Физиологические основы здорового образа жизни
Реферат подготовила Рассолова Светлана
Министерство Здравоохранения
Липецкий Базовый Медицинский Колледж
2000-2001 год.
План:
1) Социальная гигиена и организация здравоохранения как учебная дисциплина:
а) здоровье. Его критерии и определяющие факторы;
б) уровни здоровья и его критерии;
в) факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья;
2)Здоровье в иерархии потребностей человека:
а) мотивация здоровья и здорового образа жизни;
б) норма (понятие нормы);
3)Факторы, детерминирующие здоровье:
а) труд и здоровье;
б) сознание и здоровье;
в) информация и здоровье;
г) возраст и здоровье;
д) питание и длительность жизни;
е) культура и здоровье;
ж) жилищные (бытовые) условия и здоровье;
з) отдых и здоровье.
4) Роль физкультуры в жизни человека.
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука сформировалась во второй половине 19-го века в связи с возникновением потребности в научном обосновании общественного здоровья, а не только здоровья отдельного индивидуума, и введением вопросов общественного здоровья в систему медицинского образования с целью управления медико-санитарным делом. В отличие от большинства медицинских и, прежде всего клинических дисциплин, имеющих дело с одним человеком и его здоровьем, социальная гигиена изучает состояние здоровья всего населения. В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена - это наука, изучающая общественное здоровье и факторы, его определяющие, а организация здравоохранения включает комплекс государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения.
Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.
Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериевдля изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:
1) биологические факторы - пол, возраст, конституция, наследственность,
природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,
социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,
медицинские факторы или организация медицинской помощи.
Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.
Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот. Примером ведущего влияния социальных условий на здоровье могут служить падение и кризис экономики России.
Социальные факторы
В результате этого здоровье населения резко упало, а демографическая ситуация характеризуется кризисной. Таким образом, можно говорить о социальной обусловленности здоровья. Это означает, что социальные условия (факторы) через условия и образ жизни, состояние природной среды, состояние здравоохранения формируют здоровье индивидуальное, групповое, общественное.
Норма (понятие нормы)
Норма - оптиум функционирования и развития организма. Абсолютизация среднестатистических норм может привести к теоретическим ошибкам. Вот почему среднестатистический подход может быть, дополнен представлением о норме как интервале, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптиума. Такое понимание нормы более правильно, поскольку не существует человека, стандартизированного по всем признакам. Во всяком случае, изменение показателя за пределы нормы называется патологией.
Информация и здоровье
Информация может оказать двоякое влияние на здоровье человека в зависимости от того, какого содержания она: позитивная, способствующая укреплению здоровья, или негативная. Источником позитивной информации являются медицинские работники. Они пропагандируют основы здорового образа жизни, дают рекомендации по интересующим вопросам профилактики заболеваний, по вопросам укрепления здоровья, о факторах риска и т.д. Наряду с медработниками позитивную информацию распространяют педагоги, средства массовой информации. Однако некоторые из них распространяют негативную информацию, псевдонаучную. Понятно, что такая информация, а также реклама алкогольных напитков, курения, других факторов риска оказывает отрицательное влияние на здоровье, т.к. увеличивается число лиц с нездоровым образом жизни, не соблюдающих гигиенические рекомендации или неправильно их выполняющих. Поэтому информация должна быть достоверной и своевременной.
Необходимо отметить, что наше население имеет низкий уровень информированности. И причина этого в недостатке соответствующей литературы. Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, больным, а не здоровым.
Возраст и здоровье
Между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Но эта зависимость не является строго прямолинейной, она имеет вид образной кривой. Именно так изменяется один из показателей общественного здоровья – смертность. Наряду со смертностью в старческом возрасте, смертность встречается и в молодых возрастных группах. Наиболее высокие уровни смертности наблюдаются в возрасте до 1 года и в пожилом возрасте старше 60 лет. После 1 года уровень смертности снижается и достигает минимума в возрасте 10-14 лет. Для этой группы возрастной показатель смертности минимальный (0,6%). В последующем возрасте смертность постепенно возрастает и особенно быстро после 60 лет.
Следует подчеркнуть, что здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большая часть детей ещё здорова, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно устранить; во-вторых, детский и подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических особенностей, психофизические особенности, отличается несовершенством многих функций и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды. Вот почему именно с детства нужно научить ребёнка соблюдать здоровый образ жизни и другие мероприятия по укреплению здоровья.
Отдых и здоровье
Разумеется, для сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых -- это такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Важнейшим условием полноценного отдыха является его материально-техническое обеспечение, которое включает многообразные категории. К ним относятся: улучшение жилищно-бытовых условий, рост числа театров, музеев, выставочных залов, развитие телевидения и радиовещания, расширение сети библиотек, домов культуры, парков, санаторно-курортных учреждений и т.д.
В условиях современного производства, когда рост процессов автоматизации и механизации, с одной стороны, приводит к снижению двигательной активности, а с другой – к увеличению доли умственного труда или труда, связанного с нервно-психическим напряжением, эффективность пассивного отдыха незначительна. Более того, формы пассивного отдыха нередко оказывают неблагоприятное влияние на организм, в первую очередь на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, возрастает значение активного отдыха. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении функционального состояния ЦНС, координации движений, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем, что несомненно способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Физиологические основы здорового образа жизни
Реферат подготовила Рассолова Светлана
Министерство Здравоохранения
Липецкий Базовый Медицинский Колледж
2000-2001 год.
План:
1) Социальная гигиена и организация здравоохранения как учебная дисциплина:
а) здоровье. Его критерии и определяющие факторы;
б) уровни здоровья и его критерии;
в) факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья;
2)Здоровье в иерархии потребностей человека:
а) мотивация здоровья и здорового образа жизни;
б) норма (понятие нормы);
3)Факторы, детерминирующие здоровье:
а) труд и здоровье;
б) сознание и здоровье;
в) информация и здоровье;
г) возраст и здоровье;
д) питание и длительность жизни;
е) культура и здоровье;
ж) жилищные (бытовые) условия и здоровье;
з) отдых и здоровье.
4) Роль физкультуры в жизни человека.
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука сформировалась во второй половине 19-го века в связи с возникновением потребности в научном обосновании общественного здоровья, а не только здоровья отдельного индивидуума, и введением вопросов общественного здоровья в систему медицинского образования с целью управления медико-санитарным делом. В отличие от большинства медицинских и, прежде всего клинических дисциплин, имеющих дело с одним человеком и его здоровьем, социальная гигиена изучает состояние здоровья всего населения. В связи с этим можно утверждать, что социальная гигиена - это наука, изучающая общественное здоровье и факторы, его определяющие, а организация здравоохранения включает комплекс государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 150.