Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников



Введение

 

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учится самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Модель работы над тестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Цель исследования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности. Развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Для реализации поставленной цели проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2) разработать и апробировать тесты разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов;

3) осуществить мониторинг учебных достижений учащихся с применением тестов.

В процессе опытной работы использовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение опыта работы учителей Казахстана и России;

- тестирование учащихся начальных классов;

- наблюдение и сравнение;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный результат эксперимента.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения ЗУН учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по математике, чтению, русскому языку и познанию мира, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания, гарантирующая учёбу на максимальном для каждого обучающегося уровня успешности.



История и теория возникновения тестов

Из глубины веков

 

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история.

Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать.

В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что это суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию. Он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам.

Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что « не из каждого дерева можно выточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

 

Классификация тестов

 

Различают:

1. По процедуре создания:

-стандартизированные;

- не стандартизированные.

2. По средствам предъявления:

- бланковые;

- предметные;

- аппаратурные;

- практические;

- компьютерные.

3. По направленности:

- тесты интеллекта;

- личностные;

- тесты достижений.

4. По характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

5. По ведущей ориентации:

- тесты скорости (содержат простые задачи);

- тесты мощности или результативности (содержат трудные задачи);

- смешанные тесты (задачи различного уровня сложности).

6. По степени однородности задач:

-гомогенные;

- гетерогенные.

7. По объективности оценивания:

- объективные;

- проективные тесты.

8. По специализации:

- широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения, степень освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

- узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т.д.

9. По целям использования (только для тестов в системе образования):

- предварительный определяющий тест (определяет знания в начале учёбы);

- тест прогресса, достигнутого в процессе обучения;

- диагностический тест. Цель теста – определение трудностей обучения.

- суммирующий тест (содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности),

10. По широте использования (только для тестов в системе образования):

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией образовательного учреждения;

- для целей отбора и формирования групп;

- для аттестации учащихся.

11. По форме:

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).



Формы тестовых заданий

 

Таблица 1

Открытая форма Предмет: математика Класс: 3 Тема: «Площадь. Периметр. Объём» ДОПОЛНИТЬ: 1. Если площадь квадрата 49 кв. дм, то его сторона равна _______ дм 2. Сторона куба с объёмом 8 куб. см в сантиметрах равна ________ см Из куска проволоки длиной 12 см можно сделать квадрат со стороной _____ см
Предмет: познание мира Класс: 2 Тема: «Жизнь растений» ДОПОЛНИТЬ: 1. Подземный орган растения – это _______________. 2. Листья поглощают ________________________________ и выделяют __________________. 3. Зелёный цвет листьям придаёт вещество под названием _______________________. 4. Опавшие листья гниют и превращаются в _____________________. 5. Картофель размножается __________________________.

 

Таблица 2

Закрытая форма Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: «Фонетика и графика» ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: 1. В русском языке гласных звуков а) 6 б) 8 в) 10 Найди слово, в котором есть звук [й] а) яблоко б) племя в) лямка
Предмет. Чтение Класс: 3 Тема. «Земля моя, ты будешь раем!» ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА: 1. Автор стихотворения «Я – сын степей» а) Ж. Жабаев б) М. Алимбаев в) А. Дуйсенбиев 2. Назови писателя, тема произведений которого – описание нашей Республики а) М. Алимбаев б) М. Зверев в) У. Канахин 3. Определи тему стихотворения «Зима в лесу» а) хлопоты лесных жителей б) зимний лес в) снегопад

 

Перед проведением тестирования учащимся подробно объяснялась инструкция работы с тестом. Каждое задание теста оценивалось в баллах. За правильное выполнение задания ставился 1 балл, или знак «+», за невыполнение задания или его части, ставилось 0 баллов, или знак «−». Данные результаты апробировались.

Для проверки эффективности использования тестовой технологии был проведен констатирующий эксперимент. Учащимся экспериментальных классов - классов, в которых я работаю – 2 «Г», 3 «В» и контрольных классах – 2 «А», 3 «Б» были предложены тесты по 4-м предметам: познанию мира, чтению, математике и русскому языку. Учащиеся экспериментальных классов выполнили предложенные тесты организованно, затратив 10-15 минут, не задавая дополнительных вопросов в процессе работы. Учащиеся контрольных классов затратили больше времени. Несмотря на подробный инструктаж, задавали дополнительно-уточняющие вопросы. Качество выполнения тестов ниже, чем в экспериментальных классах, о чем свидетельствуют ниже приведенные диаграммы.

Тестовый контроль позволяет не только увидеть результативность усвоения учебного материала класса в целом, но и по каждому ученику в отдельности. С этой целью используется «матрица» теста, по которой можно произвести анализ слабых сторон усвоения понятий, действий учащимися и спланировать в последующие уроки работу по коррекции знаний.

Ф. И. учащегося

Задание

1 2 3 4 5 1.             2.             3.             4.             5.             6.             7.             8.             9.             10.             11.             12.             13.             14.             15.            

Заключение

 

Теоретические и практические результаты экспериментальной работы дали возможность сделать следующие выводы.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

- высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

- воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

- развивает память, вариативно- логическое мышление;

- умение делать правильный выбор;

- снижает уровень тревожности;

- помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

1) большая вероятность выбора ответов наугад;

2) невозможно проследить логику ученика.

Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.



Список использованной литературы

 

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: МИС и С., 1987.

2. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.

3. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.

4. Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.

5. Иванцова И., Куттыкужанова З. К вопросу о контроле качества знаний. // Учитель Казахстана. – 1999, 24 апреля.

6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

7. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.

8. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978.

9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы Образования. – М., «Интеллект центр».

10. Николаева Е.И. Тестирование без мифов. // ЭКО, 2002.

11. Опыт работы Калашниковой С.Г., старшего преподавателя кафедры русского языка и литературы, г. Омск.

12. Усаков В. Проверка и оценка знаний и умений школьников (рекомендации) // Народное образование. – 1985, № 6.

Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников



Введение

 

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учится самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Модель работы над тестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Цель исследования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности. Развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Для реализации поставленной цели проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

2) разработать и апробировать тесты разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов;

3) осуществить мониторинг учебных достижений учащихся с применением тестов.

В процессе опытной работы использовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение опыта работы учителей Казахстана и России;

- тестирование учащихся начальных классов;

- наблюдение и сравнение;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный результат эксперимента.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения ЗУН учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по математике, чтению, русскому языку и познанию мира, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания, гарантирующая учёбу на максимальном для каждого обучающегося уровня успешности.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 144.