Необходимо, прежде всего, определить подведомственность дела суду или арбитражному суду. При этом следует руководствоваться, в частности, ст. 25-28 ГПК РФСФР, ст. 22 АПК РСФСР, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям о признании правовых актов противоречащими закону" от 27.04.93 и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" от 18.08.92 г., которые действуют с учетом изменений, внесенных в процессуальные нормы.
При определении подведомственности большинство проблем возникают при подаче в суд исков и заявлений по делам граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и о признании незаконными актов государственных и иных органов.
В этом случае следует иметь в виду, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства.
Споры о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы определенных организаций и граждан - предпринимателей, подлежат разрешению в арбитражном суде. Требования организаций и граждан - предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат разрешению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами.
Споры о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующих законодательству, подлежат разрешению в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином - предпринимателем.
Правовыми актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, акты, принятые федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, если эти правовые акты содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, то есть устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующих независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также носить индивидуальный характер, то есть устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.
Для дел некоторых категорий законом установлена подсудность не районному (городскому) народному суду, а краевому, областному или иному суду, например:
· ст.61 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"
· п.5 ст.17 Федерального Закона от 23.11.95 "О порядке разрешения коллективных трудовых споров",
· ч.2 ст. 263 ГПК РСФСР "Установление усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации
· ст.115 ГПК РСФСР - краевой суд рассматривает по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, обеспечением прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
· Когда поданы заявления о назначении даты выборов на основании Федерального закона
Дата: 2019-07-31, просмотров: 178.