Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Данная возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования, применение высокоэффективных новых моделей компьютеров. Все это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.

В настоящее время неизмеримо вырос интерес предприятий к подготовке лиц, умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей. На многих предприятиях эта работа ведется на кустарном уровне.[1]

Поэтому на передовых предприятиях создаются постоянные подразделения, которые заняты анализом и расчетами экономической деятельности. Более того, руководители предприятий заботятся о том, чтобы их ближайшими помощниками становились руководители служб маркетинга и главный бухгалтер с новыми, более широкими функциями. Руководство предприятием в условиях рынка начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какой цене продавать? И лишь потом право голоса получают руководители технических служб.

Конечно, создать службу анализа, способную дать достоверные расчеты технико-экономических показателей работы предприятия, непросто в стране ощущается огромный дефицит специалистов.

 



Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия

Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:[2]

· получение максимальной прибыли;

· учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

· возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

· максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга - план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия (рис. 1).[3]

Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам, исходя из плана сбыта.

Рис. 1. Взаимосвязь производственной программы с другими планами

 

Оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных издержек (в первую очередь, полной загрузки оборудования) с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. Такая оптимизация производственной программы выполняется методом линейного программирования.

Планирование доходов и расходов

 

Одна из важнейших функций управления фирмой – организация движения денежных и материальных потоков. Руководитель должен стремиться обеспечить, с одной стороны, максимум поступлений средств в единицу времени; с другой – наиболее эффективное задействование имеющихся средств. Между их поступлением и расходованием нужно поддерживать устойчивый динамичный баланс. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях высоких темпов инфляции, при которых задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а необоснованное использование – к падению доходности бизнеса.

Итак, управление движением средств должно базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

Необходимо, чтобы контроль за разработкой и реализацией плана осуществлял первый руководитель фирмы. Это связано с приоритетом проблемы управления денежными потоками и с противоречиями интересов руководителей более низкого ранга.

Остановимся подробнее на том, как формируются доходная и расходная части баланса.[14]

Доходы. Основными источниками доходов фирмы являются поступления:

· от реализации продукции и авансов на их производство;

· от дебиторов;

· от реализации запасов товарно-материальных ценностей;

· кредитных средств;

· прочие (доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов и подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и т.д.).

Так, для того чтобы запланировать поступления от реализации продукции, нужно из производственной программы определить сроки изготовления продукции и рассчитать, сколько времени понадобится для ее реализации (до поступления денег на расчетный счет фирмы). При этом используются договоры на поставку продукции, график поставок для изделий, выпускаемых по государственному заказу, а также другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации товаров и услуг.

Поступления авансов на производство продукции планируются исходя из обязательств потребителей, как по суммам, так и по срокам их перечисления. Этот источник финансирования приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителя оборотных средств и массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку обязательно нужно предусматривать авансовые платежи, размеры которых зависят от длительности производственного цикла. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.

Те потребители, которые не рассчитались в установленные сроки, переходят в разряд дебиторов. С ними должна постоянно вестись работа: требуется непрерывный учет дебиторской задолженности, регулярно напоминать им о долге, предупреждать о включении механизма штрафных санкций, обращаться в арбитраж и контролировать выполнение его решений.

Рыночная конъюнктура диктует необходимость частого обновления продукции, расширения ее номенклатуры. Данный процесс сопровождается появлением новых основных фондов (оборудования, площадей и т.д.) и отказом от использования части старых. Кроме того, в фирме практически всегда имеются излишние запасы сырья, материалов, реже комплектующих изделий. Поэтому должны быть налажены учет запасов любых товарно-материальных ценностей и система реализации их излишков.

Расходы. Основными направлениями расходов фирмы являются:[15]

· оплата труда, включая начисления на заработную плату;

· затраты на сырье и материалы;

· затраты на энергоносители;

· затраты на ремонт и содержание оборудования;

· затраты на ремонт и содержание зданий, сооружений;

· затраты на содержание социальной сферы;

· почтово-телеграфные расходы;

· телефонная, телетайпная связь;

· командировочные расходы;

· внепроизводственные расходы;

· кредиты, выделенные фирмой;

· кредиторская задолженность;

· налоги и сборы;

· выплата полученных кредитов и процентов по ним;

· выплата дивидендов, процентов по другим ценным бумагам;

· приобретение ценных бумаг;

· затраты на НИОКР, развитие фирмы.

Практика свидетельствует о том, что фирмы постоянно испытывают недостаток средств. Отсюда потребность в определении приоритетов в расходовании. Основным приоритетом служит максимизация прибыли на длительном временном промежутке. Это значит, что вложения средств должны осуществляться в первую очередь в то, что обеспечит их быстрый оборот и высокую доходность.

В последние годы предприятия почти не направляют средства на развитие, резко снизили затраты на социальную сферу, повсеместно задерживается выплата заработной платы, имеют место взаимные неплатежи. Конечно, основной причиной такого положения является резкий спад производства, однако не вызывает сомнений и то, что возможности рационализации денежных потоков далеко не исчерпаны.

На выбор очередности направлений использования денежных средств большое влияние оказывают различные нормативно-правовые акты. Так, в Кодексе законов о труде предусматривается выплата заработной платы дважды в месяц, а в коллективных договорах профсоюзов с администрацией это требование часто не отражено. Вот одна из причин хронической задолженности по заработной плате.

Объективно в силу своих интересов фирма должна стремиться в первую очередь выплачивать те долги, которые быстрее возрастают (известно, например, что ставка процента за просроченные кредиты существенно превышает обычную).

 

Планирование себестоимости, прибыли, рентабельности

Важнейшей особенностью планирования себестоимости продукции в условиях рынка является необходимость ее оптимизации в отличие от стремления к минимуму затрат, которое прослеживалось в директивно-плановой системе. Критерием оптимизации выступает максимум прибыли на единицу затрат в долговременной перспективе.

Из этого следует, что себестоимость продукции необязательно должна постоянно снижаться. В условиях устойчивого либо повышающегося спроса на продукцию фирмы, сопровождающихся резким увеличением объемов ее производства, оправданно пойти на рост затрат, если это ведет к наращиванию массы прибыли. Для того чтобы во всей полнотой использовать выгодность сложившейся рыночной конъюнктуры, выиграть время в конкурентной борьбе, может оказаться целесообразным организовать сверхурочные работы, вторую и третью смены (что, естественно, обусловит рост удельных затрат на рабочую силу), максимально, а не оптимально, загружать оборудование.

В рыночной экономике (в особенности при переходе к рынку) имеют место существенные колебания объемов производства продукции и, как следствие, изменения доли накладных расходов в себестоимости. Это обстоятельство тоже подталкивает к принятию нетрадиционных решений в части прибыльности, рентабельности производства. При повсеместном спаде производства и существенной недозагрузке мощностей роль таких решений очень велика.

Многие руководители в условиях спада пытаются поправить дело жестким режимом экономии, снижением затрат на производство. Между тем выход чаще всего не в этом, а в наращивании объемов за счет освоения новых видов товаров и услуг, которые на первом этапе нередко оказываются убыточными. По мере роста загрузки производственного аппарата убыточность будет уменьшаться, а, начиная с определенного уровня загрузки, их изготовление становится рентабельным.

Еще одной особенностью планирования себестоимости и прибыли в современных условиях является необходимость учета высоких темпов инфляции.[16] В цену изделия следует закладывать затраты с учетом прогнозируемых темпов инфляции, чтобы выручки от реализации было достаточно для затрат на следующий воспроизводственный цикл. Например, если фактические затраты на материалы составили 70 денежных единиц, а длительность производственного цикла – 10-11 мес., то при инфляции 100% в год для закупки материалов на следующее изделие потребуется более 140 денежных единиц. В этом случае многие руководители при установлении цен исходят из ложной посылки компенсации фактически понесенных затрат на производство изделий (оказание услуг), в результате чего полученной прибыли не хватает даже для пополнения оборотных средств. Вышесказанное не означает, что планирование системы мероприятий по снижению себестоимости продукции изжило себя. Имевшиеся ранее достижения в данной области должны быть не только сохранены, но и приумножены.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что практика реформирования экономики свидетельствует о необходимости повышения качества планирования на всех уровнях. Рассеиваются иллюзии по поводу того, что “рынок решит все проблемы”, следствием которых явилось разрушение старой системы планирования. И сегодня уже многие хозяйственники понимают, что роль планирования в условиях рыночной, а тем более переходной, экономики должна возрасти.

Чем большая самостоятельность предоставляется субъектам хозяйствования, тем актуальней и важнее проблемы согласования целей в связке общество – товаропроизводители, выбора такого варианта развития, который обеспечивает ускоренное достижение целей. Отсюда и целесообразность усиления роли планирования, ведь только на его базе может быть обоснована экономическая политика, определены макропропорции, приоритеты, количественные параметры внешней по отношению к товаропроизводителю среды, от которых зависит деятельность последнего в направлении, соответствующем интересам общества.

Расчет производственной программы предприятия состоит из нескольких этапов. Первоначально производственные мощности предприятия увеличиваются на величину сверхнормативных запасов продукции предприятия. [22]

На втором этапе формируется производственная программа для удовлетворения потребностей структурных подразделений предприятия и обеспечения заданной величины нормируемых остатков. Для этих целей определяется программа выпуска требуемых продуктов, необходимых полуфабрикатов и сопутствующих продуктов.

На третьем этапе расчета анализируется возможность удовлетворения спроса клиентов предприятия. Расчет производится последовательно в зависимости от ранжирования контрактов: контракты удовлетворяются по мере уменьшения ранга. Для каждого контракта определяется программа выпуска продуктов, необходимых полуфабрикатов и сопутствующих продуктов и происходит соответствующее уменьшение мощности. Следующий контракт рассчитывается уже по уменьшенным мощностям.

 



Список литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001

2. Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г

3. Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г.

4. Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2000.

5. Промышленная логистика. Логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде/И. Н. Омельченко, А.А. Колобов, А.Ю. Ермаков, А.В. Киреев; Под ред. А.А. Колобова. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.

6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2000.

9. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов. Под ред. Руденко А.И. – Минск, 1995.

 


[1] Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 С. 92

 

[2] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 184

 

[3] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 123

 

[4] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 127

 

[5] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 132

 

[6] Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Одесса:, 2002г С. 147

 

[7] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г. С. 15

 

[8] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г. С. 19

 

[9] Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. М.:изд. МИСиС 2001г. С. 21

 

[10] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 217

 

[11] Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. С. 227

 

[12] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 92

 

[13] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 101

 

[14] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 127

 

[15] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 134

 

[16] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Выш. шк., 1999. С. 148

 

[17] Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2000. С. 274

 

[18] Промышленная логистика. Логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде/И. Н. Омельченко, А.А. Колобов, А.Ю. Ермаков, А.В. Киреев; Под ред. А.А. Колобова. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997.

[19] Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. — Мн.: Выш. шк., 1999.

 

[20] Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2000. С. 316

 

[21] Финансовый менеджмент: теория и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2000 С. 376.

 

[22] Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 С. 283

 


Введение

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.

Данная возможность основывается на точных, своевременных и экономически обоснованных расчетах технико-экономических показателей работы предприятия. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования, применение высокоэффективных новых моделей компьютеров. Все это позволит предприятию хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико-экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.

В настоящее время неизмеримо вырос интерес предприятий к подготовке лиц, умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей. На многих предприятиях эта работа ведется на кустарном уровне.[1]

Поэтому на передовых предприятиях создаются постоянные подразделения, которые заняты анализом и расчетами экономической деятельности. Более того, руководители предприятий заботятся о том, чтобы их ближайшими помощниками становились руководители служб маркетинга и главный бухгалтер с новыми, более широкими функциями. Руководство предприятием в условиях рынка начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какой цене продавать? И лишь потом право голоса получают руководители технических служб.

Конечно, создать службу анализа, способную дать достоверные расчеты технико-экономических показателей работы предприятия, непросто в стране ощущается огромный дефицит специалистов.

 



Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия

Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:[2]

· получение максимальной прибыли;

· учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

· возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

· максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга - план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия (рис. 1).[3]

Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам, исходя из плана сбыта.

Рис. 1. Взаимосвязь производственной программы с другими планами

 

Оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных издержек (в первую очередь, полной загрузки оборудования) с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. Такая оптимизация производственной программы выполняется методом линейного программирования.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.