Глава 1. Древневосточная философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

О смысле жизни человека

 

Аспирант кафедры

Отечественной истории и культуры                           Кузнецова Е.А.

 

Научный руководитель

д.и.н., профессор                                                            Серебрянская Г.В.

 

Преподаватель философии

д.ф.н., профессор                                                      Зеленов Л.А.

 

 

Н. Новгород 2004

 

Содержание

 

Введение                                                                                          3

Глава 1. Древневосточная философия                                          5

1.1. Древнекитайские мыслители о человеке                            5

1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни                             8

Глава 2. Человек в античной философии                                        10

Глава 3. Христианское учение о спасении                                   12

Глава 4.Философия нового времени                                             15

Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни                            17

Глава 6. Философы-экзистенциалисты

о смысле человеческой жизни                                                       20

Глава 7.Русские философы о смысле жизни                                23

Заключение                                                                                      30

Список литературы                                                                         33

Примечания                                                                        35

 

 

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

    Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

    Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

    Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

  При работе над данной темой ставились следующие задачи:

-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;

-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в

3

античной философии;

- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;

-проследить изменение взглядов на смысл жизни человека в философии нового времени;

-обобщить взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20 веков о смысле человеческой жизни.

     По данной теме имеется огромное количество работ известных философов и мыслителей, чьи взгляды рассматриваются в данной работе.

4

Глава 1. Древневосточная философия

    Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.          

    Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

Заключение

     Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда стояла в центре философских исследований.

     Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

     Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.

     Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо открыть всебевсеобщий Дух, только через свое “я” человек может приблизится и слиться с мировым “Атманом”.

     Античная философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком.

     Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.

   Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с

30

 

физиологических и прагматических позиций.

     Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

     Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как личных, так и общественных проблем жизни человека.

     Экзистенциальная философия понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

   Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.

    Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"      

     Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от

31

брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

 

 

32

Список литературы

 

1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток. Традиции и современность. М.,1993.

2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.

7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.

8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.

9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.

10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.

11.А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат. 1990.

12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.

13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.

14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.

15.Мартин Хайдегер. Время и бытие: Пер. с нем. - М.: Республика,1993.

16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.

17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература, 1990.

18. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

19. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева.

33

 

Спб.,1903 Т.7.

20. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.

21. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993.

 

34

Примечания

1.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.:       Слово,1990 – Т3.С.24.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979. С.12.

3. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.С.55.

4. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное.   Лондон, 1969.С.124.

5. Альбер Камю Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.С. 360.

6. Виктор Франкл Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература, 1990.С. 26-27.

7. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. Спб.,1903 Т.7.С. 5-20.

8. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994, С. 170.

9. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993. С.5.

10.Там же. С.89.

11. Там же. С.91.

12. Там же. С.93.

13. Там же. С.233.

14. Там же. С.233.

 

 

35

 

 

РЕФЕРАТ

 

О смысле жизни человека

 

Аспирант кафедры

Отечественной истории и культуры                           Кузнецова Е.А.

 

Научный руководитель

д.и.н., профессор                                                            Серебрянская Г.В.

 

Преподаватель философии

д.ф.н., профессор                                                      Зеленов Л.А.

 

 

Н. Новгород 2004

 

Содержание

 

Введение                                                                                          3

Глава 1. Древневосточная философия                                          5

1.1. Древнекитайские мыслители о человеке                            5

1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни                             8

Глава 2. Человек в античной философии                                        10

Глава 3. Христианское учение о спасении                                   12

Глава 4.Философия нового времени                                             15

Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни                            17

Глава 6. Философы-экзистенциалисты

о смысле человеческой жизни                                                       20

Глава 7.Русские философы о смысле жизни                                23

Заключение                                                                                      30

Список литературы                                                                         33

Примечания                                                                        35

 

 

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

    Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

    Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

    Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

  При работе над данной темой ставились следующие задачи:

-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;

-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в

3

античной философии;

- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;

-проследить изменение взглядов на смысл жизни человека в философии нового времени;

-обобщить взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20 веков о смысле человеческой жизни.

     По данной теме имеется огромное количество работ известных философов и мыслителей, чьи взгляды рассматриваются в данной работе.

4

Глава 1. Древневосточная философия

    Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.          

    Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 171.