Этапы и проведение психодиагностического исследования

Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

 

Схема психодиагностического процесса по Каминскому

 


В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:

Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.

 


Словарь терминов

 

Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.

Объект науки - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Объект науки отвечает на вопрос: что изучает наука.

Предмет науки должен ответить на вопрос: каким именно образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают объект, а через него и объективную реальность.

Психодиагностика — 1) область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; 2) отрасль практической психологии, занимающаяся оценкой психологических различий между людьми.

Тестология - — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик.

Диагноз — заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента. Процесс установления диагноза называется диагностикой

Инструкция к тесту. В инструкции дается установка, от которой зависит стратегия и результат деятельности тестируемого. Установка может выполнять важную ориентировочно-мотивационную функцию в процессе выполнения теста, если она включает цель - задачи и цель-результат.

Инструментарий - набор тестовых методик с подробными инструкциями испытуемым, методические рекомендации по проведению социально-психологических тренингов, а также материал по практической психодиагностике.

Интерпретация — в математике, логике, методологии науки, теории познания: совокупность значений (смыслов), придаваемых тем или иным способом элементам (выражениям, формулам, символам и т. д.) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в тех же случаях, когда такому «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.);

Прогноз — предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания.

Психодиагностический процесс - процесс изменения процедур выявления индивидуально - психологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения.

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Рекомендации – 1) письменный или устный благоприятный отзыв. 2) Совет, указание.

Стимульный материал - набор картинок, фотографий. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

Установка — психологический термин, ср. также Бессознательное. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

 

1. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.

2. Общая психодиагностика Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр.

3. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. –Спб., 1999.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 7.