Как отмечалось выше, сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем общества, которые зачастую являются проблемами не производства, а распределения. Решение вышеупомянутых проблем экономического развития не может быть самостоятельно обеспечено работой рыночного механизма и предполагает высокий уровень вовлеченности государства.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с позиций факторов спроса и утверждают, что с помощью фискальной и кредитно-денежной политики государство может его регулировать. Сторонники теории экономики предложения считают, что экономический рост связан в первую очередь с факторами предложения, которое должно регулироваться средствами системы налогообложения. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.
Регулирование экономического роста может осуществляться по следующим направлениям. Государство может взять на себя решение проблем, которые не в состоянии решить рыночный механизм: фундаментальные исследования, стимулирование НТП, антиинфляционное регулирование, социальная политика. Антициклическое регулирование подразумевает стимулирование спроса товары и услуги с целью приведения его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки (и избежать циклов). Структурное регулирование предусматривает снижение риска при осуществлении капиталовложений и стратегическое стимулирование развития определенных отраслей промышленности.
Сущность и виды экономической структуры
Произведенный ВНП, на основании которого определяются темпы экономического роста, обладает определенной структурой, которая, в свою очередь, является отражением структуры экономики. Экономика любого уровня (особенно национальная) – это сложная комплексная система. Для того чтобы эта система была эффективной (и решала поставленные перед ней задачи), она должна быть сбалансирована (т.е. необходимо наличие определенных пропорций и взаимозависимостей между всеми составляющими ее элементами). Проблема сбалансированности, т.е. поддержания требуемого баланса между элементами, обеспечение связей и формирование необходимой структуры является одной из самых важных в экономическом росте.
Экономическая структура отражает существующие хозяйственные пропорции между отдельными отраслями, регионами и т.п., соотношение системы связей и отношений между отдельными хозяйственными звеньями.
Структуру национальной экономики можно рассматривать с различных точек зрения. В зависимости от задач, стоящих перед исследователями, определяются виды структуры. Чаще всего рассматривают основные структуры: отраслевую, региональную, социальную и воспроизводимую.
Отраслевая структура.
Показывает сложившийся уровень разделения труда и кооперации. Она отражает пропорции между отдельными отраслями и производствами. Общая тенденция в развитии отраслевой структуры связано с НТП. Что обусловлено, в первую очередь, переходом развитых стран к постиндустриальному обществу (ускоренное развитие сферы услуг по сравнению с материальным производством).
Региональная структура.
Отражает территориальное распределение экономического роста в рамках отдельной страны. Следует принимать во внимание пространственное распределение этого роста, т.е. его региональную составляющую. Для устойчивого развития государства региональные темпы роста не менее важны, чем количественные характеристики общенационального темпа. Динамика экономического роста в пространстве также имеет огромное социальное значение – жители стагнирующих регионов мало ощущают общенациональный рост экономики.
Социальная структура.
Отражает соотношения между различными формами собственности (формами хозяйствования). Рыночной экономике (по определению) присущи различные формы собственности: частная, государственная, смешанная. В настоящее время на первое место по эффективности вышла акционерная собственность (выступающая как разновидность коллективной собственности).
Соотношение между формами собственности различается по странам и определяется меняющимися условиями производства.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.