Женский труд как экономическая категория,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факторы влияния.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на соз­дание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и не­пременное усло­вие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окру­жающую природную среду, изменяя и приспосабливая её к своим по­требностям, люди не только обеспечи­вают своё существование, но и создают условия для развития и прогресса обще­ства. Труд – явление социальное. В процессе труда формируется определённая система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общест­венных отношений на любом уровне.

Женский труд рассматривается как часть общественного труда и изучается во взаимосвязи с ним, с его характером, содержанием формами проявления, закономерностями развития.

Согласно общепринятому определению, женский труд - участие женщин в процессе общественного производства, характер которого определяется социально-экономическим строем общества.

Наряду с понятием “женский труд” используется понятие “труд женщин”, которое характеризует труд, фактически выполняемый женщинами. Материальные и социально- экономические особенности воспроизводства женской рабочей силы исторически обусловили разрыв между теоретическим пониманием труда и практической его реализацией.

Труд есть отношение рабочего не только к обрабатываемому им предмету, но и к собственным трудовым способностям. Последние у мужчины и женщины различны.

Во-первых, участие женщин в процессе общественного производства шире, поскольку они способствуют не только умножению материального богатства общества, но и выполняют генеративную функцию.

Во-вторых, функция материнства у женщин ограничивает их возможность производства материальных благ в количественном и качественном соотношении.

В-третьих, в силу физиологических особенностей женского организма физические способности, связанные с развитием большей мышечной силы, у женщин ниже, а связанные с развитием малой мышечной силы, выше, чем у мужчин, что исторически сыграло решающую роль в обогащении содержания мужского труда.

В-четвертых, существование связи между физическими способностями человека и его конкретной деятельности исторически оказало влияние на различие в развитии умственных способностей мужчины и женщины.

В самом общем виде на любом этапе развития общества женский труд существенно отличается (и должен отличаться) от мужского своим естественным содержанием. Здесь под женским трудом понимается всякий общественно необходимый труд в своем конкретном выражении, который может выполнять женщина с учетом специфики ее рабочей силы, обусловленной физическими и психофизиологическими особенностями организма, что предполагает выполнение женщиной относительно легких (в физическом отношении) работ.

Постепенно различия в способностях мужчин и женщин к труду предопределили не только различия в их конкретной деятельности, но и в её результатах, в отношениях по участию в общественном производстве материальных благ и общественной форме организации труда

Поскольку исторически на первый план выступает производство материальных благ, то мужская рабочая сила становится эффективнее женской. Это обусловлено следующими причинами.

 Во-первых, производительная сила мужского труда выше производительной силы женского труда, выше и произ­водительность мужского труда.

С разделением общественного труда на обществен­ное производство и домашнее хозяйство женский труд стал синонимом последнего и связанных с ним видов деятельности, а мужской - синонимом общественного производства, где все виды труда, независимо от конкретных форм его проявления становились формами проявления мужского труда как труда обще­ственного.

Дальнейшее развитие общественного труда было, по существу, развитием мужского труда в многообразных конкретных формах его проявления. Женский труд в форме домашнего был необобществленным, малосодержательным, преимущественно ручным, менее творческим и менее эффективным, чем труд мужчин.

Во-вторых, реализация производительной силы жен­ского труда ограничивается в пространстве и во времени из-за необходимости выполнения женщиной репродуктивной функции.

В-третьих, в силу того, что производство орудий труда становилось основными для роста его производительности­, мужской труд стал главным в системе общественного разделения труда, в производстве прибавочного продукта.

С развитием производства на базе крупной машинной индустрии появились предпосылки для выравнивания условий воспроизводства мужской и женской рабочей силы и создались более реальные возможности участия женщин в общественном производстве.

Проблема эффективности труда женщин приобретает но­вое и важное значение. Она зависит не только от более рационального использования производст­венных мощностей, машин, оборудова­ния, производственных помещений, но и приме­нения живого труда.

Плодотворное исследование проблем эффек­тивности труда женщин в условиях научно-тех­нического прогресса возможно при четких, ясных теоретических и методических установ­ках. В этот круг установок по проблемам труда женщин входит дальнейшее совершенствование определения женского труда как социально-эко­номической категории, а также категорий, отра­жающих главные стороны непосредственно-об-щественного труда женщин и общественно по­лезного труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве, а также таких, как форма труда, ха­рактер и содержание труда, разделение труда, перемена труда, условия труда.

Быстрый рост интенсификации труда, развитие научно-технического прогресса требуют чёткого определения пределов возможного применения труда женщин. Чтобы глубже и шире понять пределы возможного в применении их труда, его эффективность, мы должны эти пределы рассматривать с точек зрения:

— экономической, то есть общественной производительности труда, степени участия и рационального применения труда трудоспособных женщин в общественном производстве;

—социальной и моральной, то есть отноше­ния к труду, удовлетворенности трудом, положительной моральной оценки труда, овладения объ­емом культурно-технических знаний, развития и применения творческих способностей, определя­ющих качество личности женщины;

—физиологической, то есть динамики работо­способности в течение рабочего дня, организации режима отдыха в процессе рабочей смены, выбо­ра рабочей позы с учетом статических и мышечных усилий работницы, выполнения работы с учетом энергетических затрат организма жен­щины, а также темпа и ритма, возможности определения допустимой продолжительности рабо­чего дня;

— психологической, то есть соответствия ра­ботницы конкретному виду труда, соответствия орудий труда психологическим возможностям женщины-работницы, приспособления условий труда к работнице и, конечно, вопросов профес­сионального обучения, подбора, профессиональ­ной ориентации, наличия хорошего психологи­ческого климата в трудовом коллективе;

— санитарно-гигиенической, то есть соответ­ствия фактических условий труда на рабочем месте, участке и в целом по предприя­тию санитарным нормам, особенностям женско­го организма, соответствия фактического нали­чия санитарно-бытовых помещений, комнат личной гигиены санитарным нормам, соответст­вия специальной одежды специфике профессии.

Степень учета и реализации, названных факторов в применении к организации труда жен­щин на отдельном предприятии и в масштабе всего народного хозяйства свидетельствует об уровне эффективности их труда.

Экономический эффект совершенствования организации труда женщин в конечном счете проявляется в увеличении объема производства, в росте производительности труда, снижении издержек по производству продукции, в повышении качества продукции.

Все стороны, раскрывающие эффективность труда женщин, невозможно отделить друг от друга, они находятся во взаимовлиянии. Поэто­му органическая взаимосвязь между развитием производства и социальным развитием означает, что всю организацию производства, труда и управления следует строить таким образом, чтобы достигал­ся не только экономический, но и социальный эффект.

Социальный эффект — это воздействие изменении в организации их труда на личность, на взаимоотношения в трудовом коллективе и семье, на степень использования в процессе трудовой деятельности физических и умственных возможностей работниц, на их творческую и общественно-политическую активность, на отношение к труду.

Активное участие женщин в общественном труде выдвигает целый ряд проблем, требующих своего решения. Это проблемы, связанные с на­учной организацией трудового процесса, научно обоснованным нормированием труда, улучшением условий труда, рациональным его разделением, с переменой труда. Проблемы целенаправленного рационального применения труда женщин, заключающиеся и в том, что ускоренные темпы научно-технического прогресса, изменяя трудовые функции работниц в процессе производства, повышают требовании к индивидуально-психическим их качествам.

За­дачи по повышению производительности общест­венного труда и росту объема производства в на­шей стране решаются на основе интенсивных методов ведения хозяйства, повышения эффек­тивности общественного труда и, в частности, труда женщин.

Эффективность труда женщин во многом зависит от различных психологических факторов. Высокие требования, предъявляемые научно- техническим прогрессом к качеству подготовки специалистов обусловлены необходимостью оптимального использования способностей человека и технических возможностей оборудования. Выявление склонностей и способностей к овладению профессией или группой профессий и составляет задачу профессиональной ориентации.

Важное значение имеет рациональное ис­пользование кадров, профессиональный подбор их, совершенствование их работы, измене­ние профессионально-квалификационных ка­честв работницы. Сущность всех этих вопросов вводится к тому, чтобы сознательно, планомер­но, на основе оптимальных решений установить соответствие между женщиной и вы­полняемым ею трудом.

Другим важнейшим путем повышения эф­фективности труда женщин является рост их культурно-технического уровня, на базе которо­го возможно расширение круга профессий. Жен­щины смогут овладевать новыми, более прогрессивными специальностями, что, безусловно, повысит производительность их труда, увеличит экономическую отдачу. Научно-технический прогресс изменяет содержание, характер, условия и структуру умственного труда, ведет к автоматизации и механизации физического труда, требует постоянного повышения квалификации. Повышение культурно-технического уровня женщинами имеет огромное социально-политическое значение. Оно позволяет устранить остатки неравенства между мужчиной и женщиной в области специального образования, квалификации, духовного роста, помогает женщине занять равное с мужчиной положение в производственной, общественной и культурной жизни.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.