Форма №1
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования на определенную дату. Бухгалтерский баланс используется для управления, контроля и анализа финансовой деятельности организации.
Характеризуя имущество организации на определенную дату, бухгалтерский баланс показывает то его состояние, которое сложилось в результате всей деятельности организации за истекший период. Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой как бы отчет об итогах работы организации, содержащий важнейшую информацию об имуществе и источниках. По активу баланса можно видеть особенности хозяйственной деятельности организации, принадлежность ее к той или иной отрасли народного хозяйства.
При чтении бухгалтерского баланса следует понимать, что сумма имущества может быть равной или больше (меньше) суммы долгов. Если сумма имущества тождественна сумме долгов, то права и обязательства (долги) взаимно погашаются. Если сумма имущества меньше суммы долгов, то это свидетельствует о наличии дефицита.
Актив баланса отражает внеоборотные и оборотные активы. В международных стандартах финансовой отчетности активам дается понятие как ресурсам, которые контролируют предприятие и от которых ожидается получение экономических выгод в будущем (доходы, прибыль, деньги).
Раздел IV . Долгосрочные обязательства.
Строка 510 «Займы и кредиты». Порядок учета займов и кредитов определяется ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (Приказ Минфина РФ от 2 августа 2001г. № 60н).
По строке 511 «в том числе привлеченные средства населения» отражаются суммы задолженности по займам от населения, включая сотрудников организации.
Строка 515 «Отложенные налоговые обязательства». Учет отложенных налоговых обязательств регулируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. № 114н).
Отложенные налоговые обязательства рассчитывается путем умножения налогооблагаемой временной разницы на ставку налога на прибыль и отражается по кредиту счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». В последующих налоговых периодах происходит списание-уменьшение или полное погашение отложенного налогового обязательства. При выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому было начислено отложенное налоговое обязательства производится на счет прибыли организации (дебет счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» кредит счета 99 «Прибыли и убытки») в сумме, на которую не будет увеличена налогооблагаемая прибыль отчетного и последующих налоговых периодов.
Форма №2
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках – форма №2 отражает финансовые результаты деятельности организации, их формирование и использование. Эта форма дает сведения о доходах и расходах отдельно по разным направлениям деятельности организации. Данные о формировании и использовании прибыли рассматриваются вместе со сведениями об имущественном положении.
Составляется (форма №2) «Отчет о прибылях и убытках» прежде всего по данным счета 99 «Прибыли и убытки» с использованием записей по ряду других счетов, связанных с формированием финансовых результатов.
Раздел первый, «Доходы и расходы по обычным видам деятельности», представляет информацию о доходах, расходах и прибыли, полученной от основной деятельности – производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) является основным видом доходов организации, используется с целью формирования информационной базы для анализа и оценки таких важнейших показателей результативности работы, как оборачиваемости активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, материалоотдача, затратоемкость (в том числе по отдельным статьям расходов, формирующих себестоимость производства и продажи продукции) и т.д.
Наличие в отчете показателя валовой прибыли (строка 029), рассчитываемого в виде разницы между выручкой от продаж (строка 010) и себестоимостью проданных товаров, продукции работ, услуг (строка 020), позволяет определить, покрывает ли выручка произведенную себестоимость или же основная деятельность изначально приносит убытки. Некоторые виды расходов, включаемые в состав полной себестоимости производства и продажи товаров, продукции, работ, услуг, показываются в отчете обособленно. К ним относятся коммерческие и управленческие расходы. Это
существенно расширяет базу для аналитических исследований. Наряду с показателями валовой прибыли с 1 января 2000 года в отчете о прибылях и убытках отражаются показатели выручки от продаж в разрезе видов деятельности (количество строк, начиная с 011-й зависит от количества видов деятельности организации), а также показатели себестоимости по тем же видам деятельности (строка 021 и далее). Это дает возможность определить сумму валовой прибыли и индивидуальные уровни рентабельности по каждому виду деятельности, соотнеся величины валовой прибыли с величинами выручки от продаж, что позволяет установить более или менее рентабельные направления деятельности организации.
Вычитая из полученной валовой прибыли (строка 029) коммерческие (строка 30) и управленческие (строка 040) расходы, можно понять, как влияют на финансовый результат расходы по сбыту продукции и на содержание управленческого аппарата. Сравнивая эти показатели с прошлым годом, данные за который также отражаются в отчете, можно установить наличие резервов для более экономного расходования средств по данным статьям.
Итоговым показателем первого раздела формы №2 является прибыль от продаж, величина которой характеризует результат от основных видов деятельности организации. Соотношение прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важные показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений в основные производственные активы, в материальные производственные запасы. Однако в рамках проведения финансового анализа с использованием данных только бухгалтерской отчетности не представляется возможным достичь необходимого уровня детализации, в частности определить уровни затратоемкости и рентабельности в разрезе номенклатуры всей производимой продукции. Подобные аналитические задачи могут быть решены лишь при условии привлечения данных внутреннего (управленческого) учета.
Во втором разделе, «Операционные доходы и расходы», представлены показатели доходов и расходов, характеризующие финансовые результаты от участия в деятельности других организаций, совместной деятельности, выбытия и переоценки активов, полученных и уплаченных процентов по различным финансовым инструментам, и др.
В третьем разделе, «Внереализационные доходы и расходы», отражаются доходы от безвозмездного получения активов; полученные и уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по которым получены решения суда об их взыскании; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; кредиторская и дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; принятие к учету излишков имущества, выявленного в результате инвентаризации; суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженности по кредитам, полученным (выданным) займа и т.д.
Сумма прибыли до налогообложения (строка 140) отражает итог всей предпринимательской деятельности организации за отчетный период. Данный показатель является важным для оценки эффективности капитала, вложенного в активы. Он рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к величине активов организации (строка 300 форма №1) и показывает, какую сумму прибыли в отчетном периоде она получила на каждый рубль вложенных средств – как собственных, так и заемных.
Данные строки 150 показывают сумму налога на прибыль, начисленную в отчетном периоде исходя из сформированной (с учетом необходимых корректировок) налоговой базы и ставки налогообложения прибыли.
В четвертом разделе, «Доходы и расходы от чрезвычайных событий», отражаются следующие показатели доходов: страховое возмещение и покрытие из других источников убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д., подлежащие получению (полученные) организацией; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов в связи с имевшими место чрезвычайными событиями. В состав расходов в данном разделе отражаются стоимость утраченных материально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших в негодность в результате чрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию объектов.
Завершающим показателем деятельности является чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода (строка 190). По решению собственников чистая прибыль может быть использована на выплату дивидендов, на создание резервных и иных фондов, направлена на материальное стимулирование работников. Оставшаяся нераспределенная часть чистой прибыли реинвестируется в дальнейшую деятельность и способствует росту капитала организации.
Справочно в Отчете о прибылях и убытках (строки 201 – 204) должны отражаться показатели дивидендных доходов, приводящихся на одну акцию (привилегированную и обыкновенную), за отчетный год и их прогнозные значения на следующий год. При заполнении данных строк в ряде случаев возникают трудности, связанные с выполнением хозяйствующими субъектами двух Федеральных законов: от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно первому Закону распределение первой прибыли, в том числе на выплату дивидендов, а также утверждение годовой бухгалтерской отчетности входят в компетенцию общего собрания акционеров, которое может проводиться в срок до шести месяцев по окончании отчетного года. Согласно второму Закону организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность (в органах статистики, налоговые органы) в течение 90 дней по окончании года (т.е. трех месяцев), а если годовое собрание акционеров проводится позже, то информация о распределение чистой прибыли для выплаты дивидендов в отчете по форме №2 на дату представления отчетности будет отсутствовать.
Форма № 3
Форма №4
Форма №5
Приложение к бухгалтерскому балансу
В Приложении к бухгалтерскому балансу порядок построения разделов приведен в соответствии с перечнем дополнительных данных, указанных в п.27 ПБУ 4/99. Некоторые показатели исключены из формы №5, например, из раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» исключены справки, в том числе перечень организаций-дебиторов и организаций-кредиторов (имеется в виду, что организация может это раскрывать в пояснительной записке).
Раздел «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» отсутствует, так как его показатели носят расчетный характер и напрямую не вытекают из бухгалтерских записей, но организации могут применять формат исключительного раздела для анализа состояния своих средств с точки зрения их рационального использования.
Заполнение почти всех разделов Приложения к бухгалтерскому балансу вязано с каким-либо положением по бухгалтерскому учету (приведенным в нем разделом о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности):
«Нематериальные активы» - ПБУ 14/2000
«Основные средства» и «Доходные вложения в материальные ценности» - ПБУ 6/01
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» - ПБУ 17/02
«Финансовые вложения» - ПБУ 19/02
«Расходы по обычным видам деятельности» - ПБУ 10/99
«Государственная помощь» - ПБУ 13/2000
В разделе «Нематериальные активы» суммы начисленной амортизации по видам нематериальных активов показываются независимо от варианта учета амортизации с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» либо амортизационные отчисления списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы».
Следует отметить, что группировка показателей, приводимых в расшифровках первоначальной стоимости основных средств и амортизации, не совпадает.
Появился новый показатель – «Получено основных средств в аренду». В этом показателей указывается стоимость объектов основных средств с разрезе договоров:
ü договор текущей аренды (сальдо по счету 001 «арендованные основные средства»)
ü договор лизинга – учет объекта лизинга на балансе лизингодателя (сальдо по счету 001 «Арендованные основные средства»)
ü договор лизинга – учет объекта на балансе лизингополучателя (сальдо по счету 001 «Основные средства», субсчету «Объекты лизинга»).
Раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» введен для раскрытия информации в соответствии с требованиями ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002г. № 115н.
В основной части данного раздела должны раскрываться показатели, числящиеся в бухгалтерском учете на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно на отдельных субсчетах:
ü расходы на НИОКР, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;
ü расходы на НИОКР, по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.
В составе раздела должна Справочно приводиться информация о сумме расходов по незаконченным НИОКР, а также сумме не давших положительных результатов расходов на НИОКР, отнесенных не внереализационные расходы, которые отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом сумма расходов по незаконченным НИОКР раскрывается по состоянию на начало и конец отчетного года, а сумма не давших положительного результата расходов на НИОКР подлежит раскрытию за отчетный и аналогичный период предыдущего года в размере оборота по кредиту счета 08, субсчет «Выполнение НИОКР» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
При заполнении раздела «Расходы на освоение природных ресурсов» рекомендуется использовать порядок заполнения, принятый организацией для раздела «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», а также учитывать порядок списания их стоимости по расходам, давшим положительный результат, приведенный в главе 25 НК РФ.
В разделе «Финансовые вложения» должна быть представлена информация об остатках на начало и конец отчетного периода в разрезе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Разделение финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные является достаточно условным и субъективным.
Основными критериями этого деления являются:
– период погашения ценных бумаг (облигаций, векселей и др.), предоставленных займов.
– намерения организации в отношении периода владения финансовыми вложениями (в основном акции, вложения в уставные капиталы).
При этом, если финансовые вложения приобретаются с целью перепродажи, целесообразно отражать их в составе краткосрочных финансовых вложений.
Намерения организации в отношении финансовых вложений могут измениться от одной отчетной даты к другой. В этом случае показатели могут быть изменены, что должно быть раскрыто в пояснительной записке.
Кроме того, в разделе предусмотрена детализация финансовых вложений:
– по видам;
– по стоимости
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» детализируется расшифровка задолженности соответствующих показателей бухгалтерского баланса – по видам и срокам задолженности. Для определения срока задолженности следует учитывать конкретные сроки, установленные в договорах и других документах.
Просроченная дебиторская задолженность должна числиться в составе краткосрочной, ее величина для соблюдения требования осмотрительности может корректироваться резервом по сомнительным долгам.
Задолженность может быть переквалифицирована, если до момента ее погашения осталось менее 12 месяцев, а также в случае изменения сроков долгов по договорам, что требует дополнительного раскрытия информации в пояснительной записке.
[1] Методические указания вводятся в действие с 1 января 2004г.
[2] Методические указания действуют до 1 января 2004г. в части, не противоречащей ПБУ 6/01
[3] Согласно письму Минфина РФ от 15 ноября 2002г. № 16-00-14/445 настоящее Положение применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету
[4] В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 переоценку имеют право осуществлять только коммерческие организации.
Форма №1
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования на определенную дату. Бухгалтерский баланс используется для управления, контроля и анализа финансовой деятельности организации.
Характеризуя имущество организации на определенную дату, бухгалтерский баланс показывает то его состояние, которое сложилось в результате всей деятельности организации за истекший период. Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой как бы отчет об итогах работы организации, содержащий важнейшую информацию об имуществе и источниках. По активу баланса можно видеть особенности хозяйственной деятельности организации, принадлежность ее к той или иной отрасли народного хозяйства.
При чтении бухгалтерского баланса следует понимать, что сумма имущества может быть равной или больше (меньше) суммы долгов. Если сумма имущества тождественна сумме долгов, то права и обязательства (долги) взаимно погашаются. Если сумма имущества меньше суммы долгов, то это свидетельствует о наличии дефицита.
Актив баланса отражает внеоборотные и оборотные активы. В международных стандартах финансовой отчетности активам дается понятие как ресурсам, которые контролируют предприятие и от которых ожидается получение экономических выгод в будущем (доходы, прибыль, деньги).
Раздел I «Внеоборотные активы».
Строка 110 «Нематериальные активы». Порядок учета нематериальных активов регулирует следующие нормативные документы:
· ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (приказ Минфина РФ от 16.10.2000г. №91н)
· ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологически работы» (приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. №115н)
· письмо Минфина РФ от 23 августа 2001г. № 16-00-12/15 «О применении ПБУ 14/01 «Учет нематериальных активов».
В соответствии с приказом Минфина РФ от 07.05.2003г. №38н «О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению» на счете 04 должны отражаться не только результаты НИОКР, права на которые оформлены в соответствии с законодательством патентом или свидетельством, но и другие расходы на НИОКР, по которым полученные результаты либо не подлежат правовой охране, либо не оформлены в установленном законодательством порядке и используются в производстве продукции либо для управленческих нужд самой организации.
Не относятся к объектам нематериальным активов:
1. право пользования имуществом, программными продуктами, телефонной сетью;
2. лицензии, приобретенные организацией в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
3. квартиры в жилом фонде;
4. расходы на НИОКР, не давшие положительного результата или результаты которых не используются в производственных и управленческих целях;
5. права на произведения литературы, искусства, науки, объекты смежных прав, ноу-хау.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 29.05.2001г. № 04-04-05/2/74 лицензии, компьютерные программы, принятые к бухгалтерскому учету до 1 января 2001г. можно продолжать учитывать в составе нематериальных активов до полного списания их стоимости; права пользования телефонной сетью (доступа к телефонной сети) следует учитывать как текущие расходы организации независимо от того, были произведены эти затраты до введения ПБУ 14/2000 или после.
Лицензии, приобретенные организацией в соответствии с Федеральным законом «О лицензирование отдельных видов деятельности» с 1 января 2001г., в сумме фактических затрат на их приобретение относятся на расходы будущих периодов и равномерно, в течение срока их действия, списываются на себестоимость.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 11.03.2001г. № 04-05-10/14 права пользования земельными участками можно учитывать на счете 04 в течение всего срока их полезного использования в сумме фактических затрат на приобретение с начислением амортизации в установленном в учетной политике порядке.
Приобретаемые организацией квартиры в жилом фонде учитываются в составе основных средств или доходных вложений в материальные ценности в зависимости от целей приобретения.
Организационные расходы, связанные с образованием организации, относящихся к нематериальным активам только в случае, если они признаны в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал организации.
Строка 120 «Основные средства». Порядок учета основных средств регулируют следующие нормативные документы:
1. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н)
2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н)[1]
3. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 20.07.1998г. № 33н)[2]
4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях (приказ Минсельхоза РФ от 19 июня 2002г. № 559)
5. письмо Минфина РФ от 5 мая 2003г. № 16-00-14/150
6. письмо Минфина РФ от 16 сентября 2002г. № 16-00-14/359
7. письмо МНС РФ от 19 июля 2001г. № ВГ-6-02/559
8. письмо Минфина РФ от 27 августа 2001г. № 04-04-05/1/165
9. письмо Минфина РФ от 9 октября 2001г. № 16-00-11/456
10. письмо Минфина РФ от 16 октября 2001г. № 16-00-14/467
11. письмо Минфина РФ от 22 октября 2001г. № 16-00-14/478
В соответствии с п.9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина РФ от 26.12.02г. № 135н) спецоснастка (инструмент, оборудование, приспособления) может учитываться в зависимости от принятой организацией учетной политики на счете 01 «Основные средства» в порядке, установленном для учета основных средств в ПБУ 6/01. Возможность учета спецодежды в составе основных средств в Методических указаниях не предусмотрена.
Строка 130 «Незавершенное строительство». Порядок вложений во внеоборотные активы регулирует следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.20.1999г. № 39-ФЗ с изменениями от 02.01.2000г.)
2. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (приказ Минфина РФ от 20.12.1994г. № 167)
3. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н)
4. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993г. № 160)[3]
5. письмо Минфина РФ от 27.03.2003г. № 16-00-14/107
6. письмо Минфина РФ от 08.04.2003г. № 16-00-14/121
По данной строке отражается сумма расходов (стоимость) незавершенного строительства (хозяйственным и подрядным способом).
Строка 135 «Доходные вложения в материальные ценности». Учет доходных вложений в материальные ценности регулируют следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2001г.)
2. Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2001г.)
3. письмо Минфина РФ от 5 мая 2003г. № 16-00-14/150 «О предмете лизинга в качестве объекта основных средств у организации».
По строке 135 отражается остаточная стоимость имущества, передаваемого по договору лизинга или проката лизингополучателю или арендатору.
Строка 140 «Долгосрочные финансовые вложения». Порядок учета финансовых вложений регулируется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н).
Указанное положение внесло ряд новых правил учета финансовых вложений, которые следует применять при формировании бухгалтерского баланса. Прежде всего, это возможность использовать несколько видов оценки отдельных объектов финансовых вложений. Помимо первоначальной стоимости, введены понятия – текущая рыночная стоимость и дисконтированная стоимость.
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Разница между оценкой на отчетную дату и предыдущей оценкой относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в качестве операционных доходов или расходов) или увеличение доходов и расходов у некоммерческих организаций в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений. Таким образом, положительная разница отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательная – обратной корреспонденцией.
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. При этом ПБУ 19/02 ввело понятие обеспечения финансовых вложений, не имеющих текущей рыночной стоимости, через устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений. В случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организаций должна проверить наличие условий для устойчивости снижения стоимости финансовых вложений.
Указанная проверка производится по всем финансовым вложениям (а не только по ценным бумагам, как было ранее) организации, по которым имеются признаки их обеспечения. Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе операционных расходов), а некоммерческая – за счет увеличения расходов.
В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.
Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки. Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения и уменьшения финансового результата у коммерческой организации (в составе операционных расходов) или увеличения расходов у некоммерческой организации.
Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется повышение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его уменьшения и увеличения финансового результата у коммерческой организации (в составе операционных доходов) или уменьшения расходов у некоммерческой организации.
По долговым ценным бумагам и предоставленным займа организация может составить расчет их оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском учете не производится. Информация о применении такой оценки и способах расчета дисконтированной стоимости должна приводится в пояснительной записке. Кроме того, организация должна обеспечивать подтверждение обоснованности расчета путем привлечения специалистов – аудиторов или оценщиков.
Строка 145 «Отложенные налоговые активы». Учет отложенных налоговых активов регулируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. № 114н).
Отложенный налоговый актив рассчитывается путем умножения вычитаемой временной разницы на ставку налога на прибыль и отражается по дебету 09 «Отложенные налоговые активы». В последующих налоговых периодах происходит списание-уменьшение или полное погашение отложенного налогового актива. Причем списание на счет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» возможно только при условии наличия налогооблагаемой прибыли организации (дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 09 «Отложенные налоговые активы»).
В соответствии с общим требованием бухгалтерской отчетности – последовательности – в графе «На начало отчетного периода» в годовой бухгалтерской отчетности за 2003г. по вновь введенным строкам должны показываться данные по счетам 09 и 77, исчисленным по данным за 2002г. Расчеты отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов повлекут за собой соответствующие изменения и в сумме нераспределенной прибыли.
Для внесения изменений в бухгалтерский баланс «На начало отчетного периода» требуется:
1. составит отдельный регистр временных разниц, возникших в 2002г. в разрезе объектов аналитического учета;
2. рассчитать по каждому объекту аналитического учета сумму отложного налогового актива и отложенного налогового обязательства;
3. рассчитать сумму нераспределенной прибыли.
Строка 150 «Прочие внеоборотные активы». По данной строке отражается сумма расходов (стоимости):
1. незавершенных капитальных вложений по приобретению и прочему поступлению объектов основных средств;
2. незавершенных капитальных вложений по приобретению и прочему поступлению нематериальных активов;
3. незавершенных капитальных вложений по приобретению объектов доходных вложений в материальные ценности (лизинговое имущество);
4. объектов недвижимости, право собственности, на которые не зарегистрировано в едином государственном реестре;
5. незаконченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
6. по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.