СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 6
1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований. 6
1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики. 9
1.3 Методы определения величины резервных требований. 13
1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками. 15
2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ. 20
2.1Основные положения по резервированию.. 20
2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих депонированию в Банке России. 24
2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов. 34
3.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных требований. 44
3.1 Проведение проверки правильности составления расчетов обязательных резервных требований. 44
3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные нарушения резервирования. 48
3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов. 53
4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
Литература 66
Приложение………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.
Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете.
Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных банков основана на изменении их требований к обязательным ( минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов .
Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.
Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные резервные требования применяются как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.
Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных операций , в частности, для оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта- как отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка, зарплата и т .п.).
Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не --выплачивается, как и по обязательным резервам в целом.
Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей, также как и сама политика резервных требований.
Поэтому целями данной работы являются:
- Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований как в России, так и за рубежом , динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов.
- Доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно-кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.
РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.
С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.
В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.
В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья 38 закона « О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона « О гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.).
В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.
По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.
Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования ( по сравнению с действующими в настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской политики.
Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.
Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые номы, но и более разумны в социальном аспекте.
С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.
В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.
Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.
Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно возрастает.
Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для экономического развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен.
Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе
При проведении ежемесячного регулирования размера обязательных резервов кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России, территориальное учреждение ( расчетно-кассовый центр) Банка России со своей стороны заполняет строки:3. «Фактически внесено обязательных резервов на дату, установленную для предоставления Расчета-ВСЕГО», 4. «Подлежит дополнительному перечислению в обязательные резервы- ВСЕГО», 5. «Подлежит возврату излишне перечисленные средства обязательных резервов –ВСЕГО» (в том числе по соответствующим строкам «по обязательствам в рублях», «по обязательствам в иностранной валюте»,6. “ ВСЕГО по результатам зачета подлежит дополнительному перечислению в обязательные резервы», 7. «ВСЕГО по результатам зачета подлежит возврату излишне перечисленные средства обязательных резервов» графы «по данным территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России» приложения 1 к Положению на дату фактического проведения регулирования по Расчету. При их соответствии требования считаются выполненными кредитной организацией, и ей передается 2-йзкземпляр проверенного Расчета.
В случае их несоответствия территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России в течение двух рабочих дней, не считая дня, установленного для предоставления Расчета, производит соответствующий перерасчет с кредитной организацией. При этом не позднее первого дна периода, установленного для перерасчета с кредитной организацией, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России передает кредитной организации 2-й экземпляр исправленного Расчета, на основании которого кредитная организация не позднее последнего дня периода, установленного для перерасчета с территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром)Банка России, обязана предоставить новое платежное поручение с отметкой «перечисление недовзноса в обязательные резервы» взамен ранее предоставленного либо платежное поручение на перечисление суммы недовзноса обязательных резервов в дополнение к ранее предоставленному платежному поручению.
В случае перевзноса средств в обязательные резервы, установленного по Расчету, либо по другим причинам территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России вправе в установленные сроки (п. 2.5 Положения 30 марта 1996 г. N 37 ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) для перерасчета обязательных резервов, провести проверку правильности составления Расчета и соответствия представленных в нем сведений данным бухгалтерского баланса и счетам синтетического и аналитического учета с выходом в кредитную организацию, результаты которой оформляются актом проверки.
В случае, если проверка не может быть проведена в сроки, установленные (п. 2.5 Положения 30 марта 1996 г. N 37 ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) для перерасчета обязательных резервов, руководитель территориального учреждения Банка России либо руководящий работник территориального учреждения (расчетно - кассового центра) Банка России, уполномоченный на это руководителем территориального учреждения Банка России, вправе продлить срок проверки, но не более чем на 2 рабочих дня.
При подтверждении проведенной проверкой суммы перевзноса средств в обязательные резервы, указанной в Расчете, территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации сумму перевзноса не позднее двух рабочих дней после установленного срока представления расчета, а при продлении срока проверки - не позднее рабочего дня, следующего за днем ее окончания.
Возврат перевзноса средств в обязательные резервы на корреспондентский счет кредитной организации, открытый в подразделении расчетной сети Банка России, осуществляется территориальным учреждением (расчетно - кассовым центром) Банка России платежным поручением, выписываемым на основании распоряжения (форма произвольная), подписанного руководителем территориального учреждения Банка России либо руководящим работником территориального учреждения (расчетно - кассового центра) Банка России, уполномоченным на это руководителем территориального учреждения Банка России.
При не подтверждении проведенной проверкой суммы перевзноса средств в обязательные резервы, указанной в Расчете, кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России исправленный Расчет (в 2 экземплярах) и другие необходимые приложения.
В случае, если в течение периода, установленного для перерасчета, проверка не проводилась, территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации излишне внесенную сумму обязательных резервов не позднее последнего рабочего дня, установленного для перерасчета.
При проведении регулирования размера обязательных резервов территориальное учреждение (расчетно - кассовый центр) Банка России в целях проведения перерасчета с кредитной организацией по обязательным резервам производит зачет между причитающимися по результатам регулирования платежами по балансовым счетам N 30201 и N 30203 (N 30202 и N 30204).
При проведении зачета делаются следующие внутренние бухгалтерские проводки в РКЦ Банка России и кредитной организации:
- в расчетно - кассовом центре Банка России:
Д-т сч. 30201
К-т сч. 30203
или
Д-т сч. 30203
К-т сч. 30201;
- в кредитной организации:
Д-т сч. 30204
К-т сч. 30202
или
Д-т сч. 30202
К-т сч. 30204
Проведение проверки Расчетно-кассовым центром правильности составления расчетов обязательных резервных требований.
В соответствии с п6.1 Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37, на основании поручения Главного территориального управления и поручения руководителя подразделения работниками отдела денежно обращения и экономического контроля производятся проверки правильности отражения на счетах бухгалтерского баланса обязательств, участвующих в расчете обязательных резервов. Для этого устанавливается период проверки согласно утвержденного плана.
Проверки производятся сплошным и выборочным методами.
Выборочная проверка производится с использованием ежедневных балансов банка (филиала), Расчетов регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном Банке Российской Федерации по состоянию на 1 числа месяца( устанавливается планом), расшифровок к ним, журнала регистрации выпущенных банком ценных бумаг и других бухгалтерские документы.
При проведении проверки рассматриваются следующие вопросы:
1) Обособленность исключения из Расчета пассивных остатков отдельных лицевых счетов балансовых счетов, предусмотренных в п. 2.2 Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке Российской Федерации» от 30марта 1996 года№ 37 (далее Положение Банка России№37-У) на все даты проверяемого периода.
За проверяемый период остатки отдельных лицевых счетов, исключаемых из пассивных остатков балансовых счетов , перечисленных в п 2.2. Положения Банка России №37-У, должны быть равны 0.
2) Принадлежность денежных средств, учитываемых на счетах, перечисленных в п. 2.2.8 Положения Банка России№37-У к категории физических или юридических лиц в зависимости от получателя, исходя из реквизитов расчетных или иных документов ( выборочно).Выборочно на даты проверки правильность отнесения денежных средств к категории привлеченных о т физических или юридических лиц в зависимости от получателя по балансовым счетам №№ 30223, 40911, 47422, 52301, 52303, 52304.
3) Достоверность расшифровок, представляемых филиалом в головную кредитную организацию, используемых при составлении расчета по обязательным резервам.
4) Своевременность списания и зачисления средств по счетам клиентов(выборочно). Проверка сроков нахождения сумм на балансовом счете №47416. Сроки нахождения сумм на данном счете должны не превышать 5 рабочих дней.
5) Правильность отражения денежных средств на отдельных счетах бухгалтерского учета, пассивные остатки которых не включаются в расчет обязательных резервов (№№ 315, 30222, 60311, 60322)
Наличие за проверяемый период данные балансового счета в ежедневных балансах банка и денежных средств, принятые от банка- доверительного управляющего.
6) Своевременность и полнота отражения номинальной стоимости собственных векселей в балансе филиала банка.
Результаты контроля за формированием кредитными организациями обязательных резервов, депонируемых в Банке России за 3 квартал 2002года.(по региону).
В третьем квартале 2002 года в кредитных организациях произведено 35 проверок правильности и достоверности составления Расчета обязательных резервов и 117 проверок отражения филиалами кредитных организаций обязательств на счетах бухгалтерского баланса, участвующих в расчете обязательных резервов. Проверено соответственно 57 и 160 Расчетов.
Количество кредитных организаций, допустивших нарушения в Расчете обязательных резервов, в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом снизилось с 18 до 11.
Качественно, в соответствии с Методическими указаниями Банка России от 07.03.2001г. № 40-Т, проведены проверки в кредитных организациях по вопросу правильности и достоверности составления Расчетов обязательных резервов расчетно-кассовыми центрами, осуществляющими контроль за формированием обязательных резервов.
Характер выявленных в третьем квартале нарушений сводится к следующему.
Из общего количества банков, допустивших нарушения, 80% не соблюдали установленную методологическую расчета обязательных резервов, в частности допускали:
- неправильное распределение общей суммы привлеченных средств на средства юридических и физических лиц, учитываемых на одних балансовых счетах №№ 30223, 40911, 47422;
- неприменение порядка уменьшения пассивных остатков балансовых счетов на величину остатков счетов, подлежащих исключению из подсчета. Так, из пассивного остатка балансового счета№ 47422 "Обязательства банка по прочим операциям" не исключены пассивные остатки отдельных лицевых счетов по учету обязательств перед кредитными организациями, по счету № 47409 " Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям" не исключены пассивные остатки отдельных лицевых счетов по учету импортных покрытых аккредитивов.
Имели место факты несоответствия данных о ежедневных остатках привлеченных средств на балансовых счетах, включаемых в Расчет обязательных резервов, данным ежедневных балансов кредитной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования выполнят две основные функции :
-создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования»;
-одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии.
Причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтение отдают более гибким инструментам регулирования.
Банк России намерен в будущем году воздержаться от повышения нормативов обязательных резервов, имея в виду, то что эта мера может применяться лишь в исключительных случаях. Вместе с тем Банк России в 2003 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации.
Предполагается уточнить перечень резервируемых обязательств, порядок исключения из расчета обязательств кредитной организации перед другими организациями ( в том числе по выпущенным ценным бумагам), порядок отнесения привлеченных средств кредитной организации к категории привлеченных средств юридических и физических лиц, установить период расчета обязательных резервов и расчета штрафа за нарушение порядка обязательного резервирования исходя из фактического количества календарных дней в месяце.
Литература
1.Федеральный закон от 12.04.1995г. № 65-ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)» (с изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон от 03.02.1996г. № 17-ФЗ « О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями).
3.Указание о внесении изменений и дополнений в Положение Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации от 30.03.96 №37» от 29 апреля 2002г №1143-У.
4. Инструкция Банка России от 01.10.1997г. №1 « О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» ( с изменениями и дополнениями).
5. Правила ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18.09.1997г. №66 (с изменениями и дополнениями).
6. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2001г.
7. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн.1.-М.: ТОО Инжинирингоколсантинговая компания « ДеКА»,1995Г.
8. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М,1996г.
9.Денежно-кредитная политика Центрального Банка.-М.:ЦПП Банка России,2000г.
10. Воронин Д.В. Минимальные резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков//Банковские услуги.//-1997г.-№1.
11. Крупнов Ю.С. Резервная политика коммерческих банков за рубежом // Банковское дело-1997г.-№3,4
12.Моисеев С.Б. Резервные отчисления как средства предотвращения кризиса // Финансист .-1999г.-№1.
13. Шустров А.А. Европейский центральный банк инструменты денежно-кредитной политики: Из мирового опыта-2000г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 6
1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований. 6
1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики. 9
1.3 Методы определения величины резервных требований. 13
1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками. 15
2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ. 20
2.1Основные положения по резервированию.. 20
2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих депонированию в Банке России. 24
2.3 Порядок учёта операций по формированию обязательных резервов. 34
3.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных требований. 44
3.1 Проведение проверки правильности составления расчетов обязательных резервных требований. 44
3.2 Порядок начисления и взыскания штрафов за допущенные нарушения резервирования. 48
3.3. Право внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов. 53
4. Функции Территориальных Учреждений Банка России по регулированию фонда обязательных резервов в регионе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
Литература 66
Приложение………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.
Они предоставляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном ( как правило) счете.
Резервная политика как часть современной монетарной политики центральных банков основана на изменении их требований к обязательным ( минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов .
Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.
Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в России минимальные резервные требования применяются как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций, хотя это и характеризует российскую банковскую систему как далеко не высокоразвитую, но в условиях экономической и банковской кризисной ситуации в нашей стране это крайне важно.
Последствия экономического кризиса в России на какое-то время отодвигают, но какое-то время отодвигают, но отнюдь не снимают вопросы достижения банковским сектором качественно нового уровня, в частности уровня аккумулятора средств для и собственно инвестора, без чего стабилизация и подъем экономики страны предоставляются проблематичными. Тем более, что ресурсы для оживления инвестиций имеются внутри банковской системы. Это- средства в обязательных резервах кредитной системы, депонируемых в Банке России, которые при уменьшении резервных норм могут быть использованы для расширения активных операций , в частности, для оживления инвестиций, причем практически без инфляционного эффекта- как отчисления в основном от обеспеченных реальным движением товаров и услуг денежных средств, поступивших на расчетные счета и во вклады (выручка, зарплата и т .п.).
Корректировка норм резервирования, являющиеся одним из административных методов денежно- кредитной политики, представляется вполне реалистичной: ресурсная база банков второго уровня изменяется достаточно быстро: за недоначисление средств в обязательные резервы в России предусмотрены жесткие санкции; на избыток средств в обязательных резервах процентный доход не --выплачивается, как и по обязательным резервам в целом.
Благоприятный инвестиционный климат в стране способствует стабилизации экономики и банковской системы, а средства обязательных резервов помимо уже известных направлений использования имеют массу нереализованных возможностей, также как и сама политика резервных требований.
Поэтому целями данной работы являются:
- Изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований как в России, так и за рубежом , динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов.
- Доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно-кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.
РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1Сущность, значение, исторический экскурс возникновения резервных требований.
Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного оттока наличности учитывали в своей деятельности еще предшественники современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел мастера, банкирские дома. И в более позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.
С появлением Центральных банков и развитием банковского регулирования на государственном уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования впервые появился в США в 1913 г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной резервной системы.
В настоящие время минимальные резервные требования к кредитным институтам применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента денежно- кредитного регулирования подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.
В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций ( статья 38 закона « О Центральном Банке России»). Тем не менее на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована. Возможно, было бы целесообразным передать часть суммы резервных отчислений для формирования резерва Корпорации по гарантированию вкладов (этот институт вводится в России в случае принятия Закона « О гарантировании вкладов граждан в банках», что, возможно, произойдет в начале 1997г.).
В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков.
По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим « экономическим лекарством»(П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого « лекарства», что , к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.
Минимальные резервные требования к коммерческим банкам стала применяться в России с конца 80-хгг., когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Государственным Банком СССР была установлена норма резервов в размере пяти процентов от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования ( по сравнению с действующими в настоящие время) считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров. Центральный Банк Российской Федерации в 1991 г. издал известную Инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которой устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так как в это время (1990-1991гг.) линия фронта в войне Центра и республик проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась до двадцати процентов. Правительство Гайдара быстро отбросило в сторону популизм и иллюзии, и стало проводить жесткую монетарную политику. Высокие нормы резервирования в условиях инфляции- краеугольный камень монетаристской политики.
Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования- двадцать процентов; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – пятнадцать процентов.
Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые номы, но и более разумны в социальном аспекте.
С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения.
В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.
Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.
Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно возрастает.
Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для экономического развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен.
Инструментарий денежно- кредитной политики
Выбор инструментов денежно- кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в расположение центрального банка инструменты денежно- кредитного регулирования различаются:
· по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги),
· по своей форме ( прямые и косвенные),
· по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные),
· по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).
Все эти методы используются в единой системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение ( кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются административные (прямые) и рыночные ( косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные ( косвенные) инструменты отличаются большой гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящие время отмечается переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные.
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты предоставляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно- стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными ( конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относится инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Основными инструментами денежно- кредитного регулирования, наиболее часто используемые центральными банками большинства стран, являются:
· регулирование официальной учетной ставки;
· установление минимальных резервных требований;
· рефинансирование коммерческих банков;
· операции на открытом рынке.
Однако этим арсенал инструментов денежно- кредитного регулирования не исчерпывается. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам как,
· установление кредитных ограничений,
· лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков,
· портфельные ограничение и другие.
Выбор и сочетание инструментов денежно –кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития страны.
На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно кредитную сферу:
-административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков,
-установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов,
-изменение уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным ( косвенным ) методам регулирования денежной массы, и, прежде, всего к операциям на открытом рынке и изменения уровня процентных ставок.
К основным инструментам и методам денежно- кредитной политики Банка России согласно новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995г. № 65- ФЗ отнесены:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативные обязательства резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы ;
7) прямые количественные ограничения.
8) выпуск от своего имени облигаций.
Банк России ежегодно не позднее 1 октября предоставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящей год не позднее 1 декабря- основные направления единой государственной денежно –кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляются Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год включают в себя анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации и основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно- кредитной политики.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает соответствующее решение.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
1.3 Методы определения величины резервных требований.
Величина минимальных резервов может определяться двояким способом — по отношению к банковским пассивам либо к банковским активам. Способ определения резервных требований к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований. В немногих странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.
Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств. В большинстве стран используется именно этот спосб установления резервной базы, особенно удобной при введении схемы резервных требований.
Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Кроме того, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых банком одному клиенту. На практике рассмотренные выше директивные параметры в области развития кредитных операций банков получили название "кредитные потолки", а сам метод определения величины резервных требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом "кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной превышению этих лимитов.
Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.
У каждого способа определения резервной базы по отношению к банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является опосредственным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведёт к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объём активных кредитных операций. Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям процентных ставок и сокращение объема кредитов. С другой стороны, основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование платежного баланса страны, например, путем привлечения иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам не лишен и существенных недостатков. Кредитные ограничения — это самая жесткая форма глобального воздействия на кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и кредитоспособность и финансовое положение. Поэтому селективный характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот для кредитов, предоставляемых банками отдельным секторам экономики, например, энергетике, сельскому хозяйству или экспортным отраслям.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.