней показались одним днем? Что он запомнил из этих пяти дней? Рассказанное клиентом наводит и на другие вопросы. Однако задавание таких вопросов сразу сузило бы беседу. В начале беседы следует избегать конкретности, но актуальные вопросы надо держать в голове. Может случиться, что клиент сам в ходе беседы ответит на большинство из них. Позже можно задать недостающие вопросы. В правдивости рассказанного не стоит заведомо сомневаться и проявлять беспокойство, ведь в случае лживости клиента на него ложится ответственность за срыв консультирования, и он понесет психологические, а часто и материальные потери.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе исследовано влияние тревожности клиента на возникновение механизмов защиты в процессе психологической консультации. Анализ литературы показал, что изучение эмоционально-чувственной сферы является актуальным в настоящее время. Данная сфера является основой мотивации поведения личности и в значительной степени определяет поведение человека в психологическом консультировании, а именно определяет возникновение и причины защитных механизмов. В нашей работе исследована такая важная составляющая эмоционально-чувственной сферы, как тревожность. Сегодня она активно изучается, и разрабатываются пути ее преодоления. Наше исследование подтвердило существование проблемы. Психологическая защита существует, сопровождается высоким уровнем тревожности и является значительной помехой полноценному общению и жизни людей. Наличие постоянной психологической защиты, связанной с тревожностью, приводит к деградации личности, что заостряет проблему борьбы с данным явлением.    

Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.

Даже если в поведении клиента не заметно признаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а также сомнение, достаточна ли квалификация консультанта, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования и т.п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования.

Важнейшие цели консультативной встречи заключаются в нахождении контакта психолога с клиентом, т.е. устранении психологической защиты в процессе консультирования. Основываясь на исследовании, мы составили рекомендации, которые, надеемся, помогут в преодолении психологических кризисов. В процессе консультации психологу необходимо:

1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

3. Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

4. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

5. Обозначить проблемы для дальнейшей работы.

 

Данная проблема нас заинтересовала. Мы не останавливаемся на данном этапе работы, и, в дальнейшем надеемся продолжить изучение психологической защиты.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.

3. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. М.: изд-во Дело, 2001.

4. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.

5. Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV.

6. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

8. Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.

9. Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.

10. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

11. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002.

12. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001.

13. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб., 1995.

14. Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997.

15. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996.

16. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.

17. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

19. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

20. Тайсон Ф. Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

21. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.

22. Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тюмень: ТГУ, 1998.

23. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.

 

 

Министерство образования Российской федерации

Тобольский государственный педагогический

Институт Д. И. Менделеева

 

 

Кафедра практической психологии

 

Курсовая работа

Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.