Развитие и структура внешней торговли.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.

В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано, прежде всего, с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями без дефектности.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (1975г. — 50%), но остается значительным. Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промышленности.

Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобилестроение и электротехника, где японские компании обладают сильной конкурентоспособностью. Там уровень производительности составляет 78 и 85% от американского.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате ослабления ценового фактора она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США. Произошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной стоимости в 1994г. (45% в 1960г.).

В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре японского экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9 и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7 и 4,5% за 1980— 1995гг.).

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 29% японского экспорта и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь на Японию приходится свыше 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, для Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура — 21% его импорта и 17% экспорта, для Южной Кореи — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15-16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое возросло в 6 раз за 1981—1995гг. и превысило 130 млрд. долл. 40% его объема образуется в товарообороте с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключением стран Среднего Востока и в 90-е годы — с Восточной Европой. Торговые отношения с промышленно развитыми странами сопровождаются вспышками торговых войн, давлением на Японию, установлением «добровольных ограничений» ее экспорта. Особенно в этом преуспевают США.

 

Обмен технологий.

 Начиная с 80-х годов, Япония прилагает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств. Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6— 7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

Произошли существенные изменения в технологическом платежном балансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. Правда, место Японии в торговле технологией контрастировало резко с обменом товарной продукцией. До 1992г. платежи по технологии превышали экспорт. При этом объем японских поступлений (3—3,6 млрд. долл.) в 6—7 раз уступал американскому. По стоимости технологического импорта Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом определялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического баланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным контрактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охватывать период до 10— 15 лет. Баланс платежей, по вновь заключаемым контрактам начиная с 1972г., сводится с положительным сальдо. В 1993г. было достигнуто положительного сальдо по обмену технологии в целом.

Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японо-центристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2: 1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5: 1, в станкостроении — 7: 1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений.

Организационная структура системы управления международной деятельностью отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта. К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции — инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, в 1,5—3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975г. — 4,9%, 1987г. — 4,4, 1995г. — 10,1%).

Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты.

 В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК[7]. По совокупному объему прямых заграничных инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

В 60—70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии — только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Таблица 2. Направление японских зарубежных капиталовложений, %

1975 1987 1992
Северная Америка 27, 6 46, 0 42, 6
Европа 10, 2 19, 7 20, 7
Азия 33, 5 14, 6 18, 8
Латинская Америка 11, 3 14, 4 7, 9
Океания 5, 5 4, 2 7, 0
Средний Восток 6, 0 0, 2 2, 1
Африка 5, 9 0, 8 0, 7
Всего, млн. долл. 3280 33364 34138

 

Источник : Balassa В ., Noland M. Japan in the World Economy. W ., 1988, p. 119; Japan 1994. An Interna­tional Comparison. P. 54.

Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994г. и превысив в два раза уровень прямых американских инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем — Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования — Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров — Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микро уровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы.

Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока — 4,8%, а в Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это относительно новые по времени их действия филиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.

Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Хотя значение прямых иностранных капиталовложений возрастает, их приток незначителен, уступая соответствующему японскому экспорту в 10—20 раз. В ведущих западноевропейских странах подобное соотношение находится в пределах 1—2,2 раза.

В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950—1960гг. его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. За 1950—1975гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным банком США.

Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер ее валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках привело с середины 60-х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчетов. Превратившись в один из полюсов притяжения международных платежных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим донором (1995г. — 24,5%), хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам — 0,20% ВВП.

Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бангладеш. Произошли изменения в географическом направлении помощи. В 70-е годы в число ее крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки (9,1 % экономической помощи в 1992г.), но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке — 18%. В отличие от США и западноевропейских стран более половины двусторонней помощи представляется в виде ценовых займов под низкий процент. Они носят в основном несвязанный характер, чем также отличаются от помощи ряда западных стран. Примерно 12% всей помощи идет на техническое сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов (5 тыс. иностранных студентов в 1990г.).

Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество беженцев — около 9 тыс.

 

Токио — мировой финансовый центр.

 Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объему валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объему купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстает по обработке синдицированных займов (в 1993г. — 1% соответствующего показателя Северной Америки, в пять и два раза меньше, чем соответственно в Гонконге и Сингапуре). В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в четыре раза меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне.

Слабости Токио как международного финансового центра сдерживают процесс укрепления позиций йены в качестве международного платежного средства. Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира (6,8—8,1% за 1985—1994гг.), почти в два раза уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчетах по внешней торговле. Если в 1970г. менее 1% расчетов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995г. — уже 38%. Значительный сдвиг также произошел в обслуживании йеной импортной торговли — 24%. Но данные значительные изменения в основном определялись только одним районом — Азией, где доля экспорта, выраженного в йенах, поднялась с 39% в 1986г. до 48% в 1994г., а доля импорта — с 9,2 до 34%.

Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растет. За 1970—1993гг. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам повышение соотношения йена — доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985—1995гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиления импорта. Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка, чем раньше — 16%. В 1994г. Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские компании имеют меньше возможностей покрывать свои высокие издержки за счет повышения внутренних цен, они стали снижаться.

Заключение

За послевоенное 50-летие Япония добилась выдающихся успехов в области развития своего народного хозяйства. Не имеющий аналогов – ни с точки зрения динамики роста, ни инструментария управления, ни мотивации экономической деятельности, “японский феномен” позволил стране пройти путь от практически нулевого цикла “до фазы информационно-индустриального общества”.

Экономические достижения Японии (“Японское чудо”) – это прежде всего высокие темпы роста производительности труда, усердие японских трудящихся, высокая норма накопления капитала, низкий уровень военных расходов. Не следует также забывать о высоком уровне образования, а также о постоянном повышении образовательного уровня рабочих как значительном факторе модернизации и развития.

В связи с кризисом 70-х и отсутствием сырьевой базы, в настоящее время, “локомотивом” обрабатывающей промышленности выступили производства, прямо или косвенно связанные с индустрией информатики и телекоммуникаций.

    


[1] - Организация Объединенных Наций

[2] - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

[3] - Валовой мировой продукт

[4] - Валовой внутренний продукт

[5] - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

[6] - Двойственность

[7] - Транснациональные компании


Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.