Юридические свойства Конституции. Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт, принимаемый органами государства. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст. 125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам III-VIII Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав I, II, IX Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум, поправки в них не вносятся.

6. Понятие и признаки права.

Право — это система правил (норм) поведения, установленных государством, определяющих права и свободы личности в различных сферах жизни (экономической, политической, социальной, духовной), создание и функционирование государственной власти, направленных на поддержание общественной стабильности. Право как государственное установление непререкаемо. Реализация (претворение в жизнь) норм права в случае их нарушения и других необходимых случаях опирается на государственное принуждение, что может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, вплоть до наказания. В этом смысле право отождествляется с законом, исходящим от государства. В нем воплощены интересы и воля определенных социальных групп, занимающих доминирующее положение в обществе («позитивное право»).

Различение и связь права и закона восходит к глубокой древности, прослеживается во всей истории последующих эпох человечества, является одной из «вечных» проблем. Усложнение социальной структуры и существующие специальные конфликты в современном мире обусловливают практическую значимость вопроса о праве и его правильном отражении в законах государства.

Признаки. Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и политических условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых).

Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения — обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида.

Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда и т.п. Обычаям было чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть общественное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае — единое целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, могло повлечь гнев богов. Поэтому обычаи были неразрывно связаны с религиозными представлениями.

Новые обычные нормы, которые возникают в период разложения первобытнообщинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробивают брешь в родовом строе, утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, повсеместно принимались органами родовой организации еще до того, как возникло государство. Основная масса норм первобытнообщинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство. Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом, но впоследствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.

Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем — предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, то есть государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; носят общий характер, являются не персонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализованы, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность.

Праву присущи признаки равенства и свободы, ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.

Система права.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 157.