Правовой статус казенного предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в отечественной экономике создается множество новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Одной из таких форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий является, прежде всего, новый Гражданский кодекс (ст. 113, 115, 296, 297), в котором в обобщенной форме определены два вида унитарных предприятий, одним из которых является федеральное казенное предприятие. Спецификой, выделяющей унитарное предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности на закрепленное имущество; его имущество является неделимым, не распределяемым по вкладам (долям, паям).

Порядок создания (образования) казенных предприятий в перспективе предполагается осуществлять на основе закона о государственных и муниципальных предприятиях. Однако пока такой закон не принят и создание казенных предприятий осуществляется на основе подзаконных актов. К ним относятся Указ Президента РФ N 1003 от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий" и постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия".

Казенные предприятия могут создаваться на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий различных отраслей экономики. Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

- осуществляет свою деятельность исключительно для государственных предприятий;
- преобладающим (более 50 процентов) потребителем его продукции (работ, услуг) является государство;
- относится к числу предприятий, приватизация которых запрещена законодательством.

После установления названных критериев определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее решение правительства. К таким основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

  1) нецелевое использование предприятием выделенных ему федеральных средств;
2) отсутствие у него прибыльности по итогам последних двух лет;
3) распоряжение недвижимым имуществом без разрешения уполномоченного государственного органа (аренда, передача в пользование, продажа и т.д.).

В период создания конкретного казенного завода действуют социально-экономические гарантии, выражающиеся в установленных правовых запретах:

   - не допускается сокращение количества рабочих мест;
- запрещен отказ в приеме на работу работников ликвидированного предприятия;
- не допускается передача хотя бы части имущества ликвидированного предприятия юридическим или физическим лицам.

Ликвидация предприятия и образование на его базе федерального казенного предприятия порождают возникновение правопреемства, в соответствии с которым вновь созданное предприятие является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность по всем ранее возникшим обязательствам.

Правовой статус казенного предприятия условно можно подразделить на следующие блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

 







Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.